Источник

Одиннадцатый день.
Поучение 1-е. Св. муч. Викентий.

(Назначение человеческого тела).

I. Св. муч. Викентий, память коего совершается ныне, родом из Испании, был диаконом в Августополе и замучен в IV веке, при Диоклитиане. «Пощади самого себя, говорил ему мучитель. Мне жаль тебя, и я хотел бы видеть тебя в чести и славе, а не в безчестии и муках». Святой отвечал, что он не боится никаких мук. Тогда мучитель велел предать его разнообразным истязаниям. Жестоки и продолжительны были эти истязания: пригвоздив исповедника ко кресту, ему наносили беспощадные удары, когда же тело его было истерзано, члены переломлены, жилы вытянуты, его бросили в темницу и положили на острых черепках. Все это с невозмутимым терпением и неземным ликованием претерпел мученик; но ярость мучителя не утолилась и изобрела еще более жестокую пытку: Викентия положили на раскаленную железную решетку, и среди этих мук он отошел к Тому, Кого любил, славил и воспевал всю свою жизнь до последней минуты. Тело его, преданное на добычу зверям, но оставшееся неприкосновенным, потому что ни звери, ни птицы его не коснулись, было выброшено в море, но, прибитое волнами к берегу, было взято сторожившими христианами, которые и похоронили его в небольшой церкви за городом. В настоящее время нетленные мощи святого находятся в Риме в церкви его имени, в загородном монастыре Трех Фонтанов.

II. Читая историю страданий св. мученика, мы видим, что Господь иногда чудесным образом охраняет тела св. мучеников и других угодников Божиих; огонь их не жжет, дикие и кровожадные звери не трогают их и само тление бежит от них. Так напр. было и с телом св. мученика Викентия, ныне прославляемаго.

Это побуждает нас спросить: какое назначение человеческого тела? Несомненно, оно имеет великое назначение, если Сам Бог охраняет его и прославляет нетлением.

а) От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли.

Оно ниспало в тление, – сотворено было не для тления. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным, оно, немедленно по сотворении, оживлено бессмертною и святою душею, и вместе с нею восхищено с земли в светлый рай для пребывания в нем, для духовной деятельности, для духовного наслаждения; для плотских наслаждений оно было неспособно. Оно не могло выйти из рук Всесвятого Творца иначе, как вполне чистым и святым; впоследствии исказил, обезобразил его грех. Его око было так непорочно, что не видело наготы прочих членов, которые, в свою очередь, не представляли ничего, чтобы нуждалось быть прикрытым. Душа не была обуреваема и волнуема страстями; не было волнуемо ими и тело. Не закипала кровь от гнева и не охлаждалась она от печали и уныния. Смерть была несвойственна этому телу; несвойственны ему были недуги; не имело оно нужды ограждаться от влияния стихий; оно не было узами и темницею для души; оно было для нея чудною, вечною новою одеждою. Вот первое назначение тела: быть чудною, вечною одеждою для души.

б) Но таковое назначение тела осталось почти и тогда, когда человек, вследствие грехопадения прародителей в раю, подвергся болезням и смерти по телу. И теперь тело грешного человека, хотя по причине греха его подверглось расстройству, болезни и смерти, служит тем не менее одеждою для души, вполне приспособленною к теперешнему греховному состоянию ея. Расстройства и болезни тела, бывающия почти всегда от греха и стоящия почти всегда в причинной связи с ним, дают «настоятельно» знать душе, что грех есть великое зло, от которого всемерно нужно освободиться, чтобы не погубить и души и тела. – Хотя и видим, затем, что теперь тела усопших отцов и братий спускаются в мрачную могилу и покрываются землею; хотя ожидаем, что та же участь постигнет и наши тела, но веруем и знаем, что эти тела не пребудут навсегда в земле. Они воскреснут, как воскресло из мертвых тело нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа. Посеянное в могилу тело «в тление» восстанет «в нетлении», восстанет «в славе», восстанет «в силе; тело земное» соделается «теломь небесным, тело душевное»«телом духовным» (1 "Кор. 15, 40–46).

в) Но для христианина назначение его тела не оканчивается тем, чтобы быть душевною и духовною одеждою его души; оно вместе с душею человека имеет высшее назначение – быть храмом Св. Духа: «телеса ваши храм живущего в вас Св. Духа суть» (1Кор. 6, 19).

Это преобразование нашего тела в храм Св. Духа начинает совершаться при посредстве св. таинств, установленных в церкви Христовой. Так в купели крещения оно возраждается во спасение по образу тела, которое приял небесный Человек, зачавшийся и родившийся от Духа Святого и Пречистыя Девы: «елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Посредством чудного таинства евхаристии наше тело соединяется с телом Самого Христа, – соединяется наше тело с Божественным телом, наша кровь с Божественною кровию. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь», сказал Господь, «во Мне» «пребывает, и Аз в нем» (Иоан. 6, 56). Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа, и опять в христианине – Христос. Созерцая это величие христиан, апостол взывает к ним: «телеса ваша удове Христовы суть» (1Кор. 6, 15)! «Тело Господеви и Господь телу» (1Кор. 6, 13). «Облецытеся Господем нашим И. Христом, и плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13, 14). «Дары Святого Духа», сказал некоторый великий угодник Божий (Сисой Вел.), «уже естественны естеству обновленному. Уже естественно телу , составляющему собою единое с телом Христовым, быть храмом Святого Духа: где Христос, там неслитно и неразлучно со Христом и Дух Святый».

Многие истинные служители Божии проявили во время земной жизни присутствие Святого Духа в телах их и тем опытно доказали, что тела христиан должны и могут быть храмом Святого Духа. Тень святого апостола Петра исцеляла больных (Деян. 5, 15); принадлежности из полотна (напр. полотенца), которые имел святый апостол Павел для своего употребления, были приносимы к больным – и больные от прикосновения к ним исцелялись, а нечистые духи оставляли мучимых ими (Деян. 19, 12). Ехидна – зтот самый ядовитый змей – ужалила апостола; но он остался невредим, как бы вовсе неподвергшийся укушению змея. Некоторые святые ходили по водам, протекали, как крылатые, значительные пространства в самое короткое время, – при молитвах возвышались телами своими от земли, как бы предначиная, по выражению некоторого святого писателя, будущее восхищение на воздухе и являя к такому восхищению способность. Такова была напр. преподобная Мария египетская и некоторые другие великие угодники Божии. Не только в душах их: в самых телах их воздействовал Святый Дух! Как в телах человеческих, греховною жизнию низведенных к подобию скотов несмысленных, кипят различные страсти: так, напротив, в освященных телах кипит и преизливается Божественная благодать, услаждая тело небесною и духовною сладостию и вместе умерщвляя его для греха. По разлучении души с таким телом, тление не дерзает прикасаться к нему: потому что, несмотря на отсутствие души, соприсутствует ему Дух Святый, обнаруживая присутствие Свое различными, достойными Духа и свойственными Духу знамениями.

Итак назначение человеческого тела состоит в том, чтобы быть чудною, вечною и всегда новою одеждою для души и вместе с этим храмом Духа Святаго.

III. Отчего же тела наши по большей части чужды духовного освящения? Отчего тела наши способны почти только к ощущениям скотоподобным, между тем как Дух Святый засвидетельствовал, «что ина плоть человекам, ина же плоть скотом» (1Кор. 15, 39)? Оттого, что не внимаем предостережению Господа нашего, Который сказал: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством и печальми житейскими» (Лк. 21. 34). Отяготели сердца наши, прилепились к земле души наши: такое положение духа низводит в дебелость тело, и мы остаемся чуждыми опытного познания, что «плоть» наша может «возрадоваться о Бозе живе», (Псал. 83, 3). «Горе, имеим сердца, -»и повлечется туда, вслед за сердцем, тело. Возлюбим Господа так, как Он повелел любить Себя, «всем сердцем, всею душею, всем умом, всею крепостию» (Марк. 12, 30), чего невозможно исполнить без участия тела. Соделаем тела наши духовными, небесными! Избавим их от горестного перехода из темницы могильной в темницу ада. На нас лежит непременная обязанность совершить это: мы первоначально сотворены для неба, впоследствии, по падении, мы искуплены для неба. Мы вполне принадлежим Богу, а не себе. «Несте свои», говорит нам апостол: «куплени есте ценою», ценою безценной крови Сына Божия. «Прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже сут Божия: яко и телеса ваша», не только души, «храм живущего в вас Святого Духа суть (1» Кор. 6, 20. 19). Возлюбленные братия! Чтоже сказать после сего о блудниках, пьяницах, чревоугодниках и т. п. людях, делающих из своего тела орудия постыдных страстей? Прежде даже до конца не погибли мы в грехах своих, спаси нас, Господи, ради Твоея милости! Отврати наше сердце от земли, плоти, мира, греха и диавола, и обрати его к небу, духу и святыне. (Сост. свящ. Гр. Дьяченко с заимств. некотор. мыслей из проп. Игнатия, еп. кавкасского стран. 60–64).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle