Источник

Двадцатый день.
Поучение 4-ое. Св. пр. Илия.

(О ревности к славе Божией).

I. Св. славный пр. Илия был великий ревнитель славы Божией. Он своею проповедию, и своею борьбою с идолопоклонством, и своим избиением жрецов идола Ваала, отвращавших израильтян от служения истинному Богу, и своею святою жизнию пламенно старался о прославлении имени Божия. Его св. пример побуждает и нас стараться со всем усердием о славе Божией.

II. Истинная ревность о славе Божией не только не воспрещается нам, но и составляет наш священнейший долг. Она так же обязательна для нас, как обязательна для нас и любовь к Богу. Любовь истинная, пламенная, даже и невозможна без ревности о славе любимого существа. За пламенною любовию к Богу необходимо следует ревность о славе Божией; только не любящий Бога может не ревновать о ней, равнодушно относиться к ней. Сам Бог, Который любит Себя как всесовершеннаго, более всех ревнует о славе Своей. «Не поклоняйся кумирам», – говорит Господь, – «и не служи им; ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20, 5). «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Исаия 42, 8). ««Ревность по доме Божием снедала»» «Господа Иисуса Христа» (Иоан. 2, 17). И наш долг ревновать о Господе. По слову апостола «хорошо ревновать в добром всегда» (Гал. 4, 18): а что лучше ревности о славе Божией? «Будь ревностен», – говорит Господь ангелу лаодикийской церкви (Апок. 3, 19. 14), обязывая его более всего, конечно, ревновать о Господе.

Ревность о славе Божией есть одно из богоугоднейших проявлений любви нашей к Богу, когда она – ревность истинная, правильная. В чем же она должна проявляться, чтобы быть ревностию истинною, святою? – Распространение боговедения на земле и прославление Бога доброю, святою жизнию поклонников Его – вот наилучшие проявления ревности о славе Божией и наилучшее прославление Господа.

а) Когда люди желают прославить человека, уважаемого и любимого ими за те или другие свойства и качества, тогда они обыкновенно стараются распространять о нем благоприятные сведения, – иногда верныя, правдивыя, а иногда и прикрашенныя, преувеличенныя, но благоприятные сведения. Прославляя ум его, они пересказывают его изречения, замечательные по остроте и глубине мысли, исчисляют его открытия в тех или других областях знания и жизни, знакомят с мудрыми предположениями и планами его деятельности, с благоразумным осуществлением сих планов, вообще со всем тем, что может свидетельствовать о высоте ума его. Для прославления его мужества, благородства души, доброты, силы воли, знакомят людей с делами, с подвигами, в которых проявились те или другие высокие качества его воли и сердца.

Подобно тому, как действуют сыны века сего для прославдения своих героев, – должны действовать и сыны света для прославления Господа. Ревность о славе Божией, прославление Господа должны проявляться в распространении в мире истинного познания о Боге, о всесовершенных свойствах Его, о великих делах Его. Когда Бог будет истинно познан людьми, когда они будут иметь истинное, доступное ограниченным существам, ведение о Нем, – тогда Бог явится пред ними в славе Своей, тогда они преклонятся пред Ним, как Богом славы, и в созерцании совершенств и славных дел Божиих найдут для себя высшее духовное наслаждение. Напротив, всякое искажение ведения о Боге, сообщение превратных понятий о Нем, – есть покушение на умаление славы Божией. Выше того, что Бог есть по Своему существу и делам Своим, – ничего нет и быть не может, а потому и понятие о Нем преувеличенное, превышающее истинное понятие о Нем, невозможно. Не только понятия о Божестве грубыя, низкия, но и все понятия о Боге, несогласные с истинным ведением о Боге, даже кажущияся уму человеческому возвышенными, – все это заключает в себе поползновение на умаление славы Божией. И грубыя понятия о Божестве языческия, и понятия о Боге философския, с Божественным Откровением несогласныя, и искаженные понятия о Боге сект христианских, более или менее умаляют славу Божию, искажая понятие о Боге. Только истинное понятие и ведение о Нем дает людям блаженство видеть Бога в истинной славе Его. Потому-то и Сам Бог, – первый ревнитель о славе Своей, – что делает для Своего прославления между людьми? Он, чрез Откровение Божественное, как естественное, так и сверхъестественное, дарует людям истинное боговедение. Он открывает пред людьми дела Своего всемогущества, Своей премудрости и благости, – открывает пред ними Свое творение, а в творении Себя – Творца всего, и, – познаваемый в Своем творении, Он является пред ними в неизреченной славе Своей. Он, и в природе, и в слове Своем, открывает людям дела Своего промышления о мире и мироправления; Он открывает чрез пророков, единородного Сына Своего и святых апостолов непостижимую тайну искупления рода человеческого и последния судьбы мира, открывает, в доступной разумной твари степени, даже тайну Своего премирного Триипостасного Существа, и – Он предстает пред людьми во всем, доступном для их разумения, величии, во всей славе Своей. Распространение между людьми истинного богопознания должно быть первым предметом, первым делом истинной ревности о славе Божией. Если вы извлечете язычника из тьмы язычества в чудный свет христианской веры – вы истинно поревнуете о славе Божией, научите людей видеть ее. Если вы убедите чтителя Магомета, что его понятие о Боге, как жестоком деспоте, самовластно обрекающем человека на ту или другую участь, не сообразуясь с его жизнию, недостойно Бога – Существа праведного и всеблагаго, – вы проявите истинную ревность о славе Божией. Если вообще ложно понимающих учение Христово христиан вразумите и научите правой вере: вы восстановите истину о Боге в умах заблуждающих и тем проявите истинную ревность о славе Божией.

б) Ревность о славе Божией проявляется, далее, не только в распространении между людьми истинного богопознания, истинной веры, но и в святой жизни слуг Божиих, прославляющей Бога, и в научении других жизни святой. Обратимся опять к явлениям жизни обыденной для разъяснения той истины, что ревность о славе Божией требует от чтителей Бога дел добрых, жизни благочестивой, как средств к прославлению Господа. Вот пред нами дети добрых родителей, давших детям доброе воспитание, успевших научить детей любить их. Добрыя, любящия своих родителей, дети обыкновенно ведут себя в обществе вполне благовоспитанно, благоприлично. Вы не услышите от них гнилого слова; не увидите ни одного неприличного движения. Что такие дети не позволят себе сделать что-либо прямо безнравственное, о том и говорить нечего. Все у них чинно, мерно, прилично, благонравно, честно. И они так ведут себя не для того только, чтобы поддержать пред людьми честь свою, но и для поддержания чести и достоинства своих родителей. Как нам позволить себе что-нибудь неприличное, недостойное, – рассуждают они, – когда наше поведение, доброе или дурное, может служить к чести, или к безчестию не только для нас самих, но и для родивших и воспитавших нас? Даже своих меньших братьев и сестер подобные дети учат благоповедению, внушая и им охранять честь и доброе имя, и свое и родителей своих, добрым поведением. Только дети дурныя, не любящия своих родителей, бесстрашно совершают всевозможные безчиния, покрывая позором имена и свои, и своих родителей. Подобро тому, как добрыя дети прославляют своих родителей своим добрым поведением, – и мы все должны прославлять нашего Отца небесного – Бога добрыми делами своими, доброю своею жизнию. Сам Иисус Христос обязывает нас к такому прославлению имени Божия. «Тако да просветится свет ваш пред человеки», – говорит Он ученикам Своим, – «яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Матф. 5, 16). Жизнь христиан, дела их и слава Божия находятся в тесной связи между собою: добрыми делами христиан имя Божие прославляется, дурными – хулится (Рим. 2, 24). Понятна причина этого. По жизни людей обыкновенно судят о достоинстве их веры, о содержимом ими религиозном учении, и о Самом Боге – Виновнике веры. Судят не всегда верно, но судят на твердом основании. Истинные последователи веры Христовой в своей жизни необходимо должны отображать и отображают содержимое ими вероучение и нравоучение, со всеми его достоинствами, и уподобляются и должны уподобляться своему небесному Отцу и Господу нашему И. Христу. Точно так же и последователи других вер – убежденные уподобляются своим божествам. По примеру звавшего их Святаго, истинные христиане и сами должны быть святы во всех своих поступках (1Петр. 1, 15), богобоязненны, боголюбивы, человеколюбивы, чисты, честны, мудры, благи, долготерпеливы, справедливы, вообще должны исполнять и исполняют закон Христов (Гал. 5, 22–26; 6, 1–2), и являются милосердыми и совершенными, как и Отец их небесный милосерд и совершен (Матф. 5, 48; Лук. 6, 36). А такая жизнь христиан, как жизнь совершеннейшая, невольно возбуждает уважение к ним и побуждает людей прославлять и Отца их небеснаго, породившего и воспитавшего таких добрых детей (1Петр. 1, 3). Еврей, магометанин, язычник, видя безнравственную жизнь христиан, иногда по незнанию веры Христовой и по неправильному понятию о ней, основанному на дурной жизни христиан, а иногда и при знании веры, лукаво обращая нечестие христиан в благовидный предлог к порицанию христианства, – порицают веру христианскую, имеющую таких недостойных последователей, а иногда и представителей, хулят и Самого Бога и Христа Его. «Вот ты называешься христианином, – можно сказать христианину недостойному, а особенно недостойному пастырю церкви, – и успокаиваешь себя законом христианским, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научась из закона. И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона безчестишь Бога?» (Рим. 2, 14–23). Да, ради таких христиан, хулится имя Божие у язычников, магометан и евреев, как некогда ради дурных иудеев хулилось имя Божие среди язычников (ст. 24). Ревность о славе Божией требует от всех нас, чтобы мы и сами прославляли Бога доброю, святою жизнию, и других – и христиан, и магометан, и язычников – наставляли прославлять Господа святою, христианскою жизнию, отвлекая грешащих христиан от грехов, привлекая магометан и язычников ко Христу и жизни во Христе, по Его учению и закону.

III. Так, братие и сестры в Господе, должна проявляться наша ревность о славе Божией: она должна проявляться в стремлении распространять между людьми истинное боговедение, истинную веру, и в насаждении между ними святой жизни. Таким образом ревновать о славе Божией обязаны все мы, по мере своих сил и разумения. (Сост. по «Слов. и реч.» Павла, архиеп. казанск. и свияжск.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle