протоиерей Григорий Дьяченко

Пятый день.
Св. священномуч. Дорофей Тирский.

(Христианам позволительно уклоняться от гонений).

I. Св. священномуч. Дорофей, память коего совершается ныне, правил церковию в г. Тире в продолжение 50-ти лет. Удалившись в необитаемые и потаенные места во время гонения Диоклитианова, Дорофей возвратился на кафедру в царствование Константина Великого и обратил ко Христу многих язычников. При Юлиане Отступнике принял мученическую смерть «в Удском городе в Нижней Мизии – Одиссе (ныне Варне)», в 361 г. Ему приписываются имеющия большое значение сказания о пророках, апостолах и 72-х учениках Спасителя.

II. Жизнь св. священномученика Дорофея, скрывавшагося от гонения на христиан, свирепствовавшого в царствование Диоклитиана, представляет нам, братие, следующий поучительный урок: «христианину позволительно уклоняться от гонений за веру». Уклоняться от гонений позволительно по трем причинам:

а) Первая та, что на это есть прямая заповедь Спасителя: «когда же будут гнать вас в одном городе, сказал Господь Своим ученикам, а чрез них и всем верным Своим последователям, бегите в другой». (Мф. X, 23).

б) Вторая причина та, что чрез уклонение от гонений христиане тем высказывают свою любовь к своим гонителям, спасая их от страшной ответственности за пролитие невинной крови. Св, Григорий Богослов, решая вопрос – позволительно ли христианам уклоняться он гонений – отвечает утвердительно, потому что «христиане, при всем своем мужестве и готовности к терпению, должны не только иметь в виду свою пользу, но и щадить гонителей, дабы, сколько возможно, не увеличить чем-либо опасности, в какой находятся враги их». (Из «твор. св. Григория Богослова», ч. I, изд. 3, стр. 115).

в) Третья причина, по которой нужно уклоняться от гонений, та, что в этом выражается смиренное сознание своих немощей, отсутствие горделивой самонадеянности и надежда на помощь Божию, ибо дух бодр, плоть немощна, сказал Спаситель. И действительно, как бы ни был человек искушен житейским опытом, до какого бы совершенства ни достиг он, никогда не может быть он свободен от искушений, никогда не может ручаться за свою твердость и безопасность от падения греховнаго. В житии св. Пахомия великого (Четьи-Мин. мая 15) приводится следующий пример того, как пагубна самонадеянность. Один инок высокой духовной жизни, стремясь к высшей степени совершенства, желал быть мучеником за Христа, но так как церковь наслаждалась в то время миром, то и не знал, как удовлетворить желанию сердца своего. Видя в св. Пахомии дар чудотворения и признавая его угодником Божиим, самообольщенный инок приходил к нему многократно и просил помолиться за него Богу, чтобы Господь удостоил его венца мученическаго. Сколько угодник Божий ни советовал ему, чтобы инок не питал в сердце своем таких горделивых помышлений, но мужественно переносил подвиг иночества и он будет иметь участие на небеси с мучениками, – все увещания св. Пахомия были напрасны. Старец не переставал со слезами умолять его. Наконец святой сказал ему: «я помолюсь о тебе Спасителю мира, да подаст тебе случай к страдальчеству, но ты, как можно, берегись, чтобы, вместо исповедания имени Христова, не отвергнуться от Него в лютый час мучений; ты заблуждаешься, желая подвергнуться напасти, когда Сам Господь учит нас молиться, да не будем введены во искушение; если же желание твое так сильно, то пусть будет по твоему». Чрез два года после сего случилось некоторым братиям быть в отдаленном месте для собирания камышей. Так как они долго там замедлили, то пр. Пахомий, призвав инока сего, сказал ему: «иди посети братий и отнеси им пищу». Инок отправился в путь – но, проходя чрез пустыню, он попался варварам язычникам, жившим в неприступных горах. Они взяли инока в плен и увели в свои жилища. Там они приступили к нему и сказали: «приди, поклонись богам нашим». Долго отрекался инок принести жертву идолам, но страх мучений и смерти заставил несчастного сделать изменническое коленопреклонение и отречься от Христа. После сего он был отпущен на волю, как их единоверец, но что могло заменить погибель души его? Так инок чрез свою самонадеянность подвергся тяжкому падению и погубил труд многолетних своих подвигов. (См. «Учил. благоч.»).

Если же это случилось с опытным в духовной жизни подвижником, то что сказать о нас еще неопытных младенцах в подвигах благочестия? Можно ли нам быть самонадеянными и беспечными в виду постоянных искушений и соблазнов мира сего? Можно ли ныне безопасно желать и искать мученических подвигов, или по крайней мере скорбей, за исповедание имени Иисуса Христа? Не лучше ли и не безопаснее ли удаляться соблазнов и опасностей и усердно молить Господа избавить нас от искушений? Кто ведет себя осторожно, чуждается дурных обществ, легкомысленно не относится к людским обычаям, не потворствует своим прихотям, но живет скромно и богобоязненно, тот стоит на прямом пути спасения, того Сам Господь подкрепит и сохранит от напастей и падений греховных. Бог гордым противится, смиренным же подает благодать, которая и в немощи проявляет великую силу.

III. Посему, братие, не будем высокомудрствовать, ни мечтать о себе (Рим. 12, 16), но смиренно просить во всем Бога о помощи и искать в Нем одном всесильной защиты от нападений искушений со стороны грехолюбивой плоти нашей, мира, лежащого во зле, и диавола, исконного и непримиримого врага нашего спасения. (Священ. Г. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Комментарии для сайта Cackle