Азбука верыПравославная библиотекапротоиерей Григорий ДьяченкоПолный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Книга 3, Поучение 11 Книга 4, Поучение 1 Книга 4, Поучение 2

Месяц сентябрь

Первый день. Поуч. 1-ое. Преп. Симеон Столпник.

(Без труда ни в чем не успеешь).

   I. Воспоминаемый в нынешний день преподобный Симеон называется столпником, потому что в последния сорок лет своей жизни он подвизался на столпе. На каком столпе, спросите вы, и что это за род подвижничества — столпничество? Удивительный это род подвижничества, братья мои; много удивлялись такому роду подвижничества даже великие подвижники пустынь сирийских и египетских, современники преподобнаго Симеона; некоторые из них издалека приходили к столпу Симеона, что вблизи Антиохии сирской, чтоб посмотреть на такого чуднаго человека Божия и хоть одно слово от него услышать. К месту подвигов столпника Симеона почти ежедневно приходили толпы народа из разных, иногда и из очень отдаленных стран, — приходили и из Грузии, и из Армении, и из Персии, и из Аравии, и даже из Испании, из Италии и Британии, — приходили и иереи и святители, приходили цари и царицы, — и все уходили от новоявленнаго столпника с великою душевною пользою для себя и с несказанным удивлением. Что же они тут видели? Представьте себе сложенную из простых необделанных камней башню в сорок локтей высоты (т.-е. около 20 арш.), и такой толщины, что она скорее походила на столп, чем на башню. На этой башне площадка, аршина в два, так что на ней едва двум человекам можно стоять и сидеть. Площадка эта обнесена на аршин высоты тонкими стенками. Редко когда она была прикрыта чем-нибудь в роде кровли, а большею частию она была совершенно открытою и для холода, и для зноя, и для снега, и для дождя, и для ветров и для всякой непогоды. Вот вам и жилье человека Божия Симеона. Тут он и проводил дни и ночи в непрестанных подвигах поста, молитвы и богомыслия, тут он жил такою святою жизнию, так пламенел сердечною любовию ко Господу, что был, можно сказать, ярко горящею свечею пред Богом, в небесах.
   Как свята, удивительна и поучительна была его жизнь, это можно видеть отчасти уже и из того, что целые полки измаильтян-язычников, по двести, по триста, а иногда и по тысяче человек, приходившие к столпу Симеона, с криком отрекались от языческих заблуждений своих и своих отцев, топтали ногами идолов, которым прежде кланялись, сокрушали их, и с великою радостию сердца принимали то учение, которое предлагал им медоточными словами, согретыми духом христианской любви, преподобный Симеон с своего столпа. А сколько тут совершалось чудесных исцелений, сколько преподавалось благодатных утешений и мудрых наставлений! Подобно многоводной реке, они изливались от великой благодатной души преподобнаго столпника. «Новое и чудное таинство совершалось в наши дни, писал один из многочисленных учеников преподобнаго Симеона столпника. Я сам — Антоний грешник и последнейший из учеников его — видел то, что предано письмами». «О деяниях преподобнаго Симеона столпника хотя могу свидетельствоваться почти всеми, говорит блаженный Феодорит кирский, списатель его жития, но страшусь приступить к повествованию, чтоб не показались они потомкам баснословными и недостоверными, так как превышают человеческую природу» (Мес. вост. ч. II, стр. 266).
   А как же, думаете вы, братие, достиг преподобный Симеон такой великой святости? «Великим трудом», отвечает он сам за себя. Когда ему было только тринадцать лет, и он был еще простым, неграмотным пастухом овец, — после одного вразумительнаго случая в храме Божием, Симеон отправился в одно пустынное место и тут с плачем молился Господу, чтоб Господь открыл ему путь спасения; молился и уснул. И вот, видится ему такой сон: он будто бы начинает копать ров, как бы для фундамента какого-нибудь здания. «Копай глубже!» слышит он откуда-то голос. Повинуется и копает. Уставши от труда, он прекращает работу, думая, что уже достаточно выкопал. Но опять оттуда же слышит голос: «копай еще глубже!» Он опять продолжает копать. И в третий раз взывает к нему тот же голос, возбуждая его к труду. Наконец таинственный голос его останавливает и говорит: «довольно уже; а теперь если хочешь созидать, созидай, трудясь прилежно: ибо без труда ни в чем не успеешь». И стал трудиться после этого раб Божий Симеон над спасением своей души, и так трудился, как немногие трудились из величайших подвижников. Постоянно работая духом, следя неусыпно за внутренними помыслами своей души, Симеон много трудился и над обуздыванием своего тела: то он обвязывал себя тяжелыми веригами, от чего делались страшныя раны, и гнило его тело; то смирял плоть рвою седмидневными, а иногда сорокадневными постами; то упражнялся в подвиге безмолвнаго стояния на молитве по целым неделям; то жил в затворе по целым годам и пр. А когда он подвизался на столпе, сколько он тут терпел Христа ради и от насекомых, и от дневного летняго зноя, и от ночного зимняго холода, и от бурь, и от разных других невзгод! О подвиге его на столпе между прочим следующее разсказывает блаженный Феодорит. «Случилось однажды, что не малая часть стенки, которою была обнесена верхняя площадка столпа, отвалилась, дверка в одной из этих стенок открылась. Святого в то время можно было хорошо видеть: и многие видели, как по долгу святой стоял тут неподвижно, устремив глаза к небу, и как много он творил поклонов во время молитвы. Один из окружавших столп хотел сосчитать, сколько он в один раз делал поклонов, — насчитал тысячу двести сорок четыре, а больше и перестал считать, уставши смотреть на высоту. Но святой не изнемогал творить поклоны и больше: его тело было так легко и одухотворено, что молитвенные поклоны не составляли для него никакого труда, или лучше, были для него обычным делом.
   II. А мы, кажется, думаем спасти свою душу, сделать ее доброю, святою, без всякаго труда, без особенных забот... Странная вещь; во многом другом деле: в устройстве ли хозяйства, в обработке ли поля, в возделывании ли огорода, в занятиях ли каких-нибудь мастерством, в воспитывании ли детей и пр. и пр., мы считаем труд необходимым условием для успеха дела и говорим: без труда ни в чем не может быть успеха. А когда дело касается воспитания нашей души, ея улучшения, ея усовершенствования, ея спасения, — мы думаем, что это само собою делается. Живи, как живется, и только; думать о спасении души, об этом важнейшем деле нашей жизни, или лучше задуматься над своею душою, трудиться над нею, — трудиться с постоянством, с терпением, — дело как будто лишнее и не подходящее. Молиться подольше с поклонами дома, ходить в храм Божий почаще, стоять в нем подольше да повнимательнее, молиться тут с поклонами, поститься построже во славу Божию в дни положенные церковью, следить за своими дурными привычками и бороться с ними, распиная плоть свою со страстьми и похотьми, и пр. и пр., мы считаем для себя трудом почти непосильным... Отсюда и выходит, что душа наша остается и невозделанною и незасеянною нивою, как поле у лениваго хозяина, или как огород у небрежной хозяйки, а потому и безплодною.
   III. Будем помнить твердо, братие, святое правило, вразумившее на всю жизнь преподобнаго Симеона столпника, что без труда ни в чем не успеешь, — не успеешь и в спасении души. А что для нас дороже нашей души? Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (сделает ее пустою), или что даст человек измену за душу свою т. е. чем человек вознаградит потерю души своей? напоминает Господь каждому из нас, побуждая тем трудиться всеми силами для спасения своей души. Припомним и другое изречение Спасителя: царство небссное силою берется. И только употребляющие усилие достигают его (Мф. 11:12). Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для с. пастыр.» за 1885 г.).

Книга 3, Поучение 11 Книга 4, Поучение 1 Книга 4, Поучение 2


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Помощь в распознавании текстов