святитель Димитрий Ростовский

Руно орошенное

К читателю
Предисловие
1. Роса любви 2. Роса защиты 3. Роса утешения странников 4. Роса исцеления 5. Роса устрашения врагов 6. Роса озарения смыслов 7. Роса избавления от слез 8. Роса узорешительства 9. Роса силы, мучающей невидимых мучителей 10. Роса прогнания лукавых духов 11. Роса исправления человеков 12. Роса ниспадения бесов 13. Роса прозрения слепых 14. Роса скорбящим радости 15. Роса посещения больных 16. Роса покрова и заступничества немощных 17. Роса благодеяния 18. Роса милостивого призрения 19. Роса материнства сиротам 20. Роса надежды потерявшим надежду 21. Роса благоутробия 22. Роса милосердия 23. Роса пристанища обуреваемым 24. Роса воскресения  

 

Ясне в Боге Преосвященному, его Милости Господину Отцу Лазарю Барановичу, милостью Божией Православному Архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего Севера, Администратору Митрополии Киевской, Пану Пастырю, Отцу и Благодетелю мира, здравия, спасения и долгоденствия от десницы Наивысшего Архиерея автор от всей души желает.

Овча я паствы Вашей, Преосвященный Пастырь мой, несу руно Вашему святительству. Ибо какой дар овча приносить может, как не руно? И кому руно приноситься должно, как не пастырю?
Руно же приношу двойственное: Пречистую и Преблагословенную Деву Марию и мое малое послушание, – и оно, и Та руном воистину являются. Пречистую Деву Церковь в Акафисте руном называет: «Радуйся, Руно орошенное, еже Гедеон, Дево, прежде виде» (Из акафиста Божией Матери). Послушание же святой Амвросий руном именует, когда о послушании Марии говорит: «Мария уподобилась руну, – благосклонна к послушанию была». И то и другое овча убогая Пастырю своему прилежно приносит.
Подобает Вашему святительству Руно, Пречистая Дева Мария, ибо во время пастырства Вашего это Руно, икона чудотворная, слезами орошалось.
Здесь да позволено мне будет вторым Гедеоном назвать Преосвященство Ваше, ибо как тот видел своими очами росу на руне в древности, так Ваше преосвященство зрит при престоле своем икону Владычицы нашей, чудесно росою слезною окропленную. И Руно это златое много драгоценнее руна Иасонова, что вынес он из Колхиды в Фессалию.
Золотое Руно – Пречистая Дева, от земли к небесам принесенная, «одетая золотою бахромою, преукрашенная» (см. Пс. 44, 14). Золотым Руном является и икона Ее, прекрасными убранствами позолоченная, – когда Ваше святительство все имение свое под ноги Пречистой Девы положил для украшения Ее иконы. К сему же и златыми словесами своими немало это Руно позолотил, послужив на похвалу пресвятого имени Девы Марии.
Подобает Вашему святительству и мое убогое руно – послушание: по послушанию, как и повелел мне, на честь и славу Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, сию малую книжку по силе моей я написал.
Прими же, Преосвященный Пастырь мой, это хотя и малое, однако же дорогое, ибо о Дражайшей Госпоже нашей составленное Руно. Прими в честные свои руки и простри их своему овчате к благословению.
Руно Орошенное даст тебе в небе корону (Ответное (на посвящение) благословение в стихах архиепископа Лазаря Барановича иеромонаху Димитрию (в оригинале – на старопольском языке). В нем пастырь вдохновенно пророчит своему подопечному венец святости)
Наша Панна – Овечка, а Руно – Ее тело,
Сына Божья навечно оно одело.
То Руно и тебя самого покрыло, как Бога:
Дорога столь бывает работа у Бога.
На Руно то упала с неба Божья роса,
И твое пусть Руно оросят небеса.
Взошла Мария в небо не без Ее Руна,
Его же оросившего – тебя – возьмет Она.
Перо Святого Духа писало то Руно,
Роса Святого Духа излита на него:
«Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян.2:17).
От избытка бо сердца глаголют уста его:
То, что было на сердце, на Руно ты излил,
В той работе сам Дух Святой дал тебе сил.
Невесты Его руно ты прославил,
Своего разуменья тебе Дух прибавил.
Прекрасное Руно ты писаньем оросил,
От Богородицы получишь все, что бы ни просил.
Поведает Панна Сама тебе Божью любовь и мою,
Идущему в небо – сугубую ласку сию.
О тебе, любезнейшем овчати,
вечно пасущего тебя Пастыря молю.
Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, Новгородский и всего Севера, собственною рукою
К читателю
Описание чудес Пречистой и Преблагословенной Девы Марии от Ее чудотворного образа, что в Ильинском монастыре, снова издается, благочестивый читатель, с исправлением нравоучений и приложением кратких духовных бесед.
Прилагаются здесь и примеры из житий святых на твою пользу.
Ты же, любимиче, читая или слушая эту книжку, о чудесах Бога и Богородицу благодари, беседам внимай, нравоучений не отвергай, примерами пользуйся.
Трудившегося же послушанием в деле этом – прости, если в чем ошибся, или нескладно написал, ибо невежда я, прост и ненаучен. И то составил не от себя, но где что читал, и, как пчела, от различных зелий мед в один сот собрал. Да и кто что имеет, чего бы не взял? Но Бог, давший людям в пустыне мед из камня и елей из твердой скалы, источивший Самсону воду из челюсти осла, силен и из простых бесед источить тебе мед, и елей, и духовные утехи, и извести, как из челюсти ослиной, живую воду душевной пользы, ибо некогда и бессловесная ослица мудрого Пророка увещевать могла.
Так уж и ты, внимательный читатель, не презри простых нравоучительных бесед, написанных не ради какого тщетного намерения, но во славу Бога, в похвалу Богородицы, и в приобретение людских душ.
Иже в Руне иногда прообразованна, Мати сотворшаго нас всех зде написанна. Душею и мыслию ту книжку приимете, сами ей внимающе и другим прочтете.
Предисловие к книжке
Руном орошенным именую я здесь и Пресвятую Богородицу, и чудотворный Ее образ, и эту малую книжку, по таковым благословным причинам.
Пресвятая Богородица есть Руно орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам.
Христова ради воплощения, ибо «как дождь» сошел с Небес «на руно» (Пс. 71, 6), так Христос воплотился от Девы. Не повреждается руно от росы, сходящей на него, не повредилось и девство от Христа, вселившегося в Нее. «Из безсеменыя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 7).
Чистоты ради, ибо, как руно от овечьей плоти отнято и отделено бывает, так Пресвятая Дева от всех плотских желаний отделилась и стала сокровищем чистоты. Оставаясь во плоти, Она превзошла чистотою бесплотных Ангелов.
Руно Она и по причине Ее к нам милости, ибо как риза, истканная из руна, и одевает, и согревает человека, так и Пресвятая Богородица, покрывая нашу душевную наготу, греет духовно. Чтобы сбылись на Ней слова Приточника: «Все у Нее одеты» (Притч. 31, 21), – одеяния двойные сотворила Она. Ибо от Ее утробы исткалась плоть Христова, ставшая нам нетленным облачением: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27), теплотою веры и любви нас согревающего.
Одевает нас Пресвятая Дева милостью Своей, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится Молитвенница теплая.
Но Руно то орошенное, хоть и теплое, однако холодную росу на себе носит. Для чего? Чтобы не только согреть оледеневших, но и охладить горящих пламенем похоти. О, сколь многих к Ней прибегших грешников охладила, претворив пламень их страстей в росу бесстрастия! Потому читает Церковь в Акафисте: «Радуйся, пламене страстей изменяющая» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5). И святой Герман, Патриарх Царьградский, в похвале Ей говорит: «О, Госпожа моя, единое по Бозе утешение мое, единое пламени во мне живущего Божественное орошение, сердцу моему иссохшему капля, Божественно истекающая».
Руном орошенным зову и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Руном называю ради имени Девы Марии, в руне Гедеоновом прообразом явившейся, орошенным же называю из-за двух причин: потому что плакала, слезы как росу роняя, и потому что источает благодать и силу, недуги исцеляющую. Ибо чудодейственная сила каплей росы или дождя еще от святого Златоуста зовется. Он слова Давида: «Сойдет, как дождь на руно и как капля, каплющая на землю» (Пс. 71, 6), – объясняет следующим образом: «Капли те – силы, которыми Господь наш наполнил землю, капля прокаженного очистила, сына сотника умирающего исцелила, расслабленного уврачевала, небеса просветила, мертвых воскресила». И у святого пророка Исайи читаем: «Роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26, 19).
Поэтому, читатель, и я чудодейственные силы от образа Пресвятой Девы решил назвать росой благодати, ибо если Христовы, то и Богородичные силы – это «капли, каплющие на землю» (Пс. 71,6).
Руном орошенным именую и эту малую книжицу. Руном – ради Пресвятой Богородицы, ибо Ее преблагословенное имя эта книжица в себе содержит и на похвалу Ей написана. Орошенным же – из-за малых бесед и нравоучений, в которых слова Господни, а они уподобляются росе и дождю.
Так Он Сам через пророка Исайю говорит: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращат, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно» (Ис. 55, 10–11).
И Моисей во Втором завете такую составляет песнь: «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя» (Втор. 32, 1–2).
По этим причинам Пресвятая Богородица, чудотворный Ее образ, и эта книжка Руном Орошенным именуются.

Открыта запись на православный интернет-курс