Источник

Двадцать третий день.
Поучение 4-е. Тезоименитство Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны.

(Важность благочестивого настроения и образования женщин).

I. Ныне, возлюбленные братие, мы светло празднуем тезоименитство Ея Императорского Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Не напрасно она названа благочестивейшею: глубокая религиозность, искреннее благочестие, ревность по вере, выражающаяся в заботливости о распространении истинного христианства, о восстановлении и основании обителей, о благолепии храмов Божиих, попечение о правильном и благотворном образовании в женских учебных заведениях и об умножении их в России, пламенная любовь к Богу, наконец сострадательность к нуждающимся в помощи, – вот видимые для нас христианские качества тезоименитой ныне нашей Государыни, матери отечества. Это драгоценные перлы, украшающие царственный венец Ея.

II. Пример благочестия матери отечества должен служить образцем для матерей семейств в большей или меньшей степени, смотря по кругу деятельности и значению в обществе, побуждением и заботиться о религиозном образованин детей, и в частности женского пола. Важность благочестивого настроения и образования женщин, по влиянию их на семейный, а затем и на общественный быт, не подлежит сомнению и очевидна из опыта. Апостол говорит: «благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго» (1Тим. 4–8), т. е., благочестие составляет основание счастия временного и вечнаго.

а) О том и говорить нечего, что для достижения блаженной участи в вечности необходима благочестивая жизнь; но столько ли же необходимо благочестие для временного благоденствия? Да. С первого разу это представляется как будто не совсем справедливым; но только с первого разу. В чем состоит благочестие? Христианское благочестие состоит из настроения мыслей, желаний и чувствований поучению Христа Спасителя, – состоит в образе деятельности по требованию закона евангельского, а с ним вместе законов церковных и гражданских; следовательно оно в одном слове заключает выражение духа веры и любви. Коль скоро так, то благочестие есть необходимое условие правильнойжизни, где бы оно ни обнаруживалось, в уединенной ли келлии инока, в скромной ли хижине поселянина, в богатых ли чертогах властителей, в скромных ли подвигах добродетели, или в широких и открытых размерах общественной деятельности. А без правильной, соответственной объясненному христианством назначению человека жизни, возможно ли быть счастливым на земле? Возможно ли находить утешение и довольство в самом себе и распространять его в других? Опытами доказано и беспрерывно доказывается, что все внешния обеспечения нашего быта сами по себе недостаточны к удовлетворению требований духа нашего, если в нем не будет благочестия. Как же водворить благочестие в домах и в обществе? Между прочим при посредстве женщин. Да, на вас, жены и матери, лежит обязанность распространят, так сказать, благоухание благочестия в своих семействах; вам предлежит честь первоначально в юных душах детей насаждать семена веры святой и воспламенять сердца их любовию к Богу, к церкви, к отечеству, а самим подавать пример искренней набожности, благоговения или любви христианской. Нужно конечно образование девиц и вне семейного округа, в общественных заведениях; но это не устраняет влияния матери; наука и искусство не заменят теплого материнского чувства, особенно религиознаго.

б) Из истории церкви знаем, что многия благочестивыя женщины весьма успешно содействовали распространению и утверждению христианства в разных странах мира, и отличались удивительным самоотверждением. Что же мешает и теперь женщинам действовать в своем круге на пользу православной веры? Да усиливается же ревность по истинному благочестию и благоверию в душах жен и матерей, а чрез них в детях, семействах и обществе.

III. Слава Богу, теперь в низших классах народа успешно распространяется между детьми женского пола грамотность, а с нею и образование религиозное. Можно надеяться, что недалеко то время, когда матери поселянки с любовию сами станут передавать детям необходимые познания и внушать им правила благочестия, а с сим вместе усиливать доброе настроение в народе к славе церкви и к утешению высокой покровительницы женского образования. Будем желать этого для счастия России и молиться, чтобы Господь сохранил нам, сколько можно на долго, жизнь Государыни нашей, благотворная деятельность которой так очевидна для всех. Аминь. (Сост. по «Слов. и Реч.» Леонтия, архиеп. холмско-варшавск., т. II изд. 1888 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle