Источник

Восьмой день.
Поучение 3-е Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов.

(О любви к Богу и ближнему).

I. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, ныне ублажаемый, был ближайшим и любимейшим учеником Господа нашего Иисуса Христа, – по выражению церковной песни, он был другом и наперсником Христовым. Чем же особенно отличался этот апостол от других учеников Господа, и чем заслужил он особенное благоволение и расположение Иисуса Христа? Будучи образцом целомудрия и кротости и имея мягкое и нежное сердце, расположенное любить Бога и ближних, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов всею душею прилепился к Господу, Учителю своему, и полюбил Его с нежностью детского сердца, за что и был ближе других апостолов и доступнее к Спасителю. Эта любовь к Божественному Учителю выражалась не на словах только, но и на деле. Так, в то время, когда Иисус Христос был распят на кресте, и когда все ученики Его, «страха ради иудейска», разбежались, – стояли при кресте только Божия Матерь и ученик Иоанн. Вот тут-то, в минуту величайшего уничижения Божественного Учителя, в минуты всеобщего опасения за самую жизнь, ап. Иоанн и доказал на деле свою любовь и глубокую привязанность к Господу И. Христу. Видя столь великую любовь и полную преданность к Себе Иоанна, Иисус Христос здесь же отличает его от других Своих учеников. Он усыновляет Иоанна Своей Матери, и с той поры Пресвятая Богородица пребывала в доме его до славного успения Своего.

Но помимо любви к Богу – этой первой и самой главной обязанности каждого человека, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов любил также и ближних своих. Так, он постоянно увещевал людей жить в мире и любви, повторяя до последних дней своей жизни все одни и те же слова: «братие, любите друг друга». Увещевая же любить ближних, апостол Иоанн в то же время поучал, что нужно любить не словом, ниже языком, но делом и истиною (Иоан. III. 18). Это он доказал примером из собственной жизни. Однажды, когда св. апостол Иоанн Богослов проходил города Малой Азии для проповеди Евангелия, в одном из них увидел юношу, способного на дело благое, поучал его много и затем сподобил его св. крещения. Оставляя этот город, чтобы отправиться далее на проповедь Евангелия, апостол Иоанн, в присутствии всей церкви, поручил юношу епископу того города, чтобы он научил новообращенного всему доброму. Епископ научил юношу священному писанию, но не наблюдал за ним, а оставил его жить на своей воле, и вскоре юноша стал вести дурную жизнь: стал предаваться пьянству, заниматься кражей, потом свел дружбу с разбойниками, которые увлекли его в горы и пустыни, выбрав его своим главою, и разбойничали по дорогам. По прошествии некоторого времени, апостол Иоанн возвратился в тот город и, услышав, что юноша развратился и стал разбойничать, сказал епископу: «возврати мне сокровище, которое я дал тебе на хранение, как в верные руки; возврати мне юношу, которого я поручил тебе, чтобы ты научил его страху Божию!» – «Погиб юноша, отвечал со слезами епископ: – умер душею, а телом разбойничает по дорогам». – «Так ли следовало блюсти душу брата? сказал апостол Иоанн. – Но дай мне проводника, я поищу того, которого ты погубил».

Апостол Иоанн пришел к разбойникам и просил их, чтобы они провели его к старшине своему. Разбойники повиновались. Увидев святого, юноша от стыда убежал в пустыню; апостол же Иоанн, забыв старость свою, погнался за ним, говоря: «обратись, сын мой, к отцу твоему! не отчаявайся: я грехи твои приму на себя, только остановись и подожди меня, ибо Господь послал меня к тебе!» – Юноша с трепетом и стыдом пал к ногам святого, не смея взглянуть на лицо его; апостол же Иоанн, как нежно любящий отец, обнял, обласкал его, привел в город, с великою радостию, что нашел заблудшую овцу, много поучал его, наставляя на покаяние. Юноша, совершая трудные подвиги покаяния, угодил Господу и, получив прощение грехов, с миром перешел в жизнь вечную.

II. а) Подражая примеру св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и желая заслужить любовь Божию, и мы должны, братие, любить Бога всем сердцем и всею душею и всем помышлением нашим... Нужно любить не словом, ниже языком, но делом и истиною. Доказать же на деле свою любовь к Богу мы можем только в том случае, если во всем станем исполнять волю Божию. Спаситель сказал: «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Иоан. XIV, 21, 23); а св. апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «сия бо есть любы Божия, да заповеди Ею соблюдаем» (1Иоан. V. 3).

б) По примеру св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, нам должно любить ближних своих, – любить не на словах только, а на самом деле, от всей души, оказывать им в жизни потребные услуги, а при случае даже не щадить и жизни своей для спасения ближних. «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. XV, 13), говорит празднуемый ныне св. апостол.

III.Если мы, братие христиане, искренно станем любить друг друга, будем расположены друг к другу в будем друзьями между собою, то Бог мира будет всегда с нами, и наша жизнь на земле будет счастливою и мирною. В первыя времена христианства «у всего общества верующих было, по слову писания, одно сердце и одна душа». Давно были те блаженные времена. Теперь же, когда вражда и ненависть, ссоры и раздоры, споры и несогласия царят между людьми, нам почаще нужно обращаться с молитвою к св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и у него просить и поучаться истинной христианской любви. Он оставил для нас неоцененное сокровище – свои святыя послания, где на каждой почти странице он повторяет: «будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас»; «кто любит Бога, тот пусть любит и ближняго своего, потому что кто не любит брата, тот этим показывает, что не любит и Бога»; «как Христос положил за нас жизнь Свою, так и мы должны полагать жизнь свою за близких"… Имеяй уши слышати, да слышит. Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст..» 1890 г. май).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle