Источник

Первый день.
Поучение 2-е. Св. прор. Иеремия.

(Почему каждый пророк терпит поношение от современников?)

I. Ныне св. церковь совершает память св. пророка Иеремии. Бог призвал его к пророческому служению под конец царствования Иосии (в VII веке до Рождества Христова). «И было ко мне, – говорит сам Иеремия, – слово Господне: «Я освятил тебя и поставил пророком для народов». Я же возразил: «о Господи Боже, я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь сказал мне: «не говори о своей молодости, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, ты пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся никого, ибо Я с тобою. Скажи иудеям все, что Я повелю тебе, не малодушествуй пред ними».

Наставленный Самим Господом и укрепленный обещанием Его помощи, Иеремия ревностно приступил к пророческому служению. Он начал строго обличать иудеев за отступление от истинного Бога и идолопоклонство, грозя им бедствиями грядущей войны. Но народ не внял убеждениям пророка. Двадцать три года пророчествовал Иеремия, убеждая своих соотечественников оставить путь нечестия и возвратиться на путь истины. Являлся всюду, где было значительное собрание народа, увещевал со слезами. Но на все увещания пророка иудеи отвечали насмешками, бранью, и даже покушались на жизнь его.

Бедствия, предсказанные Иеремиею иудеям, начались вскоре по смерти царя Иосии. Иудеи избрали на царство второго сына Иосии – Иоахаза. Но Фараон Нехао, возвращаясь с Евфрата в Египет, взял Иоахаза в плен, поставил на его место первого сына Иосии – Иоакима и сделал его своим данником. Иеремия тогда начал возглашать вслух жителям Иерусалима: «Так говорит Господь Бог: Я пошлю на вас племена северные и Навуходоносора, царя вавилонского, приведу их на эту землю, разорю ее и обращу в пустыню вечную. И будут эти народы в рабстве у царя вавилонского семьдесят лет». Старейшины и священники иудейские, раздраженные этими словами Иеремии, хотели предать его смерти; благодаря заступничеству одного вельможи, ему заменили смертную казнь заключением в темнице. Между тем Навуходоносор, разбив египетского царя, взял Иерусалим, захватил из храма много священных сосудов и многих отроков знатного рода переселил в Вавилон; когда же Иоаким отказался от покорности Навуходоносору и перестал платить дань, Навуходоносор вторично овладел Иерусалимом и отвел Иоакима и его мать пленными в Вавилон, где Иоаким вскоре и умер. Сын его Иехония царствовал только сто дней. После него Навуходоносор возвел на престол третьяго сына царя Иосии, Седекию. В царствование Седекии иудейский народ дошел до крайняго нечестия и развращения. Седекие весьма заблуждался, думая изменой Навуходоносору и союзом с царем египетским упрочить свое положение. Тщетно Иеремия отклонял его от этого, предсказывая, что за измену Иерусалим будет сожжен, а Седекие будет отведен в плен. И действительно, когда Навуходоносору стала известна измена Седекии, он послал сильное войско на Иерусалим; город был разрушен, храм и дворец сожжены. Сыновья Седекии были заколоты пред глазами отца, а сам он был ослеплен и в цепях отведен в Вавилон, где и умер в темнице. Большая часть жителей Иудеи были переселены в Вавилон, и лишь малая часть осталась в своей земле. Так исполнилось предсказание Иеремии о разорении Иерусалима вавилонским царем. Раздраженные иудеи побили св. пророка камнями.

II. а) Размыслим, братие, о том, почему каждый пророк, вместо чести, которой он достоин, терпит в земной жизни безчестие, которого не заслуживает? Потому, сл., что он становится выше своих современиков, ясно видит их заблуждения, пороки и нечестие, а видя их, сильно обличает, требуя покаяния и исправления. Зависть, не терпящая возвышения над собою, заблуждения, пороки и нечестие, не терпящия обличения, рождают первоначально досаду на обличителя, потом месть, и наконец безчестие. «Аще от мира бысте были», сказал Спаситель ученикам Своим, «мир убо свое любил бы. Ньне же от мира несте, сего ради ненавидит вас мир. Аще Мене изгнаша», «и вас ижденут» (Иоан. XV, 19, 20), т.е. если бы вы, как бы так говорил Спаситель, стояли наравне со всеми, и не замечали ни чьих недостатков, заблуждений и пороков; то сонм народа, называемый миром, любил бы вас, как своих клевретов и сообщников, разделяющих с ним все, им любимое. Но поскольку Я поставляю вас выше этого сонма, чтоб открыть, указать и обличить его заблуждения, пороки и нечестие: то он и не может любить вас, как людей, тревожащих совесть, потрясающих сердца, нарушающих спокойствие жизни требованием подвигов покаяния и исправления. Вместо удовлетворения справедливым вашим требованиям, существенно полезным для самого исправляемого мира, мир ненавидит вас, и за ваши наставления платит безчестием.

б) И на чем основывает мир свои суждения, которыми безчестит каждого пророка в его отечестве? – На мнимом знании его. Но не безрассудно ли, сл., безчестить людей, чествуемых Самим Богом, на основании знания их обстоятельств земной жизни? «Мы знаем», говорят обыкновенно одноземцы про своего согражданина, возвышающегося пред ними и ведением, и добротою, и благочестием, «мы знаем этого человека с детства, знаем его отца и мать, знаем весь род его. Необыкновенного ничего нельзя ожидать от него». – Не отнимаем у вас этого знания: но вы знаете ли отношения вашего согражданина к Богу? Это отношение есть тайна, доведомая только ему одному, потому что «никто же весть от человек, яже суть в человеке, точию дух человека, живущий в нем» (1 Кор; II. 11). Быть может, в то самое время, когда вы его безчестите, он молится за вас Богу в клети дома своего. – Быть может, в то самое время, когда вы предаетесь пиршествам и забавам, он в посте и молитве умилостивляет за вас Господа. Быть может, мир, преследующий безчестием пророков, давно бы превратился в первобытный хаос от нечестия своего, если бы сии, святии Божии человецы, не поддерживали его своим благочестием. Ибо «семя свято стояние мира» (Исаии VI. 13), каждого общества, града и веси. Уничтожение сего святого семени всегда сопровождалось гибелью. Всемирный потоп, участь Содома и Гоморры, известны всем и каждому. Когда же на земле оскудеет вера, проповедуемая пророками, апостолами и учителями, и иссякнет любовь, внушаемая и поддерживаемая ими: тогда будет то, о чем без ужаса и мыслить нельзя.

III. Посему, вместо безчестия, которым щедро награждали пророков соотечественники их и современники, воздадим мы, сл., честь им и славу, как проповедникам истины среди заблуждений, как обличителям нечестия, для утверждения и распространения благочестия, на все полезнаго; не словами только выхваляя их труды и подвиги, но и самою жизнию, осуществляя в ней божественные их наставления. Ибо мы составляем такое общество, которое зиждется «на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу» (Ефес. II. 20). Аминь. (Сост. по кн. «Год в нов. Иерусалиме», поучен. архим. Климента, ч. 2-я, изд. 1856 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle