Источник

Двадцать первый день.
Поучение 1-ое. Святитель Петр, митрополит Московский.

(Уроки из его жизни).

I. Со дня кончины празднуемого ныне святителя Петра, митрополита московского, протекло почти 600 лет, но время не сокрыло от нас светильника веры и благочестия, народ русский сохранил в своих летописях память о нем для благодарнаго, молитвенного прославления угодника Божия. Раскроем же эти летописи, чтобы увидеть в них светлый образ святителя, предстоящего престолу Господа славы.

Святитель Петр родился на Волыни, во второй половине 13-го столетия. Не задолго до его рождения, мать его видела знаменательный сон, предвещавший величие души и жизни будущего ее сына. Снилось ей, что держит она на руках необыкновенного агнца, между рогами которого было дерево, на коем листья перемешивались с цветами и плодами, а среди ветвей прекрасного дерева горело множество свечей, разливавших благоухание. И сбылся сон: Господь даровал ей сына, который соделался пастырем множества словесных овец, благоухал среди них, и светил верою и богоугодною жизнию. Семи лет он отдан был для обучения грамоте. Трудно она на первых порах давалась ему; печалился отрок, печалились и родители, но не унывали, а молились подателю мудрости – Богу, и Он услышал их молитву. Однажды отрок с печалью в сердце о трудности для него учения заснул, и видит во сне мужа в святительской одежде, который, подойдя к нему, сказал: «чадо мое! открой уста твои»,» и когда отрок открыл уста, святитель прикоснулся к его языку, и как бы влил в уста его сладость. При этом отрок проснулся, неизъяснимый восторг наполнил его сердце, ум его просветлел. С тех пор быстро стали развиваться его способности, легко давалось ему книжное учение, чтение слова Божия было главнейшим его занятием, которому он предавался со всею любовию. Глубоко западало семя слова Божия в юную душу; падая на добрую землю, оно приносило обильные плоды христианских добродетелей, и с такою силою влекло к небесному, что двенадцатилетний отрок оставил дом родителей и поступил в монастырь. Юный монах отличался строгим послушанием, усердием и любовию к молитве, кротостию и смирением. Чрез несколько лет он посвящен был во диакона, а затем и во пресвитера. В монастыре научился он иконописанию, и был, как говорит летописец, чудный иконник. В иконописании он находил для себя величайшее наслаждение, так как в этом занятии он жил мыслию о Боге и святых Его. Стремление к высшим подвигам побудило его искать уединения, и он удалился в одно пустынное место, где на берегу реки Рати впоследствии построил церковь и основал монастырь. Избранный во игумена, он со всею строгостию применял к своему новому служению заповедь Христа Спасителя: «больший в вас да будет всем слуга, -» служил для братии примером высокой подвижнической жизни, учил терпению, кротости, милосердию, смирению, учил труду и молитве. Благоухание добродетедей ратского игумена разносилось далеко; во всей южной России знал о нем народ, – знали князья и вельможи. После митрополита Максима, св. Петр избран был митрополитом, но не одной южной России, как желал того князь галицкий Юрий, замышлявший совсем отделиться от московской митрополии, а всей России. Для посвящения св. Петр отправился в Константинополь. Во время посвящения, лицо его просияло как бы солнечными лучами, так что все служившие были поражены этим, а сам патриарх сказал всему собору: «воистину повелением Божиим пришел к нам дивный муж сей, и по благодати Св. Духа он хорошо упасет вверенное ему стадо». Так Господь приготовил к высокому святительскому служению избранника Своего, которому вверил управление церковию в самое тяжелое время жизни народа русского, угнетаемого монголами, терзаемого междоусобиями князей, расшатанного самыми грубыми пороками: обманом, хитростию, коварством, двоедушием, жестокостию. Много трудов, много скорбей предстояло святителю. Для утверждения в народе веры и доброй нравственности, он обходил землю волынскую, киевскую, суздальскую, возвещал евангельскую истину, утешал, защищал обиженных, являлся отцем сирот, вдовиц и убогих. Внушал лицам священного сана учить народ словом и доброю жизнию, обратился к ним с письменным поучением, которое проникнуто духом кротости, любви, глубоким сознанием важности и высоты священного сана. Труды святителя Петра едва не были прерваны происками тверского епископа Андрея, мечтавшего занять престол русской митрополии. Он послал на него ложный донос патриарху, который предложил рассмотреть дело на соборе. Собор созван был в Переяславле-Залесском. По прочтении доноса наполненного клеветою, произошло общее сильное волнение. Чтобы прекратить эту бурю, святитель сказал: «я не лучше пророка Ионы: если ради меня такое волнение, то извергните меня из среды себя. Затем, обратившись к клеветнику, сказал: «мир тебе, чадо! Не ты виновен в этом, но древний завистник рода человеческого – диавол. Отныне блюдися лжи, а прошедшее да простит тебе Бог». Собор вынес святителю полное оправдание. Радуясь о торжестве правды, о скором прекращении волнения, он снова, и еще с большею ревностию, предался своему архипастырскому служению, умолял князей прекратить раздоры, ездил с великим князем Михаилом Ярославичем в Орду, и ходатайствовал пред новым ханом Узбеком о подтверждении прежде дарованных прав и льгот. По возвращении из орды, святитель Петр, уже дряхлый летами, продолжал вести свою прежнюю странническую жизнь, всех наставляя и ободряя. Во время этих своих путешествий, он узнал скромный городок Москву, и сильно полюбил княжившего в ней Иоанна Даниловича Калиту, князя милостиваго, набожного и кроткого, стал проживать в Москве более, нежели в других городах, а затем совсем в нее переселился. Приближаясь к могиле, св. Петр дал совет любимому князю соорудить в Москве каменную церковь Пресвятой Богородицы, и для убеждения его сказал пророчески: «если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более других князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Церковь была заложена, и быстро воздвигалась: святитель успел устроить в ней для себя гроб собственными руками, близ жертвенника, но не дожил до окончания ея, и скончался 21 декабря 1326 года, на молитве, во время вечерняго богослужения. Гроб его, поставленный в основанном по его желанию Успенском соборе, стал краеугольным камнем величия Москвы. По кончине Господь прославил избранника Своего чудесами и нетлением тела. Мощи святителя Петра обретены в 1472 году. (См. Жит. св.).

II. Такова краткая повесть жизни и деятельности великого святителя земли русской, св. митрополита московского Петра, который по справедливости может быть назван солью земли русской. «Вы соль земли, вы свет мира» (Мф. 5, 13, 14), сказал Христос Спаситель Своим ученикам. Так высоко призвание и назначение святых апостолов! Своею проповедию о Христе они должны были вносить в жизнь лежащего во зле мира оздоровление, спасти его от духовного разложения, подобно тому, как соль сохраняет разные предметы от порчи и гниения. Святая жизнь апостолов должна была быть светом для мира, сидящего во тьме и сени смертной, освещающим путь к истине и к Божественному свету – Христу. Св. апостолы свято исполняли завет своего небесного Учителя, были солью земли, светом мира, во всей силе этих слов.

Солью земли русской, светильником, ярко в ней горящим, был и преемник апостольского служения, празднуемый ныне святитель Петр. Что же завещал он нам своею жизнию и деятельностию?

а) Он завещал нам любовь к книжному учению, любовь к изящному искусству, но в особенности любовь к слову Божию, на котором только и может созидаться истинное образование, правильное развитие души и жизни человеческой.

б) Он завещал нам побеждать трудность книжного учения усердием, терпением и молитвою. Этими, а не другими средствами была препобеждена трудность книжного учения препод. Сергием Радонежским чудотворцем и др. святыми угодниками Божиими. Источник истины и мудрости, Господь дарует ту и другую всем прибегающим к Нему с усердною молитвою о сем.

в) Завещал нам трудолюбие и послушание, избегать праздности и рассеянности, завещал быть внимательными и строгими к своим словам и поступкам, во взаимных отношениях быть сдержанными, кроткими, снисходительными, быть милосердыми, всегда готовыми помочь ближнему в его беде и нужде, от всей души прощать оскорбления, и любовию вразумлять оскорбителей, избегать ссоры и вражды, всюду вносить мир и согласие, содействующие объединению и сплочению семьи, общества и государства, обеспечивающие их силу, могущество и благоденствие. Он завещал нам вносить в жизнь свет веры и добрых дел, горячую любовь к родной стране, правителю народа, Божию Помазаннику, и церкви православной. (См. Слова и поуч. протоиерея Мазанова, законоуч. Полтавск. института.)

III. Почтим же священную память угодника Божия исполнением его завещания, будем просить святых его о нас молитв, да возрастает объединенная русская земля в силе и могуществе, в преуспеянии веры и благочестия, в горячей любви и благоговейном повиновении своему Государю, которому Сам Правитель мира, Господь вручил управление народом. «Мною», говорит Сам Бог, «царие царствуют, и сильнии пишут правду». (Притч. 8, 15). (Сост. по указ. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle