Источник

Второй день.
Поучение 2-е. Св. пророк Аввакум.

(Попечение ангелов о людях).

I. Воспоминаемый ныне церковию св. пророк Аввакум жил за 600 лет до Р. X. и пророчествовал о бедствиях, которые постигнут Иудею. Действительно, царь халдейский Навуходоносор взял Иерусалим, разорил город, храм и отвел в плен множество народа. Тогда и пророк Аввакум ушел в землю израильскую, но, по удалении Навуходоносора, возвратился на родину.

Он был человек бедный и жил земледелием. Вот однажды изготовил он обед для работников, которые помогали ему жать поле его, как вдруг увидел ангела Господня, который говорил ему: «Аввакум, отнеси этот обед Даниилу в Вавилон, в ров львиный».

Удивился Аввакум и отвечал ангелу: «Господи, я от роду не бывал в Вавилоне и не знаю, где там ров львиный».

Тогда ангел приподнял его от земли и понес в Вавилон, столицу Халдейского царства. Туда было отведено множество пленных иудеев, и, между прочими, отрок, по имени Даниил. Отрок этот сделался потом великим пророком Божиим; и даже царь халдейский чествовал его за его мудрость. Но по зависти придворные сумели восстановить царя против Даниила, и пророк Божий был брошен в львиный ров. Завистники надеялись, что львы растерзают его; но Господь Бог хранил Своего верного служителя, который оставался здрав и невредим среди голодных зверей. К этому-то пророку Даниилу и был послан Аввакум. Ангел поставил его близ львиного рва. «Даниил, сказал он, возьми обед, который посылает тебе Господь». Даниил пообедал, и ангел отнес обратно Аввакума на место его жительства.

II. Возлюбл. братие! Всеблагий Бог, как премудрый и любвеобильный Отец, старшим братьям вверил попечение о младших братьях, – святым ангелам вверил попечение о человеках. Об этом ясно учит слово Божие. Апостол Павел говорит об ангелах: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовать спасение» (Евр. 1, 14)?

а) Священное писание показывает нам множество примеров того, как ангелы Божии различно благодетельствуют людям. Так, древле ангелы спасли Лота с семейством от погибели в нечестивом городе, выведши его заблаговременно из осужденного на погибель Содома (Быт. 19, 17). Ангел заключил уста львов, чтобы они не вредили Даниилу, вверженному в ров львиный за верность истинному Богу (Дан. 6, 13–23). Ангел сохранил от огня трех святых отроков в Вавилоне, брошенных в разженную печь (Дан. 3, 49). Но всех случаев явления их нельзя исчислить.

б) Святые ангелы, всегда предстоя пред лицем Господа и пламенея любовию к Нему, любят и младших своих братьев – человеков. Они всегда заботятся о том, чтобы мы, подобно им, любили Бога всею душею и служили Ему всеми силами, и таким образом достигали своего спасения. Св. ангелы внушают нам благия мысли, намерения и желания; отклоняют от грехов; предостерегают от искушений и соблазнов; руководствуют и подкрепляют в трудных обстоятельствах жизни; своим покровом охраняют от наветов злых духов, всегда враждующих против человека; ходатайствуют о нас пред престолом Всевышняго, и возносят молитвы достойно молящихся на алтарь, сущий пред престолом Божиим, как это открыто было тайновидцу Иоанну (Апок. 8, 3. 4).

Иисус Христос Сам свидетельствует о том, с какою любовию святые ангелы заботятся о спасении человеков. Он говорит, что «радость бывает предь ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» (Лук. 15, 10). Отселе видно, что ангелы заботятся не только о тех, которые твердо идут путем спасения, но и о тех, которые живут во грехах или уклоняются на распутия; ангелы с любовию заботятся о возвращении заблуждающихся на путь спасения, и потому радуются, когда грешник познает свое заблуждение и с раскаянием прибегает ко Христу Спасителю, радуются о том, что погибающий от погибели возвращается к жизни.

б) Святые ангелы не только в настояящей жизни заботятся о человеке, служат его спасению, наставляют его, подкрепляют, охраняют, утешают в скорбях и болезнях; но не оставляют его и под конец жизни, заботятся о нем и в час смертный; рассеевают для благочестивой души облако предсмертного страха и сомнений; успокаивают смущенную душу, подкрепляют в ней веру, надежду и любовь к Богу, питают сыновнюю преданность всеблагому Отцу небесному. Когда наступает минута разрешения души от тела: тогда ангелы Божии, как обитатели неба, приемлют благочестивую душу, и сопровождают ее в небесные обители, на лоно Авраама. Эту тайну открывает нам Владыка неба и земли, Иисус Христос, в притче о богатом и Лазаре, говоря: «бысть умрети нищему, и несену быти ангелы на лоно Авраамле» (Лук. 16, 22).

Так святые ангелы близки нам! так они любят нас, человеков, пламенея любовию к Богу, создавшему их и нас, для прославления имени Своего и для счастия и блаженства их и нашего. Так ангелы много благотворят человекам!

III. Размышляя об ангелах небесных, столько пекущихся о нас, будем, братия, благодарить Бога, так премудро и милосердо промышляющего о нашем спасении, не только силою Своей вседействующей благодати, но и чрез посредство Своих высших созданий, святых бесплотных духов.

Помышляя о святых ангелах небесных, как превосходящих нас совершенствами, как благодетелях наших, всегда заботящихся о нашем спасении, и «выну видящих лице Отца небеснаго», – будем достойно почитать их, прославлять совершенства их, просить их помощи и покровительства, молить их о ходатайстве за нас пред престолом Господа Бога.

Помышляя об ангелах небесных, чистых, святых, выну славящих Господа, и мы должны одушевляться ревностию к достижению ангелоподобных совершенств, стараясь проводить жизнь чистую и святую, чтобы всегда благоугождать Богу, подражая святым ангелам Его. Будем помнить, что ангелы Божии о тех особенно и заботятся, которые боятся Бога и ищут своего спасения. Сказано: «ополчится ангел Господень окрест боящихся Его». И по учению апостола, ангелы посылаются преимущественно на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14). Аминь. (Сост. с доп. по «Проповед.» Евсевия, архиеп. могилев., т. II, изд. 1870 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle