Источник

Девятый день.
Св. апостол Матфий.

(Жребием владеет Бог).

I. Св. ныне прославляемый апостол Матфий происходил из колена Иудина и родился в Вифлееме; с детства он был учеником св. Симеона Богоприимца. Он был один из пребывавших постоянно при Господе И. Христе и был свидетелем многих Его чудес и слушателем Его учения. По вознесении Господа Матфий после общей молитвы апостолов был указан «жребием» из двух, выбранных апостолами учеников, свидетелей земной жизни Господа от Его крещения до вознесения, и был причислен к лику 12-ти апостолов вместо Иуды Искариотского, и проповедывал Евангелие в Иудее и Ефиопии. Обратив многих ко Христу и приняв много страданий за веру Христову, св. апост. Матфий принял мученическую смерть в Иерусалиме, быв побиен камнями.

II. Избрание св. ап. Матфия по жребию в лик 12-ти апостолов, одобренное как всеми апостолами, так и всеми верующими, и оправдание этого избрания всею дальнейшею жизнию святого апостола напоминает нам братие о той истине, что «жребием владеет Бог» (Псал. 80, 15–16). Что действительно жребием владеет Бог, это можно видеть из многих библейских примеров.

а) «Господь посылал, однажды пророка Иону на проповедь в Ниневию». Иона уклонился от такого трудного дела и бежал от лица Господня в Фарсис; и вот, когда он плыл туда на корабле, Господь воздвиг сильную бурю на море; корабельщики побросали в море весь груз и стали молиться каждый своему Богу, но буря не утихала; тогда все бывшие на корабле сказали друг другу: «приидите вержем жребия, и уразумеем, коего ради есть зло сие на нас: и метнуша жребия, и паде жребий на Иону... И взяша Иону, и вверзоша его» (по его же совету) «в море, и преста море от волнения своего» (Иона. 1, 7, 15). Известно, что Иона промыслом Божиим сохранен был невредимым во чреве кита, и выброшен, чрез три дня, на берег морской совершенно здоровым, после чего Иона стал проповедывать в Ниневии (Ион. 2, 1–11, 3, 4).

б) А вот еще случай более явного участия промысла Божия в жребии. Когда пророк Самуил, по повелению Божию, помазал Саула на царство (1 царь. 10, 1), в народе еврейском об этом никто не знал еще; Самуил созывает старейшин народа и других почетных людей и предлагает им, согласно их желанию, избрать из среды себя достойнейшего человека в царя, кого укажет Сам Бог чрез жребий. (Между тем Господом уже был избран Саул и без жребия, на главу которого Самуил возлил елей, в доказательство того, что Бог посвятил его на царство). Собрались евреи, стали все по коленам своим, и начали вынимать жребии, «и паде жребий на хоругвь Вениаминю», в которой находились предки Саула. Отделили эту хоругвь и стали призывать к жребию по племенам этой хоругви – «и паде жребий на Маттариино», от которого происходили родоначальники Сауловы, но как в этом племени было много молодых людей – мужей, и неизвестно было, кого из них избрал Господь Бог, то стали вынимать жребий в третий раз, поименно, по мужам этого рода, «и паде жребий на Саула, сына, Кисова» – на того самого, которого Бог ранее уже и без жребия избрал и посвятил в царя (1 царь. 10, 20–21).

Таким образом люди, по своему усмотрению, три раза вынимали жребий для избрания себе царя – и каждый раз невидимая сила Божия, владеющая жребием и располагающая судьбою человека, направляла выемку жребия к достижению заранее предположенной цели, к избранию заранее предопределенного к тому лица. Видно – «невозможная у человека, возможна суть у Бога» (Лук. 18, 27). Следовательно, верно, что жребием владеет, располагает Сам Бог, и каждому человеку предопределен жребий уже давно, при самом рождении его и даже ранее (Иер. 1, 5).

III. Поэтому при вынутия жребия всецело предайте себя в волю Господа и вполне положитесь на Его всеблагое и премудрое провидение, сказав себе: «Ты еси Бог мой, в руку Твоею жребий мой» (Пс. 80, 15–16).

Посему неразумно делают те, кои, вынув напр. жребий, призывающий их к отбыванию воинской повинности, ропщут на свою судьбу: не слепая судьба или простой случай управляет жизнию человека, но премудрый и всеблагий промысл Божий, без воли коего ни один влас не упадет с нашей головы.

Запомните, братия мои, что слово судьба есть слово не христианское: по непреложному и ясному учению слова Божия и учению церкви жизнию народов, царств и даже каждого отдельного человека управляет не простой случай или слепая судьба, но живой, разумный, премудрый и всеблагий промысл Божий, без ведений коего не упадет на земле ни один волос с головы человека.

Неразумно также поступают и те христиане, которые выражают свой ропот по поводу взятых по жребию на службу их детей на те или другие общественные учреждения или должностных лиц: жребием Господь указал на них, как на людей, которые наиболее будут полезны в той должности, на какую они избраны. (Свящ. Г. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle