протоиерей Григорий Дьяченко

Тридцатый день.
Поучение 1-ое. Св. ап. Сила и Силуан.

(Темничное заключение должно располагать к покаянию, которое ведет ко спасению, и посему его должно переносить с терпением и покорностью воле Божией).

I. Св. апп. Сила и Силуан вместе с апостолом Павлом проповедывали слово Божие; посланный апостолами из Иерусалима в Антиохию для прекращения спора, возникшого между верующими относительно обрядового Моисеева закона, Сила с того времени не отлучался от апостола Павла до прибытия в Коринф; вместе с ним во время апостольских поучений претерпел многия страдания и заключение в темнице. По прибытии же в Коринф, был поставлен епископом, и много потрудился для насаждения веры, подкрепляя проповедь свою знамениями и чудесами.

Силуан же был епископом в македонском городе Солуне, где много пострадал за веру Христову и мученически скончался.

II. а) Обратите, братие, внимание на страдания св. ап. Силы с Павлом во время темничного их заключения в г. Филиппах. За изгнание духа пытливого из одной отроковицы, которая лживыми прорицаниями приносила большую корысть своему господину, св. ап. Павел с Силою были заключены в темницу. Темничный страж, не довольствуясь тем, что заключил их «во внутреннюю темницу, забил еще ноги их в кладе». Что же делают свв. апостолы, измученные биением, страждущие от ран, не могущие дать какое-либо упокоение телу от стесняющей ноги их колоды, – что делают они в то время, когда и неизнуренные и здоровые предаются покою? «Полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Богу». Видите-ль, братие, что ни темница, ни узы не препятствуют апостолам делать свое дело, совершать нощное бдение во славу Божию, молиться и славословить Господа? Слышите-ль, что св. узники не молятся даже об избавлении их из темницы, а только прославляют и благодарят Господа за то, что за славу пресвятого имени Его «сподобились безчестие прияти»? Такими-то святыми узниками, в первыя времена церкви Христовой, наполнены были темницы городов языческих. Но для них мрачная темница была преддверием светлого и светоносного царствия Божия, тяжелыя узы были их истинным богатством и лучшим украшением. Эти узы и эти темницы они не променяли бы ни на какие царские палаты, ни на какие сокровища мира.

б) Если с таким спокойствием и даже с такою радостью сносят свое темничное заключение не только невинные, но даже святые благовестники Христова учения, то во сколько раз с большею покорностью Промыслу Божию и сердечною благодарностью Ему должны сносить свое темничное заключение те из наших ближних, которые по несчастию подверглись темничному заключению и которые виновны в разных поруганиях Божеского и человеческого закона? Премудрый и великий Промысл Божий, не хотящий смерти грешника, но хотящий его обращения чрез темничное несчастие призывает их к покаянию, дабы, очистившись здесь от грехов, избегнуть им вечных мучений во аде после смерти.

Представим пример благотворности темничного несчастия и терпеливого перенесения его с преданностью воле всеблагого Бога. «Войдем в одну темницу – в Вавилоне»; в ней содержится Манассия, царь иудейский. Сын благочестивого родителя Езекии, в ранней юности наследовавший престол отца своего, он скоро совратился с пути благочестия, предался идолопоклонству, волхвованиям и всем мерзостям языческим. Пример царя увлек и народ в ту же бездну нечестия. Тщетно призывал его Господь к покаянию и исправлению устами св. пророков, тщетно гремело грозное пророческое слово, предвещавшее ему бедствия и погибель. Манассия не внимал гласу пророческому, гнал и преследовал проповедников покаяния, и как бы в поругание имени Божия поставил языческих идолов в самом храме Господнем. Но мера долготерпения Божия исполнилась: «и наведе Господь на Иерусалим начальники воев царя ассириискаго, и яша Манассию во узах, и связаша его оковы ножными, и отведоша в Вавилон», а там заключили в темницу. Тут-то убедился несчастный царь, что слово Божие есть вечная, непреложная истина, что правосудие Божие неизменно и непреложно, что как неисповедима благость и долготерпение Божие, так страшен и ужасен гнев Его. Что же делает несчастный царь в темнице? «Егда озлоблен бысть, взыска лице Господа Бога своего, и смирися зело пред лицем Бога отец своих и помолися ко Господу» (2 Паралип. 33, 11. 12. 13). О чем он молился? Не об избавлении из темницы, не о возвращении престола царскаго, – нет, он сознавал себя недостойным не только царства, а и самой жизни временной; недостойным наслаждаться светом солнечным, видеть красоту небесную. Он молился об одном только прощении грехов своих, чтобы не соблюлись они неизглажденными по смерти, чтоб не отяготели на нем в вечности и не предали его вечному осуждению и мукам. «Умножишася беззакония моя, Господи, умножишася беззакония моя, и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную от множества неправд моих: зане прогневах ярость Твою и лукавое пред Тобою сотворих».

Премилосердый Господь милостиво принял покаяние грешника и не только простил ему грехи, но и возвратил ему царство. За то и Манассия посвятил всю остальную жизнь свою на изглаждение всех следов своего прежняго нечестия, на труды о благоденствии и безопасности царства, на утверждение и распространение благочестия в народе своем.

Этот пример, братие мои, ближе всех других ко всякому из вас. Не первый, без сомнения, грех и не первое преступление закона приводят каждого в темницу. Милосердый Господь много долготерпел, ожидая добровольного покаяния и исправления, не мало, конечно, каждый слышал предостережений и советов от людей добрых и богобоязненных, часто слышал угрозы Самого Господа в святом евангелии, нередко, быть может, пробуждалась в ином и собственная совесть и громко вопияла о покаянии; иному попускал даже Господь избавляться и от темницы, чтоб испытать его произволение и дать ему возможность самому добровольно очувствоваться и покаяться. Но вот, мера долготерпения Божия исполнилась: преступники в темнице и в узах.

Уверьтесь же хотя теперь, что есть всевидящее око, пред которым не утаится ничто, пред которым «вся нага и объявлена»; что милосердие и благость Божия не может превратиться в потворство беззаконию, – что есть всесущая правда, которая говорит грешникам: «аще не покаетеся, вси погибнете».

Если же Господь и попустит кому-либо уйти от наказания временнаго, то не будет ли это явным предвестием осуждения вечнаго? Не сбудется ли над сим несчастным иное страшное слово Господне: «обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще: се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делом его. Горе, горе человеку тому, уне ему было бы, аще не бы родился человек той» (Апок. 22, 11–12).

III. Так, братия возлюбленная, единый и единственный путь избавления и спасения вашего – искреннее, всесердечное покаяние Манассиино. Сознать всю тяжесть беззаконий и неправд своих, исповедат их не только пред правосудием Божиим, но и пред судом человеческим, решиться понести за них всякое наказание временное, чтоб избавиться от осуждения вечнаго, – вот, чем можете снискать не только временное, а и вечное оправдание и милование от Господа! Лучше, тысячу раз лучше претерпеть все скорби в этой жизни, нежели по смерти «впасти в руце Бога живаго, имущого власть погубити и тело и душу в геенне огненней». (Сост. по проп. Димитрия, архиеп. херсон. и одес.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Комментарии для сайта Cackle