протоиерей Григорий Дьяченко

Двадцать четвертый день.
Поучение 6-ое. Накануне Рождества Христова.

(О религиозном и нравственном состоянии человечества до Рождества Христова).

I. Мы готовимся праздновать всерадостное Рождество Христа Спасителя. Рождество Христово для нас истинно есть день радости и веселия.

II. а) Чем было человечество в религиозном и нравственном отношении без Христа? Тем же, чем оно и до настоящаго времени является у нехристианских народов. Разумный человек преклонял колена пред идолами и служил, как богам, – несовершенным и ограниченным тварям, приносил им в жертву животных и людей, пытался приобрести их благосклонность постыдными и гнусными делами. Мы преклоняем колена не пред тварию, а пред Творцем, служим Богу духовному и вместо всяких других жертв приносим Ему в жертву умерщвление наших греховных страстей, чтим Его добрыми делами. Стараемся уподобиться Ему, чтобы сделаться совершенными, как совершен Отец наш, Иже на небесех. Веруем в Бога, отеческая попечительность Котораго простирается на всех; простираем к Нему молитвенныя руки в скорбях и благодарим Его в счастии, как Подателя всех благ.

Чем было без Христа семейство, эта первая основа человеческих обществ? Оно было тем же, чем и до сих пор является у нехристианских народов. Мужь не был супругом и отцем, а владыкой и тираном и жены и детей; жена не была супругою и матерью, а рабою и стяжанием мужа; дети были связаны с родителями страхом и находились в безусловном распоряжении отца; благодаря варварскому учреждению многоженства, женщина еще более презиралась, семейного порядка не было и воспитание детей было самое неправильное. Ныне, благодарение Христу Спасителю, семейство возвышено и облагорожено. Муж теперь не владыка и тиран, а супруг и отец, он почитает и любит свою жену, как равную и единочестную с ним; любит и своих детей и отечески заботится об них. Жена более уже не раба, а супруга и мать, любящая и почитающая мужа, управляющая хозяйством и заботящаяся прежде всего о воспитании детей.

Чем было человечество без Христа? Оно представляло собою то же печальное зрелище, которое представляет еще и ныне общество людей вне христианства. Тяжелое иго рабства лежало на целой половине человечесгва. Рабы были лишены всех человеческих прав и отданы в жертву жестокости и безчеловечию своих господ. Люди находили развлечение и удовольствие в зрелищах, в которых люди же растерзывались дикими зверями, или убивали друг друга. Прекрасное и благородное слово «человеколюбие» нигде не появлялось, а всюду царило полнейшее равнодушие и безсердечность относительно бедных и несчастных. Ныне рабство отменено Христом, так как евангелие провозгласило всех равными, иудеев и эллинов, рабов и свободных, мужчин и женщин. Все жестокие и безчеловечныя зрелища исчезли, дух любви и человеколюбия распространился повсюду: нагие одеваются, алчущие насыщаются, больные и находящиеся в темнице посещаются.

б) Но представляют ли собою современныя христианские общества такую светлую картину?

Мы научены веровать в Единого только Бога; но сколько есть теперь христиан, которые и словами и особенно жизнию своею отрицают Бога! Сколько есть христиан, проповедующих безбожие, по учению которых человек обнажается от всех возвышенных и благородных чувств, исторгается из его сердца всякая надежда в случае несчастия, всякая сдержка в счастии, он низводится в разряд безсловесных животных.

Мы научены не служить более идолам; но сколько есть христиан, обнаруживающих в себе идолов гордости и страстей, приносящих в жертву им и долг и совесть. Мы научены веровать в Бога Промыслителя и надеяться на Него; но много ли христиан, искренно верующих в божественный Промысл? Сколько есть между нами живущих так, как бы вовсе не было на небесах всеблагаго Отца, которые все свои надежды возлагают на вещественныя блага и на человеческую помощь, и при первом затруднении и неудаче в жизни приходят в отчаяние?: Евангелие облагородило и освятило семью, но как часто и христианская семья представляет печальное зрелище! Брак, этот священный союз, у многих упал до простой денежной сделки или удовлетворения страсти, и вследствие этого взаимная друг ко другу любовь и привязанность поколебались; священныя узы, соединяющия детей с родителями, ослабели, нежность родителей к детям, любовь и уважение детей к родителям охладели, ссоры и раздоры и всякая мерзость нередко ныне возмущают семейный мир и угрожают совершенным разрушением семьи. Исчезло из христианского мира рабство; но как часто сильные оказываются выше законов, нарушают их непрестанно, обижают и притесняют бедного и убогаго! Исчезли жестокие и безчеловечныя зрелища; но как часто и нынешния зрелища разжигают страсти, вливают яд порчи и нечестия в нежныя сердца юношества и ведут его к погибели!

III. Но удалим от себя, возлюблен. во Христе бр., все печальныя сближения при встрече всерадостного праздника Рождества Христова. Зло не исчезло, да и не исчезнет с земли, пока на ней живет человек. Но спасительныя христианские начала проникли всюду и изменили к лучшему все человечество. Более или менее по христианству живут даже те, которые равнодушно и даже враждебно относятся к евангелию. Весь мир проникнут христианством. А то, что прежде всего изменило, возсоздало человечество, это – любовь, совершенно неизвестная древности, любовь, которую воплотившаяся и в вертепе родившаяся безпредельная Любовь распространила по всему миру. Эту любовь обнаружим, братие, в эти особенно дни празднования Рождества Христова. Вспомним, что главнейшим признаком нас – христиан служит любовь, проявляющаяся в делах. Поспешим же "каждый по мере своих сил накормить алчущаго, напоить жаждущаго, одеть нагаго, посетить больного и находящагося в темнице, и тогда провождение святок будет действительно святым, спасительным провождением этого времени. (Сост. по Христ. чт. за 1889 г. ноябрь-дек.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Вам может быть интересно:

1. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Первый день. протоиерей Григорий Дьяченко 1404,2K 

2. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Первый день. протоиерей Григорий Дьяченко 1404,2K 

3. Слова и проповеди епископ Митрофан (Зноско-Боровский) 106,5K 

4. Проповеди и молитвы – ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1914–1934) митрополит Трифон (Туркестанов) 77,7K 

5. Проповеди игумен Никон (Воробьев) 80,7K 

6. Костромские поучения – Костромские поучения за 1900 год епископ Виссарион (Нечаев) 114,7K 

7. Проповеди – Том I святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 378,2K 

8. Проповеди – Воскресные проповеди Антоний, митрополит Су́рожский 488,1K 

9. Проповеди – Том II святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 378,2K 

10. Костромские поучения – Костромские поучения за 1897 год епископ Виссарион (Нечаев) 114,7K 

Комментарии для сайта Cackle