протоиерей Григорий Дьяченко

Десятый день.
Св. священномученик Харлампий.

(Обилие плодов земных есть дело благословения Божия).

I. Священномученик Харлампий, память коего совершается ныне, был епископом города Магнезии (в Фессалии). Он жил и пострадал за имя Христово во 2-м веке по Р. Хр. в царствование римского императора-язычника, Септимия Севера. Как истинный пастырь стада Христова, св. Харлампий поддерживал в вере и твердости христ. упования своих духовных чад во время разразившагося тогда жестокого преследования христиан со стороны язычников. За это он был схвачен языческими властями и приведен на суд к начальнику области Лукиану. После решительного отказа св. Харлампия изменить христианской вере, судьи приказали снять с доблестного пастыря священныя одежды и терзать тело его железными когтями. При этом железные когти разгибались, а тело праведника оставалось без вреда. Пораженные этим чудом, двое слуг – Порфирий и Ваптос уверовали во Христа и пред лицом правителя прославили всемогущую силу Христову, укрепляющую страдальцев за Его имя, за что оба они были усечены мечом. После этого многие из язычников приходили к святому епископу и принимали от него крещение, исповедуя пред ним свои грехи. Болевшие различными недугами получали от него исцеления. Начальник фессалийской области, Лукиан, не зная, как поступить, отправился к самому императору и рассказал ему о всем случившемся в Магнезии.

Услыхав, что многие из язычников уверовали чрез Харлампия во Христа, безумный царь пришел в ярость и приказал послать в Магнезию триста самых лютых воинов, чтобы они схватили прославленного Господом епископа и привели его в Антиохию. Не будем рассказывать о зверских мучениях, каким был подвергнут св. священномученик Харлампий...

Разгневанный царь решился наконец умертвить его мечом. Придя с веселием на место своей казни, Харлампий воспевал хвалебныя песни Господу и испустил дух прежде, чем его коснулся губительный меч. Перед своею кончиною священномученик молился Господу: «Господи! дай славу Твоему имени: пусть в том месте, где будет похоронено мое тело и где будут меня поминать, не будет ни голода, ни мора, ни вредного воздуха, погубляющаго плоды земные. Пусть будет в том месте мир, здравие телесам, спасение душам, изобилие пшеницы и вина. Господи Боже! Ты знаешь, что люди – плоть и кровь; оставь же им грехи, подай изобилие плодов земных, чтобы за труды свои они достаточно насыщались и прославляли Тебя, подателя всех благ. Пусть будет им исцелением сходящая от Тебя роса; излей на всех благодать Твою».

II. а) Не знаменательно ли, православный христианин, что угодник Божий Харлампий при отшествии из сего мира молился Господу о том, что всех нас одинаково занимает и озабочивает, то есть о благорастворении воздуха для нашего дыхания и об изобилии плодов земных. Как же не молиться об этом нам, живущим на земле? Как не просить нам Вседержителя, чтобы Он благословил наши нивы и поля? Не тяжело ли бывает видеть напрасный труд людей по возделыванию и удобрению земли? Не прискорбно ли в годы неурожая оставаться поселянам и городским жителям без плодов, даже без насущного хлеба! Бедствия от неурожая бывают весьма тяжелы, ибо они постигают всех, и малых, и старых, и юных, и взрослых. Помни, возлюбленный, что без благословения небесного не бывает ни прозябания, ни плодородия земли. Господь Сам с неба посылает дождь и дает времена плодоносныя, исполняя пищею и веселием сердца наши (Деян. 14, 17).

б) Вот пример из жизни святых, показывающий, что обилие плодов земных есть дело благословения Божия. Преподобному Варлааму хутынскому случилось быть у архиепископа, а святитель (это был блаженный Григорий, брат великого Иоанна), отпуская его после беседы, сказал, чтобы побывал у него старец спустя неделю. «Если Господу угодно, отвечал преподобный, в пятницу первой недели поста св. апостолов приеду к твоей святыне на санях». Архиепископ удивился, но не потребовал объяснения. В ночь пред показанною пятницею выпал глубокий снег и был сильный мороз. Преподобный прибыл к владыке на санях. Архипастырь скорбел о том, что мороз может повредить хлеб. «Не скорби, святый владыка, сказал преподобный, надобно благодарить Господа за милость, – мороз истребил червей, которые погубили бы хлеб в корне, – а снег только напоит жаждущую землю». Действительно, на другой день жар дневной растопил снег, и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены погибшие от мороза черви; вследствие того и другого был такой урожай хлебов, какого давно не видали. В благодарную память об этом событии в пятницу на первой неделе Петрова поста совершается крестный ход из Новгорода в Хутынь монастырь. (См. кн.: «Русские святые, чтимые всею церковию или местно». Филарета, архиеп. черниг. Ч. III. стр. 327–328).

в) Св. Димитрий ростовский так развивает мысль о том, что без Божия благословения никакие усилия земледельца не сопровождаются успехом.

«Когда праотец Исаак проживал в филистимском городе Герарах, говорит святитель Димитрий ростовский, он посеял пшеницу на полях, взятых им в наймы у филистимлян, и жатва ему дала сторичный плод. Удивления достойно, что в голодное время, в бесплодное лето, на чужой стороне, Исаак сделал посев на чужих наемных полях, и несмотря на все это, собрал сторичный плод, тогда как у всех других земледельцев герарских нивы произростили очень скудную жатву. Откуда получили такую силу плодородия нанятыя Исааком герарские нивы? Послушаем, что говорит об Исааке свящ. Писание: приобрете в то лето сторичный плод ячменя, благослови же его Бог (Быт. XXVI. 12). Вот где сила плодородия земли – в Божием благословении на Исааке, в том, что Бог благословил его! Видите, сколь благоплодна нива благословения Божия. Поучайтесь от этого примера, христианские земледельцы, в поте лица вкушающие хлеб свой! Старайтесь прежде всего быть достойными Божия благословения, если хотите, чтобы ваши нивы приносили обильную жатву. Земля приносит плод, когда и сама по себе хороша, и хорошо будет возделана, хорошими семенами засеяна, да при этом еще достаточно орошена и согрета теплыми лучами солнца, обвеяна благорастворением воздуха; но если на ней не будет благословения Божия, все это имеет мало значения».

III. Братие! Если вы желаете иметь благословение Божие на трудах ваших, переносимых вами в поте лица вашего, то будьте праведны и богоугодны, как был праведен и богоугоден Исаак, и Бог благословит ваши нивы и дела ваших рук. (Извлеч. в сокращ. из кн.: «Уроки и примеры христ. веры», свящ. Г. Дьяченко, изд. 2-е, стр. 208, и из кн. «Уроки и примеры христ. надежды», изд. 1-е, стр. 33–34).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Комментарии для сайта Cackle