Источник

Шестой день.
Поучение 9-ое. День тезоименитства Благочестивейшего Государа Императора Николая Александровича.

(Государю Императору в день Его тезоименитства прилично принести следующие дары: а) молитву за него, как за Царя, б) твердую решимость честно исполнять свои обязанности, в) и дела христианского милосердия к ближним).

I. Есть обычай – во дни тезоименитства известных лиц подносить им разные подарки в знак любви и уважения к ним. Сегодня – день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора нашего. Какие же дары принесем мы ныне, братие, Державному нашему Имениннику, общему нашему Отцу и Благодетелю?

II. а) Принесем Ему первее всего нашу молитву за Него пред Богом, – молитву искреннюю, горячую, которая, исходя от полноты любящего сердца, яко фимиам возносилась бы к престолу Царя царствующих. О чем, в частности, должна быть эта наша молитва за Него? – О Его здравии и долгоденствии, или о сохранении Его драгоценной жизни на многая лета; затем – о благопоспешности Ему во всех Его действиях и начинаниях, клонящихся ко благу и счастию управляемых Им народов; наконец, вообще – о даровании Ему свыше всех сил и средств к полезному и непреткновенному прохождению Его великого служения. Да, братие, и царское звание – «служение» (Рим. 13, 4), служение Богу и людям, – и как притом высоки обязанности этого служения, как велики трудности и опасности его, как страшна ответственность за него – и пред судом человеческим, и еще более пред судом Божиим! Если кому, то именно Царю, и особенно Царю такого великого и славного царства, как наше, нужно иметь все силы и способности человеческие на высшей степени развития. Мало того: для вполне успешного прохождения многотрудного царского служения, православному Царю нашему потребны еще многия силы и дарования особенныя, благодатныя... Откуда же взять Ему, хоть и избранному и вознесенному от людей, столько сил, способностей, дарований, не просто только человеческих, но и вышечеловеческих? Их можно получить только от Бога, Источника и Подателя всего, а испрашиваются они от Бога молитвою, – молитвою не только Самого Царя, но и управляемого Им народа. Вот почему, между прочим, молитва за Царя есть одна из самых первых обязанностей Его верноподданных... «Итак прежде всего прошу», пишет апостол, «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей, и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2, 1–2). Усугубим же ныне, братие, наши обычные моления за возлюбленнейшего тезоименитого ныне Монарха нашего.

б) Другим приношением ныне от нас августейшему нашему Отцу пусть будет наша твердая решимость – честно и добросовестно исполнять все наши обязанности, какие возлагает на каждого из нас его звание, состояние и положение в обществе. Таким только исполнением наших обязанностей мы и можем помочь Ему в Его многотрудном деле, составляющем первую заботу Его сердца, – в деле созидания и упрочения блага и счастия любезного отечества нашего. Нужно ли доказывать эту истину? Трудно ли и без доказательств понять, что все самые благия намерения сердца Царева о людях своих только тогда и могут достигать своей цели и приносить плоды по роду своему, когда мы, подданные, с своей стороны, будем точно и неуклонно выполнять все лежащия на нас обязанности? Но, быть может, кто-либо подумает, что сказанное нами сейчас об исполнении обязанностей относится лишь к лицам высокопоставленным и облеченным властию, – к людям же, стоящим на низших ступенях общественной лестницы, простым и невластным, не имеет никакого приложения. Нет, братие, – ко всем, решительно ко всем нам имеет приложение – то, что мы сказали. Апостол Павел уподобляет христианское общество стройному организму телесному, в котором много членов, но все они вместе составляют одно тело, – в котором если страдает один член, то с ним страдают и все, – в котором, поэтому, не может глаз сказать руке: ты мне не надобна, или голова ногам: вы мне не нужны (1Кор 12, 12–26). По мысли апостола, между разными званиями, сословиями, классами и отдельными лицами в обществе – такая связь, что все они, как бы какое ни казалось незначительным, все равно важны и необходимы для блага целого общества. Продолжим теперь далее сравнение апостольское. Когда тело бывает вполне здорово? Только тогда, когда все члены, все органы его надлежащим образом исполняют свое назначение. Не так ли и в обществе гражданском? И не от того ли главным образом здесь несправедливости, насилия, угнетения, хищения и многия другие общественные раны и язвы, – не от того ли, говорим, все это в обществе, что в нем далеко не все и не всегда серьезно думают и заботятся о добросовестном исполнении своих обязанностей?... То правда, конечно, что чем выше положение в обществе, тем более лицам, находящимся в этом положении, открыто простора, дано возможности и средств действовать, так или иначе, ко благу, или вреду общества. Но не надо забывать и того, что всякая высшая власть, всякое высшее учреждение в своей деятельности опираются на непосредственно за ними следующей низшей власти, низшем учреждении, это учреждение – в свою очередь – на следующем за ним низшем и т. д., пока дело дойдет не только до самой низшей власти, до самого низшего правительственного учреждения, но и до простого, никакою властию не облеченнаго, земледельца, работника, поденщика.

в) Есть обычай – дни, по чему-либо для нас замечательные, ознаменовывать каким-нибудь особенным добрым делом, по преимуществу делом христианского милосердия и благотворительности. Каким же добрым делом ознаменуем мы нынешний день, дорогой и замечательный не только для нас, но и для всей России православной? Вокруг нас столько горя и нищеты, столько слез и просьб, столько вопиющих нужд и неудовлетворенных потребностей – и частных и общественных, и материальных и нравственных, что добрая христианская душа и без наших указаний во всякое время легко найдет себе предмет и откроет путь для самой широкой благотворительной деятельности. Ознаменуем же нынешний, радостный для нас день щедрою помощию этим несчастным страдальцам, – и это пусть будет от нас сегодня третьим приношением Державному Имениннику нашему. Его сердцу близки и дороги все его верноподданные, как близки и дороги сердцу отца его дети, – и когда Он узнает о наших дарах и жертвах в пользу несчастных Его подданных, Он, без сомнения, воззрит на них, как на поднесенные лично Ему Самому. – Впрочем, хотя бы о пожертвованиях наших, к которым приглашаем вас, и не дошло до слуха Царева, все равно их увидит и никогда о них не забудет всевидящий и всезнающий Царь небесный, Господь и Бог наш Иисус Христос, по уверению Которого не лишится мзды своея даже тот, кто во имя Его напоит верующего в Него одною чашею холодной воды (Марк. 9, 41). Аминь. (Сост. по Сборн. слов, поучений и бесед. Августина, епископа екатеринославск.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle