протоиерей Григорий Дьяченко

Тринадцатый день.
Поучение 1-ое. Собор св. архангела Гавриила.

(К чему должна побуждать нас уверенность в том, что св. ангелы посылаются Богом в служение нам и пекутся о спасении нашем?)

I. В день собора в честь св. архангела Гавриила воспоминаются и прославляются все чудесныя его явления, как благовестника тайны воплощения Сына Божия и служителя домостроительству спасения мира.

Тогда как архистратигу Господню Михаилу, предначавшему в неведомое время брань с духом злобы, дарована для ведения сей брани некая божественная и премирная сила, по которой он поставлен руководителем ко Христу и защитником иудейского народа (Дан. 10, 13, 12, 1), и вместе преимущественным служителем ветхаго завета (Евр. 2, 2), св. архангелу Гавриилу вверено от Святаго Духа служение тайнам Божиим и – преимущественно тайне вочеловечения Сына Божия для спасения человека. По сей причине святая церковь и называет его провозвестником таин Божиих и служителем чудес, и, по древнему преданию, изображает св. архангела то с зерцалом из ясписа в шуйце и фонарем с возженною свещею в деснице, (так как судьбы Божии о спасении человека до времени были прикровенны и являемы были людям только гадательно, как неясные образы предмета, отражающагося в зеркале), то с райскою ветвию в руке, которая принесена была архангелом Богоматери в час благовещения.

Св. писание и предание соединяет имя его с величайшими из новозаветных событий, ряд которых начинается благовестием о рождении Приснодевы Марии, принесенным архангелом матери Ея, скорбевшей о своем безплодии. Под его же небесным осенением и руководством Пресвятая Дева провела и отроческие годы Свои в храме иерусалимском, в котором воспитываема и приготовляема была к великому служению Своему. Он возвестил и престарелому Захарии рождение от него Предтечи, и за его неверие сему возложил на уста его печать молчания.

Наконец, «егда прииде кончина лета», – архангел Гавриил сходит, по выражению церкви, с небесных кругов, для благовествования избранной от всех родов Богоотроковице о рождении от Нея Бога Слова. «И вшед к Ней рече: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!.. И се зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» (Лук. 1, 28–31).

Служение новозаветным тайнам святого архангела Гавриила не окончилось с вочеловечением сына Божия. Надобно думать, что в качестве служителя сих таин, он был одним из первых в числе тех ангелов, которые служили Спасителю во время земной жизни Его (Марк. 1, 13). Св. церковь верует, что он-то был тот ангел, который укреплял Спасителя в молитвенном подвиге Его в Гефсимании и был свидетелем как Его предсмертной скорби, так и преданности в волю Божию (Лк. 22, 43), и что также он благовестил и женам о преславном возстании от гроба И. Христа.

Но особенным предметом служения св. арханг. Гавриила была, по мнению церкви, Пресвятая Дева Мария. Его небесному охранению вверены были как первые, так и последние годы земной жизни Ея, и – когда наступило время отшествия Ея из сей жизни, – тот же св. архангел возвестил Богоматери о сем, и в знак скораго и блаженного соединения Ея с Сыном и Богом Своим принес Ей райскую ветвь.

Таким образом имя архангела Гавриила соединено для христиан с самыми великими и утешительными воспоминаниями. «По сей причине, – говорит св. Димитрий Ростовский, – подобает тому от нас по достоянию быти почитаему. Аще бо от земного царя честный посол, приносяй в каковый град милостивое слово, от всех граждан бывает по премногу почитаем: кольми паче от небесного Царя с премилостивейшим к всему человеческому роду словом пречестнейшаго посла и изящнейшаго князя ангельскаго, особым празднованием почитати должно есть. Сей бо послужи спасения нашего таинству».

II. История нынешняго праздника в честь архангела Гавриила напоминает нам, братия, о той истине, что ангелы Божии принимают великое участие в спасении людей и посылаются от Господа для служения им в необходимых и важных случаях.

Что же должна внушать нам, к чему должна побуждать нас, братия, эта истина?

а) Во-первых, мы должны от всей души чтить и благодарить св. ангелов за их служение нам. Они во всех отношениях превосходнее нас: они суть чистые – безплотные духи, а мы обложены грубою перстию; они предстоят престолу Божию и «выну видят лице Отца небеснаго» (Матф. 18, 10), а мы весьма удалены от Него не только по месту, но и по грехам нашим. Поэтому, казалось бы, не ангелы нам, а мы им должны бы служить, как низшие высшим; но у св. небожителей нет гордыни. Они во всем действуют любовию и по сей-то любви охотно исполняют благопромыслительныя о нас повеления Божии, снисходят к нам на землю, охраняют нас своим попечением и являются нам во благовременную помощь. Не должны ли мы за это быть признательны к ним? не должны ли чтить и величать их, как великих благодетелей наших и споспешников нашего спасения?

б) Во-вторых, мы должны усердно призывать свв. ангелов в помощь и твердо надеяться, что они окажут нам ее в нужных случаях. И добрые люди помогают другим по просьбе их: могут ли же отказать нам в помощи своей ангелы Божии, когда мы будем взывать к ним о ней? Если же мы не видим их и не замечаем иногда благотворного их действия: то это потому, что «дух плоти и кости не имать» (Лук. 24, 39), а мы привыкли на все взирать телесными очами, которыми нельзя видеть безплотнаго.

в) В-третьих, мы должны всемерно блюсти себя от грехов, которые могут удалять от нас свв. ангелов и препятствовать им делать нам добро. Ибо «кое общение свету ко тьме» (2Кор. 6, 14)? Как может чистый дух приступить к человеку, смердящему грехами? как он может внушать благую мысль грешнику, когда сей помышляет только о зле? Грехи, как страшная пропасть, разлучают его с ним и он принужден бывает удалиться от него, как некогда «Дух Господень отступи от» злобного "Саула" (1 Царств. 16, 40).

г) Наконец, и паче всего, мы должны пещись о вечном спасении нашем, для коего собственно св. ангелы и посылаются от Бога в служение нам. Если Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2, 4); если Он ради нашего спасения употребляет все средства и некогда послал на землю к нам Единородного Сына Своего, а ныне посылает св. ангелов: то ужели мы сами вознерадим о спасении нашем? Все земное и вещественное, все, о чем мы ныне так печемся, – слава и богатство, почести и удовольствия – все это оставит нас, когда мы умрем; а душа наша будет жить вечно, и вечно будет страдать, если мы не очистим ее ныне от грехов, не украсим добродетелями, и не сделаем достойною войти в царство небесное. Поэтому все мы и паче всего должны пещись теперь о вечном спасении ея: ибо «какая польза человеку», говорит Спаситель, «аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» (Матф. 16, 26).

III. Итак, обратимся к празднуемому ныне св. архангелу Гавриилу, воззовем к нему молитвенно: святый архангел Гаврииле! призирай милостиво на всех нас, коснись дарованною тебе благодатию сердца нашего и возбуди в нас чувство покаяния ко спасению душ наших. Молим тя, сотвори по молению нашему и порадуй сим нас в настоящий день празднества твоего. Аминь. (Сост. Г. Д-ко по Синакс. 26 марта и «Избран. слов. и бесед.», Платона, митр. киевскаго, Киев, 1892 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Вам может быть интересно:

1. Слова и проповеди – Святые святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

2. Костромские поучения – Костромские поучения за 1900 год епископ Виссарион (Нечаев)

3. Слова и проповеди епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

4. Поучения на воскресные дни и похвальные слова на Богородичные праздники святитель Илия Минятий

5. Проповеди – 99. Слово в день святой равноапостольной Марии Магдалины священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

6. Слова и речи – Слово в день св. пророка Илии, произнесенное в Вознесенском, тамбовском, женском монастыре 20 июля 1857 года. митрополит Макарий (Булгаков)

7. Пролог в поучениях на каждый день года – Месяц Октябрь. 4-й день протоиерей Виктор Гурьев

8. Слово в день святителя Николая. Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения святитель Серафим (Соболев)

9. Слово на рождение святого пророка Предтечи Крестителя преподобный Феодор Студит

10. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы святитель Андрей Критский

Комментарии для сайта Cackle