Источник

Восьмой день.
Св. великомученик Феодор Стратилат.

(О свойствах христианской кротости).

I. Когда св. Феодор, память коего совершаем ныне, бывший стратилатом (т. е. военачальником) и правителем города Ираклии, объявил себя пред правителем римской империи Ликинием – христианином, его подвергли жестокому истязанию, били воловьими жилами и оловянными прутьями, строгали тело железными гвоздями и палили огнем. Святый во время всех этих мучений не произнес ни одного ропотного слова, но непрестанно говорил: слава Тебе, Боже мой! Чрез пять дней томительного заключения в темнице мучитель приказал распять на кресте святого страдальца. Но ангел Господень ночью снял страстотерпца со креста, и он невредимый сидел у подножия его. Множество народа собралось на это чудо, и св. Феодор проповедывал веру Христову, к которой многие язычники тотчас и присоединились. Ликиний, уверенный в смерти Феодора, послал двух сотников снять тело мученика со креста и ввергнуть в море, но, пришелши на место казни и увидя Феодора здравым, оба сотника воскликнули: «велик Бог христианский!» и с того часа уверовали во Христа. Так же посланный Ликинием Сикст, наместник царский, с тремястами воинов обратился ко Христу. Множество народа, собравшегося на зрелшце необыкновенного спасения св. мученика, сильно волновалось и хотело побить камнями мучителя.

Волнение особенно усилилось, когда один язычник бросился с мечем, чтобы поразить св. Феодора, но был отражен Сикстом и пал мертвый. Другой язычник поразил Сикста, и таким образом началось было кровопролитие, в котором Ликиний и все его сопровождавшие могли быть перебиты озлобленным народом. Но св. Феодор стратилат возвышенным голосом сказал смятенному народу: «возлюбленные братие! перестанъте меня защищать. Когда распинали Господа моего Иисуса Христа, Он не хотел, чтобы ангелы творили отмщение убийцам Его. Не воздвигайте брани на Ликиния; он не свою творит волю, но волю отца своего диавола. Мне же надлежит отойти к Господу моему Иисусу Христу». Такими словами св. мученик успокоил взволнованный народ и мужественно преклонил под меч главу свою. Посрамленный силою Божиею и кротостью страдальца, гонитель должен был удалиться из города. Все жители собрались к телу мученика и совершили над ним торжественное погребение, прославляя Христа, даровавшего св. страстотерпцу необыкновенное знамение спасения во славу Божию и к посрамлению неверующих. (Ч.-М. Февр.).

II. Эта черта из жизни ныне прославляемого св. великомученика Феодора стратилата научает нас христианской кротости. Посему побеседуем ныне о свойствах этой великой христианской добродетели.

а) Высочайший и совершеннейший образ кротости показал в Своей земной жизни Спаситель наш Господь Иисус Христос, являя нам Собою пример для подражания. Научитеся от Мене, говорит Он, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Матф. XI. 29). В чем же Он явил нам эту кротость и смирение, какие мы видим в Нем черты и свойства этой кротости?

Видим, во-первых, что Господь наш Иисус Христос был равнодушен к славе человеческой и не искал ея. Ничем Он не превозносился пред другими людьми, никого не презирал, не требовал, чтобы Ему служили и угождали, а напротив Себе умалил, зрак раба приим... смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестные (Филип. II. 7), и Сам всем служил и угождал.

Посмотрите далее, какое Он являет незлобие и терпение в обидах, оскорблениях и преследованиях против Него, как тих и покорен воле Божией в мучениях и страданиях. Против Него все озлоблены, питают к Нему ненависть, ищут как бы погубить Его, а Он ни к кому не питает зла, всех прощает и сожалеет, всех любит и добр ко всем. Его, наконец, пригвождают ко кресту, враги и тут в своей неистовой злобе издеваются над Ним, а Он покорно и бесспорно терпит эти мучения и кротко молится за врагов: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят! Нет во всей Его жизни ни одного дела, или поступка, в котором бы обнаружилось Его нетерпение, раздражение, озлобление, досада или гнев, но вся Его жизнь и дела являют перед нами одно незлобие, мягкосердие, благодушие и уступчивость по отношению к людям и покорность, преданность воле Божией.

Итак, подобает нам, братия, по заповеди Иисуса Христа быть тихими, уступчивыми, мягкосердечными, незлобивыми, немстительными, равнодушными к похвалам и почестям, терпеливыми к порицаниям и оскорблениям.

б) Таковы были все святые. Вот пример. Был в одной обители некоторый кроткий старец, по имени Кир, который однако же, при всей своей кротости и безответности, не нравился братии, а потому братия постоянно его обижала и оскорбляла. Не только старшие, но даже юноши, находящиеся под искусом, издевались над ним и часто выгоняли из-за стола. И это продолжалось пятнадцать лет. В одно время случилось быть в этой обители преподобному Иоанну Лествичнику. Видя, как кроткий Кир, выгоняемый из-за стола, часто ложился спать голодный, он спросил у него: «скажи мне, отче, что значат сии против тебя обиды?» – «Поверь мне, любезный о Христе гость, отвечал смиренный старец, что братия так поступает не по злобе, а по попущению Божию, чтобы искушать меня, достойно ли ношу я ангельский образ. Поступив в обитель сию, я слышал, что отшельнику должно быть под искусом тридцать лет, а я прожил еще одну только половину». Так всякую обиду, всякое гонение, притеснение должны мы переносить не только благодушно, незлобиво и терпеливо, но и смотреть на них еще с хорошей стороны, как на средство загладить свои грехи и неправды пред Богом, или явить свою веру пред Ним в твердости терпения, принимая эти обиды за испытания, посылаемые Богом.

III. Великую обещает Господь награду таким кротким и тихим людям. Он обещает, что они наследят землю, т. е. царствие Божие. Да сподобит и нас Господь сей награды! (Составл. Г. Д. по Ч.-М. и «Проповедям», прилож. к «Руководству для сельских пастырей» за 1889 г. мес. сентябрь, стр. 717–721).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle