Месяц ноябрь
Восьмой день.
Поучение 2-ое. Собор архистратига Михаила и проч. небесных сил.
(Седмь архангелов Божиих).
I. В день архангела Михаила и прочих небесных бесплотных сил да будет наше слово о седми высших архангелах Божиих.
II. И на небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждаго, нет однакоже того равенства, коего некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятыя Троицы: Богом Отцем, Богом Сыном и Богом Духом Святым.
Хотя число ангелов безмерно велико, «тьмы тем», по выражению св. писания; но архангелов только седмь. «Аз есмь един от седми, святых ангелов», – так говорил архангел Рафаил праведному Товиту, – «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отчего главных ангелов только седмь – не менее и не более? – Это- тайна творения, доведомая Господу и Творцу ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что седмеричное число – число священное: ибо воззрим ли на царство благодати? – обретаем седмь даров Духа Святаго, седмь таинств. Посмотрим ли на царство природы? находим седмь лучей света, седмь тонов звука, седмь дней творения и проч.
а) Из числа сих седми верховных духов св. церковь первым признает Михаила. «Кто яко Бог?» означает имя его: «кто яко Бог, -» выражают собою и все дела его. Он первый восстал против Люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, – низвержением Денницы с неба. С тех пор архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ея. Посему и изображается в воинственном виде, с копием, или мечем в руке, имея под ногами дракона, то есть, духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копия его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность ангелов Царю небесному; а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими архангелами совершается во имя креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Посему, для тех, кои украшаются именем первого из архангелов, всего приличнее отличаться ревностию к славе Божией, верностию Царю небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.
б) Второе место в ряду ангелов принадлежит Гавриилу: имя означающее «силу Божию». Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так – имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть о сем зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти бессеменное зачатие Самого Сына Божия, – честь благовестия о сем достается паки Гавриилу. Сей же архангел, по мнению Богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ея всечестного Успения. Посему церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и таин Божиих. Святая церковь изображает его иногда с райскою в руке ветвию, которая принесена им была Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутрь коего горит свеща, а в левой – с зерцалом (т. е. зеркалом) из ясписа. Изображает с зерцалом, так как Гавриил вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает с свещею в фонаре, потому что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом если кому, то носящим имя Гавриила прилична та «вера Божия» (Марк. 2, 23), для коей, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможнаго.
в) Рафаил, или помощь и исцеление Божие, есть имя третьяго архангела; имя по тому самому любезное всем страждущим. В святом писании есть целая книга, в коей описывается, как сей архангел, в виде человека, сопутствовал Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом вознесся от них на небо. Потому сей архангел и изображается с сосудом врачебным в левой руке, правою рукою ведущий Товию. Весьма поучительны слова, сказанные сим архангелом при разлучении с семейством Товита: «благо молитва с постом и милостынею и правдою», вещал Рафаил, «милостыня бо от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех; не утаился еси мене благотворяй, но с тобою бех» (Тов. 12, 8. 9. 13) – Посему, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердоболия должна отличать носящих имя Рафаила: иначе у них не будет духовного союза с архангелом.
г) Четвертого архангела изображают с мечем в деснице, а в левой руке с пламенем, ниспускающимся долу; имя его – Уриил, то есть, свет или огнь Божий. Как ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как ангел огня божественнаго, он воспламеняет сердца любовию к Богу и истребляет в них нечистыя привязанности земныя. Итак, это – ваш архангел, люди преданные наукам! Не забывайте, по примеру его, быть служителями не одного света истины, а и огня божественной любви. «Разум кичит», одна «любы созидает» (1Кор. 8, 1).
д) Пятый архангел есть верховный служитель молитвы, и называется Салафиилом. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши холодные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе, архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами потупленными долу, с руками приложенными с благоговением к персям: то знайте, что это Салафиил. А видя в таком положении самого архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном – говорю; – ибо у многих нет и этого. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва?..
е) У шестого архангела в правой руке златой венец, а в левой бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность сего архангела с ликом ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградою благ вечных и защищать именем Святыя Троицы и силою креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; почему он и называется Эгудиил или хвала Божия. Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. Но на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многия – с великим и тяжким. Что нужды? Господь и Владыка наш не забудет никакого «дела» нашего и никакого «труда любве» (Евр. 6, 10) во имя Его. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице архангела не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося в славу Божию.
ж) Последнему архангелу, – последнему по порядку, а не по достоинству и силе, – богомудрые учители церкви дают название Варахиила. Это ангел благословений Божиих, как то означает его имя; его изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды. Так как благословения Божия различны, то и служение сего архангела – многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие. Но только тогда, без сомнения, когда земное благословение люди хотят принимать для стяжания благословений небесных и вечных: когда, например, желают иметь чад, дабы воспитать их в страхе Божием; ожидают обилия плодов земных, дабы поделиться ими с бедностию, истаявающею от глада, украсить храм Божий, призреть сираго, искупить должника невиннаго, и тому подобное. В противном случае Господь не пошлет, и архангел не принесет благословения.
III. Празднуя собор архангелов и ангелов, мы должны, братие, помышлять, что и нам надобно, непременно надобно, быть или в соборе ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может решиться на последнее? – Но желая перваго, надобно заблаговременно приготовлять себя к сожитию с ангелами чрез стяжание мыслей и чувств ангельских.
Будем же, братие, иметь ревность ко славе Божией подобную Михаиловой, и будем страшиться совершать нечестие, так как этот архангел готов невидимо погубить всякого нечестивца.
Будем просвещать ум свой светом познания, посылаемого арх. Уриилом, но в тоже время будем чистосердечно и простодушно доверять тайнам царства Божия, открываемым чрез Гавриила, и не слишком допытываться до того, чего человек в настоящее время не может вполне узнать.
Будем сострадательны и милостивы к бедствующим подобно Рафаилу, тогда и сами будем помилованы чрез этого архангела.
Будем возносить Богу пламенную молитву с архангелом молитвы Салафиилом и под его осенением, и будем взирать среди трудов и лишений на златой венец в руке арх. Эгудиила, которым увенчается в будущей жизни каждый «труждающийся и обремененный».
Будем, наконец, с благодарностию принимать земные благословения и земное счастие, посылаемые Богом чрез арх. Варахиила, но не будем забываться в счастии и будем пользоваться им так, чтобы чрез него получить благословение и блага небесныя.
Будем также помнить, что если даже ангелы не все равны, но есть младшие между ними и старшие, высшие и низшие, то тем более не могут быть равны люди на земле, но необходимо одни должны стоять выше, а другие ниже, одни господствовать, а другие подчиняться. Будем наконец твердо помнить, что в будущей жизни мы должны будем вступить или в мир ангельский, или в мир злых духов. – Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко по проп. Иннокентия, архиеп. херс, с дополн. заключения из др. источн.).