Источник

Четвертый день.
Поучение 2-ое. Препод. Марфа, мать Симеона Дивногорца.

(Советы о религиозно-нравствеином воспитании детей).

I. Св. Марфа, память коей св. церковь совершает ныне, имела единственного сына Симеона; воспитала его, как сказано в житии ея, со всяким опасством, и Бог привел ей еще при жизни порадоваться на святую и богоугодную жизнь сына. Но вот наступило для Марфы время отшествия ее в мир горний и тут, за день кончины своей, она удостоилась следующего видения. Представилось ей, что она восхищена была на высоту небесную и там увидала она дом пречудный и светлый, которого красоты и передать невозможно. И когда она ходила в доме том и удивлялась чудному устройству его, вдруг увидала Пресв. Богородицу с двумя пресветлыми ангелами, Которая сказала ей: «что удивляешься?» Марфа, с благоговением поклонившись Матери Божией, отвечала: «удивляюсь потому, Владычица, что такого чудного дома во все дни жизни моей на земле не видала». Тогда Царица небесная сказала: «как ты думаешь, кому этот дом уготован?» – «Не знаю, Госпоже», отвечала Марфа. Пречистая продолжала: «знай, что этот покой тебе уготован и этот дом создал для тебя сын твой, и ты в нем во век пребудешь». После этого, по повелению Владычицы, ангелы поставили престол дивный, и Матерь Божия продолжала: «сия слава тебе дается за то, что ты в страхе Божием и богоугодно жила. Но хочешь ли видеть здесь и еще славнейшие места?» – И, сказавши это, велела Марфе следовать за Собою. И возвела ее Царица небесняя на высочайшие небесные места и показала ей еще наичуднейший и светлейший, несравненно против перваго, дом, красоты которого ни ум человеческий постигнуть, ни язык чей-либо изречь не может. Тут Матерь Божия и еще сказала: «и этот дом создал сын твой, да еще и третьему положил основание». Через день после этого блаженная Марфа скончалась. (Чет.-Минеи, июля 4).

II. Итак, жены-христианки, знайте, что матери, в благочестии воспитывающия своих детей, не только в сей, но и в будущей жизни будут награждены за свои труды и заботы о детях, и сами дети их, возращенные ими в благочестии, заплатят им там за их попечения о них. А зная это, и сами вы усугубьте свою ревность о воспитании чад ваших в вере и благочестии и, "преуспевая сами в добродетели, приучайте и их к тому, чтобы они исполнение заповедей Божиих или жизнь благочестивую и добродетельную ставили для себя выше всего.

Вот несколько советов относительно того, как лучше вести редигиозно-нравственное воспитание детей.

а) Как только промелькнут у дитяти первые признаки сознания, как только детский лепет будеть походить на человеческую речь, – вот и самое лучшее, самое удобное время, когда в душу ребенка можно уже заронить благодатное семя веры. Духовное воспитание идет по законам человеческого развития; у ребенка сначала помимо воли и разумения возникают впечатления от окружающих предметов; скопляясь, впечатления эти складываются в образы, представления о предметах. Так мы незаметно получаем познание о всех окружающих нас вещах. Пусть в это же время дети получают и первыя представления о Боге, представления самые ранния и, добавим, самые важныя. Всякому почти приходилось наблюдать над детьми 1 году (часто даже раньше), которые могут сказать только «папа, мама». Вот мать подносит дитя к иконе и говорит: «это икона Спасителя, нашего Бога». И дитя само после тянется к иконе, всматривается в божественныйлик. Спросите ребенка: где Бог?и он тянется, поворачивает свое лицо, протягивает рученки туда, где икона; скоро ребенок запоминает слово Бог. Это самые первыя впечатления детства, первые уроки веры. И счастливо то дитя, которое в числе первых слов усвоит это святое имя. Первыя впечатления не ясны, но они глубоко проникают в душу, чем раньше проникнут неясные впечатления, тем раньше создадутся и ясные представления о Боге.

б) Ребенок в два-три года уже начинает сознательную жизнь; он научается уже говорить, приобретает познание об окружающих предметах. В это время можно не только ввести ребенка в область религиозных чувствований, но и сообщить ему первоначальные уроки веры путем примера. Дитя уже может через рассматривание изображений, через понятные объяснения матери, получить некоторое представление о Боге. Представьте себе умилительную картину. Мать, предмет всей любви и нежности дитяти, с благоговейным выражением лица стоит и «молится пред иконой» Спасителя; дитя посмотрит то на нее, то на образ и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый безмолвный урок богопознания.

Или, вот «дитя в храме»: благолепие храма, освещение, светлыя облачения священнослужителей, общая молитва, пение, благоговейное предстояние молящихся, общее торжественное, безмолвное внимание, – разве все это не уроки благоговения пред Богом? Этих уроков не заменит никакая красноречивая речь законоучителя. При этих уроках нельзя заметить минуты, с которой в детях открывается понимание того, что читается и поется в церкви; но что понимание уже проникает в душу ребенка, это несомненно. В самом деле, разве не доступно пониманию ребенка двух, трех, четырех лет то, что есть Бог, Который все создал, Который об нас заботится, питает нас, к Которому нужно обращаться с молитвой? Разве не может понять дитя этих лет, что Сын Божий сходил на землю, чтобы спасти нас грешных, что Он учил людей добру, правде, что Он страдал и умер за наши грехи? И сердце дитяти проникается горячей любовью к Богу, к Спасителю, проникается глубоким религиозным чувством; ребенка уже этих лет можно научить молиться. Пусть проста, детски проста будет молитва, которой научит ребенка любящая мать, пусть она вся будет составлена из слов, доступных детскому пониманию, пусть ребенок видит пример молитвы матери, – и, несомненно, богатые плоды последуют от этих немудрых, простых уроков благочестия; сердце ребенка глубоко преисполняется благоговейным восторгом, уста лепечут детскую молитву: «спаси, Господи, папу, маму, меня, братьев и сестер моих». Вот что говорят припоминающие свои первые уроки веры люди верующие, глубокочтимые православными христианами: «мы знаем, что любили нашего Спасителя еще задолго до уроков закона Божия, потому что часто слышали повествования о Нем, много молились Ему, лобызали Его Евангелие, плакали о Нем при чтении Его страданий и радовались всем сердцем, празднуя светлое воскресение» (Из поучений преосвященного Амвросия). Правда, в этот ранний возраст ум ребенка еще не раскрылся для полного уразумения, душа ребенка наполняется неясными ощущениями и представлениями; но все это богатые задатки, это первые опыты духовной жизни, благодаря которым значительно облегчится дальнейшее изучение истин веры и усвоение духа благочестия. Любви к Богу нельзя выучиться по учебникам, сердечных чувств нельзя втолковать; чистое детское сердце всего более доступно глубоким религиозным чувствам; общение с Богом, неясно сознаваемое, однако делается потребностью детского сердца; в молитве, своей детской молитве, дитя, – как иногда приходилось наблюдать, – совершенно свободно, без приказания родителей, находит утешение и наслаждение.

Те родители, которые ждут времени, когда дети подрастут, чтобы их учить вере, глубоко ошибаются: дети подрастут, будут лучше понимать, но у них уже будет не то нежное, восприимчивое к добру сердце, воображение этих детей уже засорится представлениями земными, их сердца приобретут столько склонностей и привязанностей земных, что духовные чувствования будут отягощать их одичавшие души. Уроки закона Божия будут наполнять их ум, обременять память, но не трогать сердца, не возбуждать добрых чувств. Пусть же раньше проникнет в душу дитяти религиозное чувство, пусть оно живет в нем и оживляет те уроки, которые будут ему преподаваться. Ведь уроки веры можно преподавать в такой простой, доступной, понятной форме, что ребенок четырех-пяти лет все поймет, что сказано, и еще лучше восприимет сердцем, если назидающий проникнут сам религиозным чувством. Ребенок четырех-пяти лет уже способен, напр., отличить образ от изображаемаго, понять содержание простейших молитв, основные истины веры, может быть участником общей молитвы в храме во время богослужения. Неразумно поступают те родители, которые лишают своих детей благодатных влияний, не приучая своих детей с раннего детства к молитве, не сообщая понятий о Боге, не нося своих детей в храм Божий.

Какая ошибочная отговорка, что дети ничего не понимают! Не один же рассудок взрослых дает возможность воспринимать в себя добрыя чувствования. Потеря времени и самого простого, самого общедоступнаго, самого надежного способа религиозного воспитания детей – потеря невозградимая. После дитя будет твердить уроки, запоминать преподаваемое, но сердце будет глухо к впечатлениям духовным. Пусть же дети в раннем возрасте приходят ко Христу Спасителю, чтобы Он благословил их, – не возбраняйте им идти к Нему!

III. Пусть же родители не забывают этих наставлений и с самого раннего возраста окружают детей св. предметами, пусть носят в церковь и приучают непременно вместе с собой к благоговейной молитве. Грустно до боли сердца видеть, как иногда по-видимому образованные матери не понимают этой своей священной обязанности – приучать с самого раннего детства своих детей к совместной с собой молитве дома и непременно брать с собой в храм хотя в большие праздники. (Священник Гр. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle