Азбука верыПравославная библиотекапротоиерей Григорий ДьяченкоПолный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Книга 11, Поучение 15 Книга 11, Поучение 16 Книга 11, Поучение 17

Месяц апрель

Девятый день.
Поучение 1-е. Препод. муч. Вадим.

(Нужно слушаться голоса совести).

   I. Св. преподобномуч. Вадим, память коего совершается ныне, жил в IV веке в одном персидском городе при царе Сапоре. Соорудив на свои средства монастырь за городом, он подвизался тут. В это время в Персии поклонялись солнцу и огню. Сапор начал преследовать христиан. Многих из них заключили в темницу, в числе их и Вадима. К сожалению, не все из них оказались твердыми в вере, некоторые отреклись от веры. В числе отрекшихся был некто Нирсан князь. Сапор потребовал от Нирсана, чтобы он, в доказательство своего искренняго отречения, умертвил Вадима. Нирсан согласился, но лишь поднял руку с мечом, как совесть заговорила в нем, он затрепетал, и рука опустилась. Но Нирсан не послушался голоса совести, снова поднял дрожащую руку с мечом и, хотя не в один раз, обезглавил преподобнаго, который безтрепетно принял мученическую смерть.
   После смерти преподобно-мученика Вадима Нирсан, купивший себе жизнь отречением от Христа и невольным убийством мужественнаго исповедника Христовой веры, лишился мира и радости, — совесть не давала ему покоя, он умер смертию самоубийцы.
   II. Из краткаго очерка жизни св. муч. Вадима мы видели, братие, какое дерзкое преступление совершил богоотступник Нирсан, и как, мучимый совестию, он дошел до отчаяния, закончившагося самоубийством. Так опасно сделаться жертвой терзаний совести и так необходимо во время слушаться спасительнаго голоса совести.
   Вот основания, почему нужно слушаться этого голоса совести.
   а) Совесть есть сила нашей души, побуждающая нас к добру и предостерегающая от зла, есть истолковательница нравственнаго закона, начертаннаго Богом на сердцах наших, есть голос Божий в нас. Требования совести сходны с предписаниями закона Божия письменнаго, откровеннаго. Чему научает, что повелевает закон Божий, тому научает, то внушает и совесть. Что запрещает закон Божий, то запрещает и совесть. Закон Божий повелевает веровать в Бога, почитать Его паче всех созданий, повиноваться Ему, как Владыке всяческих, бояться Бога, как праведнейшаго Судии, любить Его больше всего, благодарить Его, как всещедраго Благодетеля, надеяться на Него, как на Всеблагаго и Всемогущаго; то же внушает нам и совесть.
   Закон Божий велит оказывать почтение и повиновение родителям и всем властям, от Бога учрежденным, то же внушает и совесть.
   Закон Божий запрещает вредить человеку, отнимать у него жизнь, запрещает распутничать, похищать чужое добро явно и тайно, хитростию и насилием, запрещает лгать, льстить, обманывать, клеветать на ближняго, завидовать счастию другого, зложелательствовать и злорадоваться злополучию собрата: то же запрещает и совесть. Внимайте же, братие, своей совести и не отложно исполняйте, что она внушать будет. Совесть есть истинный учитель; слушающий ея не подвергается преткновениям. Совесть во всех делах ваших употребляйте вместо светильника: потому что она все дела ваши в жизни, как худыя, так и добрыя, показывает совершенно.
   б) Совесть наша не только располагает — побуждает нас к добру и предохраняет от зла, но она вместе безпристрастно и неподкупно судит нас за те или другия действия наши, безпощадно и неумолимо карает нас за всякое зло, соделанное нами. Совесть — истинное домашнее судилище. «Преступник может избежать иногда суда человеческаго, но он никогда не избежит суда своей совести», учит св. Григорий Назианзин (Epist. 5)«. Совесть чувствует каждое движение сердца, каждому намерению, желанию, каждой мысли, каждому делу дает надлежащую оценку: зло она охуждает, устрашает, задерживает, а добро похваляет, одобряет, поощряет; за зло наказывает безпокойством, страхом, стыдом, угрызениями, тоской, за добро награждает миром, самодовольством, самоуслаждением, радостию неземною. Что заставляло тяжких, уголовных преступников открывать свои тайныя преступления, зная, что за них будет им кара суда человеческаго? Не обличения ли совести, не дающия им покоя? От чего овладевает вором робость, прелюбодеем стыд, убийцею страх, святотатцем трепет, когда ими совершаются злодеяния в темноте ночной, неведомо для других? Не от преследования ли их совестию? Отчего многие закоренелые злодеи и тяжкие преступники, совершавшие много злодейств и преступлений без смущения и страха, наконец, решались на самоубийство? От возстания против них подавленной доселе совести, от ея резких обличений и невыносимых угрызений. Так случилось с Иудою предателем, который, будучи жестоко мучим пробудившеюся в нем совестию, удавился; так случилось, как мы видели, и с Нирсаном богоотступником.
   в) Правда, бывают люди, коих совесть не судит, не обличает, не мучит: но эти люди либо взошли на верх добродетели, либо ниспади в бездну порока. Совершеннаго праведника не за что совести обличать и угрызать, а в совести, замаранной грехами, и великие грехи не заметны; точно так же, как в закопченом зеркале не видит смотрящий в него ни лица своего, ни недостатков своих.
   Душа грешника, не обличаемаго совестию, это — море, тихое на поверхности, но во глубине его гнездятся и движутся «гади, им же несть числа!» Мнимое спокойствие такого грешника, это — тишина пред бурею, потому что рано или поздно, но придут наконец минуты, когда заглушенный им голось совести раздастся со всею силою в душе его и потрясет все ея существо, как потрясают своды небесные сильные раскаты грома. Таковыя минуты бывают при невзгодах житейских, и в особенности минуты предсмертныя, когда все совершаемое нами во всю жизнь нашу, начиная с ранняго детства, предстанет пред нами так ясно, как на ладони, покажется нам совершенным как бы вчера, а в загробной жизни угрызения совести соделаются для грешников тем червем не умирающим и огнем не угасающим, о котором говорится в евангелии.
   III. Итак, братие, нам необходимо жить по закону Божию и по совести, чтобы для нас совесть была не жестоким обличителем и мучителем, а благим и кротким утешителем и руководителем; необходимо развивать и изощрять совесть нашу изучением писаннаго закона Божия и наставлений Богомудрых учителей. (Сост. с доп. по проп. прилож. к «Рук. для сельск. паст.» 1891 г., июнь).

Книга 11, Поучение 15 Книга 11, Поучение 16 Книга 11, Поучение 17


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря