протоиерей Григорий Дьяченко

Двадцать восьмой день.
Поучение 2-ое. Преподобный Моисей Мурин.

(О вреде праздности и пользе трудолюбия для нравственной жизни христианина).

I. Преподобный Моисей, память коего совершается ныне, был слугою у одного господина; вместо того, чтобы в честном труде мирно проводить жизнь свою, исполняя назначение Божие относительно своего звания, он полюбил праздность, удалился от своего хозяина и, как праздношатающийся, прилепился к шайке разбойников, грабежом и насилием пользовавшихся плодами чужих трудов. Товарищи, видя необычайную телесную силу Моисея, избрали его себе предводителем и таким образом долгое время он проводил жизнь, исполненную всяких злодеяний, в крайней степени развращенную и чуждую всякого стыда и страха пред законом Божиим и человеческим. Милосердый Бог помог однако Моисею образумиться, возстать от своего глубокого падения и в сокрушении сердца начать свое нравственное исправление. Оставив разбой, Моисей удалился в уединенный монастырь и отдал себя под руководство братии, исполняя усердно все иноческие послушания. Но не скоро могли изгладиться в душе покаявшагося грешника воспоминания из прежней его развращенной жизни. В самом начале особенно враг спасения нашего – диавол налегал на него, возбуждая в подвижнике скверные помышления и такую сильную брань плотских вожделений, что он подвергся опасности изменить своему иноческому обету. Моисей обратился к одному скитскому старцу Исидору, который советовал ему изнурять плоть свою усиленным постом, но сколько ни усиливал он своего воздержания, вражия искушения не оставляли его. Тогда, по совету иного старца, Моисей стал упражняться в непрестанном молитвенном бдении; целыя почти ночи простаивал он, не смыкая очей, на молитве и продолжал делать так шесть лет, – но несмотря на то не мог освободиться от неистового разжения плоти, воюющей на дух. Наконец он сам изобрел средство к победе над вражиими искушениями: он каждую ночь обходил келлии пустынных подвижников и, собирая пустые водоносы, приносил их наполненными водою и поставлял у келлии каждаго. Такой труд был благодеянием для многих старцев, живших в дальнем разстоянии от воды и по преклонности лет не могших приносить себе воды, а для самого Моисея этот труд был еще большим благодеянием, потому что оказался самым действительным средством к погашению в его душе страстных помышлений и к полной победе над врагом спасения. Действительно, с этого времени в душе Моисея мало по малу водворилось спокойствие, трезвенность мыслей и совершенное отчуждение плотских вожделений.

II. Из этого примера мы можем видеть, братие, «как гибельна бывает для человека праздность и как напротив благотворен для души честный труд», совершаемый во славу Божию и на общую по.льзу.

А. а) Справедливо праздность признается матерью всех пороков. Она, по словам Сираха, «научает мнозей злобе» (Сир. 33, 28), дает возможность возникнуть и укорениться в душе самым дурным навыкам, которые, подобно сорным травам на праздной ниве, свободно усиливаются в душе не занятой помышлениями и заботою о добром и полезном.

б) Праздность есть состояние не естественное для существа разумно-нравственнаго, одаренного силами, по природе своей стремящимися к деятельности и ею развиваемыми и укрепляемыми. Бездействие ослабляет душу и тело человека, делает его легкомысленным, склонным к одним только удовольствиям и малоспособным к делу. Неудивительно, что праздный человек, отставши от честного труда и ища себе таких занятий, которые бы легко давали ему желанные блага и удовольствия, бывает более всего способен на всякое дурное дело, обман, хищное, грабительство и т. п.

Святитель Тихон Задонский так говорит о вреде праздности для тела и души человека:

«Сердце человеческое праздно быть не может; но всегда какими-нибудь мыслями занято. А так как оно склонно ко всякому злу, и к праздному сердцу, как к дому пометенному и украшенному, удобно приступает душевный враг – диавол, и мыслями злыми, как плевелами, наполняет его: то праздность много беззаконий рождает... Праздность не только душу погубляет, но и телу вред наносит... Как вода растлевается, которая течения не имеет: так тело человеческое без движения и трудов портится и ослабевает... Как по трудах сон сладок, так без трудов беспокоен бывает».

«Для избежания праздности» да помним, учит тот же святитель, что

аа) время есть сокровище самое драгоценное: как сказанного слова, так и потерянного времени возвратить не, можно.

бб) время есть торг, на котором таланты, от Господа нам данные, должно с помощию Божиею умножать и приращать;

вв) неключимаго, т.е. праздности предавшагося, ввергнут во тьму кромешную (Мф. 25, 30);

гг) «иди убо ко мравию, о лениве, и поревнуй, видев пути его» (Притч. 6, 6–11). (Част. V).

Итак, братие, будем избегат праздности, как самой гибельной язвы для души и тела.

Б. Удалившись от гибельной праздности, полюбим честный труд, отрезвляющий душу и укрепляющий телесные силы.

а) Труд изначала назначен человеку от Бога, Который Адаму и Еве еще в блаженном их состоянии повелел возделывать и хранить рай. (Быт. 2, 15).

б) Потом, после грехопадения прародителей, труд добывания в поте лица насущного хлеба хотя и был назначен Адаму как наказание за его преступление, но наказание это, по милосердию Божию, имеет значение не столько карательное, сколько очистительное и исправительное, в особенности же предотвращающее от грехов. Труд смиряет человека и приводит его к сознанию своей немощи и зависимости от Бога, отгоняет от человека дух праздности, уныния и беспечности, воспитывает душу в терпении, воздержании и вообще упорядочивает всю жизнь нашу, доставляя человеку здравие и долгоденствие.

в) Приведем здесь несколько библейских и церковно-исторических примеров трудолюбия.

«Господь наш есть величайший учитель трудолюбия». Трудясь до вступления Своего на дело общественного служения в доме древоделя Иосифа, Он затем всю остальную жизнь провел в непрерывных трудах. Он говорил апостолам: пойдем в ближния селения и города, чтобы Мне и там проповедывать; ибо Я для того пришел (Марк. I, 38). – Он же говорил им: Отец Мой до ныне делает и Я делаю. (Иоанн. V, 17).

«Ап. Павел также есть великий наставник трудолюбия». Она пишет, что по одинакости ремесла, он остался у благоч. евреев Акиллы и Прискиллы и работал; ибо ремеслом их было делание палаток (Деян. XVIII, 3) – Ибо вы помните, братья, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие (1Сол. II, 9).

«Святые подвижники также отличались дивным трудолюбием».

Авва Марк отшельник, в продолжение шестидесяти девяти лет, которые прожил близ монастыря Пентуклы, показывал редкий образец постоянного трудолюбия. Постясь по целым седмицам, так что некоторые считали его бесплотным, он день и ночь проводил в трудах для того, чтобы подавать милостыню Христа ради, и подавал ее бедным, а сам ни от кого ничего не принимал. Узнав об этом, некоторые христолюбивые люди пришли было к нему с подаянием: но старец сказал им: «я не беру, потому что по милости Божией мне достаточно моего рукоделия, чтобы содержать себя и приходящих ко мне». («Луг духовн.» гл. 13).

Однажды пришли для назидания к авве Ахилле старцы. Они увидели, что авва ночью вил большую веревку, и просили его сказать им что-нибудь в назидание. Он сказал: «с вечера и до сего времени я свил двадцать локтей и, право, не имею нужды в них, но делаю эту работу, боясь, как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что, будучи в силах работать, не работаю, – потому тружусь и дълаю по силам моим». («Дост. сказ.» стр. 40 § 5).

III. Молитвами препод. Моисея Мурина да сохранит нас Господь от духа праздности и да дарует нам любовь к честному и полезному труду! (Свящ. Гр. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle