Месяц июнь
Двенадцатый день.
Препод. Онуфрий Великий.
(О бытии ангелов хранителей).
I. Преп. Онуфрий, память коего совершается ныне, был один из великих подвижников и образцов строгого иноческого пустынного жития. Сначала подвизался он в одном из Фиваидских монастырей (в IV в.). Потом же, в течение 60-ти лет, подвизался в полном уединении и безмолвии в пустыне... Только за один день до его смерти увидел его человек: то был преп. Пафнутий, приведенный сюда внушением Божиим, чтобы услышать повесть о необычайной жизни ангелоподобного подвижника и предать погребению его труженическое тело...
Преп. Пафнутий, предпринявший странствие с тою целию, чтобы видеть жизнь подвижников во внутренней отдаленной пустыне, и пораженный уже встречею со многими из них, живущими истинно сверх-естественною жизнью, встретил наконец и преп. Онуфрия. Это был старец с такими длинными волосами на голове и бороде, что они прикрывали его до ног, заменяя одежду. Приветливо принял пустынник пришельца и вступил с ним в беседу, причем рассказал ему о себе следующее: – «Когда зародилось у меня желание пустынной жизни, – говорил он, сообщая о прежней своей жизни в обители, – то ночью, взяв несколько хлеба, я пошел в глубь пустыни; вдруг увидел перед собою необыкновенный луч света, как бы указывающий мне путь, и услышал голос, говоривший мне: «не бойся, я – ангел, охраняющий тебя с самого рождения твоего, и по воле Божией веду тебя в пустыню. Будь совершен и смирен сердцем перед Господом и с радостию работай Ему, я же не отступлю от тебя»...
Рассказал также Онуфрий, как трудно ему было вначале его пустынной жизни, как терпел он от холода и зноя, от жажды и голода, пока не нашел вблизи от своей пещеры финиковое дерево и источник воды.
В уединении своем Онуфрий проводил время в молитве и изучении Св. Писания, и радостно и спокойно жилось ему среди таких занятий... Не раз озаряли душу его чудные проявления славы Божией; перед ним открывалась слава святых, угодивших Богу; ему доступно было видение ангелов...
Рассказав Пафнутию свою жизнь и проведя с ним ночь в беседе и молитве, Онуфрий мирно предал свою душу Богу. С благоговением предал земле останки его Пафнутий и после долгого странствования возвратился в обитель свою, где и поведал братии о чудных подвижниках, встреченных им в далекой пустыне...
II. Утешительно, братия, знать, что ангел хранитель всегда защищает христианина от всех врагов его – видимых и невидимых, и руководит его ко спасению, как это и было показано препод. Онуфрию Великому, которому явился ангел в виде сияющего луча света и сказал ему: «не бойся, я – ангел, ходящий за тобой от рождения, и приставлен от Бога хранить тебя, и мне повелено вести тебя в пустыню». Веру в бытие ангелов – хранителей ясно и сильно проповедуют слово Божие, богомудрые отцы и учители церкви и " многочисленные случаи из жизни святых.
а) «Слово Божие» учит устами свят. царя пророка Давида: «ополчится ангел Господень окрест боящихся его». Сам Господь наш Иисус Христос говорит о Своих последователях: «не презрите единого от малых сих, яко ангели их выну (т. е. всегда) видят лице Отца Моего небеснаго» (Мф. 18, 10).
б) Св. отцы церкви также проповедуют эту истину. «Св. Василий В». говорит: «ополчится ангел Господень окрест боящихся Его; ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгонят его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад; так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех» (ч. 1, стр. 295).
«Св. Иоанн Златоустый», в изъяснении послания к колоссянам, в беседе третьей, говорит: «прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда сие известно? Слушай, что Христос говорит: «блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо, яко ангели их на небеси выну видят лице Отца Моего небеснаго» (Матф. 18, 10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, да и каждый из древних праведников имел ангела». Он же, говоря о борьбе с искусителем Господа нашего Иисуса Христа, при изъяснении слов евангелиста (Матф. 4, 11): «и се ангели приступиша и служаху Ему», замечает: «доколе продолжалась брань, Христос не попускал являться ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить» но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и ангелы. Познай отселе, что и тебя после победы над диаволом примут с рукоплесканием ангелы, и будут ограждать во всех случаях».
«Св. Нил», ученик св. Златоустаго, говорит: «знай, что св. ангелы возбуждают нас к молитве, и стоят с нами на ней, радуясь и вместе молясь о нас» («Добротолюбие» в руском пер. т. 2 стр. 233).
в) Хранение и служение свв. ангелов спасению человеческому подтверждается, кроме того, многочисленными примерами из жизнеописаний святых. Вот несколько таких примеров:
«Св. Антоний великий», будучи в пустыне, однажды впал в уныние и молил Господа указать ему: как спастись? И вот он видит кого-то похожого на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; потом опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был ангел Господень, который и сказал Антонию: «и ты делай так, и спасешься». Услышав это, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать и спасся.
«Св. Иоанн лествичник» о себе свидетельствует: «когда я жаждал большего успеха, то в сем случае просвещал меня являвшийся мне ангел» (Леств. степ. 27).
«Св. Феодор, епископ едесский», спросил одного прозорливого столпника, каким образом он узнает и различает праведных и грешных. Столпник отвечал: «если мимо столпа моего проходит муж праведный и боящийся Бога, то я вижу благодать Божию, и светлые ангелы шествуют с ним по обе стороны, а бесы идут издалека, не смея приблизиться к нему; если же приходит человек грешный, то вижу вокруг него полчище торжествующих бесов, а ангел – хранитель следует за ним в отдалении, сетуя и сокрушаясь о погибели грешника. Но когда бесы хотят окончательно погубить этого человека, тогда является ангел с огненным оружием и прогоняет их».
В житии «священномученика Севастиана» (18 декабря) рассказывается, что когда один начальник разрушал идолов, то явился к нему ангел в виде юноши и сказал: «Господь Иисус Христос, в Которого ты уверовал, посылает тебе чрез меня совершенное здоровье». Он вскочил и хотел броситься к ногам ангела и облобызать его, но тот сказал: «не дерзай коснуться меня, ибо ты святым крещением не омыт еще от идольского смрада». Из этого видим, что св. ангелы служат спасению только крещенных людей.
В «Патерике» упоминается, что один пустынник, страдавший от сильной боли в желудке, исцелен был ангелом. Пришедши к больному и узнавши причину его страдания, ангел-хранитель перстом своим, как бы ножем, разрезал болезненное место, очистил накопившийся там гной, потом рукою загладил рану, и этим действием исцелил пустынника и возвратил ему телесное здравие.
Самый разительный пример попечительности свв. ангелов о людях, вверенных хранению их, представляется в истории юного Товии, составляющей главное содержание священной книги «Товита».
Из приведенных здесь немногих примеров видим, что свв. ангелы наблюдают за людьми не только в бодрственном состоянии их, но и во время сна, имеют попечение не только о душевном спасении, но и о телесном здравии людей.
В притче Господа нашего Иисуса Христа о богатом и Лазаре говорится: «бысть же умрети нищему и несену быти ангелы на лоно Авраамле» (Лук. 16, 22). Эти слова Господни дают нам основание верить, что служение ангелов-хранителей наших простирается и на последния минуты нашей жизни и за пределы настоящей жизни. Что ангелы-хранители присутствуют при разлучении души с телом, о сем много сказаний представляет история кончины благочестивых и грешных людей. Св. Кирилл александрийский в слове на исход души говорит: «душа поддерживается св. ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стрегут восход, удерживают и останавливают души восходящия. Ангел старается защитить ее от злых духов и, наконец, проводит Господу Богу пред страшный престол Его».
III. Зная, что ангелы-хранители постоянно пребывают с нами и что они ближайшие и всегдашние свидетели нашей жизни, мы должны соблюдать осторожность, чтобы не только в действиях, но и в словах и в мыслях не оскорбить их и чрез то не удалить их от себя. В случае же грехопадения поспешим скорым и искренним покаянием привлечь к себе небесных хранителей наших и помощников, чтобы обрадовать не только их, но и всех прочих ангелов на небеси, радующихся о «едином грешнике кающемся» (Лук. 15, 10). (Сост. свящ. Г. Д-ко по разн. источ.).