протоиерей Григорий Дьяченко

Третий день.
Поуч. 2-ое. Св. пророчица Анна.

(Против празднословия в храме).

I. Когда Иисуса Христа, в сороковой день по рождестве, принесла в храм Пречистая Его Матерь, сопровождаемая Иосифом, и там исполнено было то, чего требовал закон: св. пророчица Анна, дочь Фануилова, память коей совершается ныне, подошедши к святому семейству, стала говорить всем присутствовавшим об этом младенце.

II. Она говорила в храме. Пример ее не дает ли и ныне женщинам право говорить в церкви?

Что общаго между сею боговдохновенною женою и теми женщинами, которые позволяют себе в церкви вести разговоры? – Та поведала о Спасителе не знавшим Его; а они разве о спасении души речь ведут? Та не во время общественного богослужения говорила окружавшим; а они отвлекают от него внимание предстоящих. Та вдали от святилища беседовала; а они не всегда стараются обуздать уста свои и при подножии алтаря Господня.

а) Апостол Павел заповедал христианам: жены ваши в церквах да молчат (1Кор. 14, 34). Собственно сими словами воспрещается женщинам быть церковными проповедницами. Но если им не предоставлено даже и для назидания беседовать в храме, можно ли думать, что они здесь имеют право празднословия? Аще ли, продолжает апостол, чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают (ст. 35). «Им, изъясняет святый Златоуст, не позволено в церкви не только говорить открыто, но и спрашивать о чем-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тем более не позволительно говорить напрасно. Почему же апостол поставил их в таком подчинении? Потому, что женщина есть существо слабейшее. Ей надлежит быть до того молчаливою, что она не должна говорить в церкви не только о житейских, но и о духовных предметах. В этом состоит для нея приличие, в этом ее стыдливость». (На 1 Кор. бес. 37. На 1 Тим. бес. 9). На основании заповеди апостольской, и шестый вселенский собор правилом семидесятым за непозволительное признал «женам во время божественныя литургии глаголати».

б) Впрочем, отсюда отнюдь не следует, что мужчинам позволительно разговаривать в церкви. Напротив, в них предполагается больше сдержанности, и следственно менее простителъно им то неприличие, за которое закон и слабых женщин осуждает. Апостол, советуя женам дома обращаться к мужьям с вопросами о том, чего не поняли в церкви, сим советом возлагает на мужчин ту важную обязанность, чтобы сами они были внимательны к действиям богослужебным, что бы усвояли себе смысл чтения и пения церковнаго, и чрез истолкование непонятного способствовали духовному просвещению своих семейств. «Если женщинам не позволено в церкви говорить о предметах необходимых и душеполезных; то это побуждает их быть более скромными, а мужчин более внимательными, так как они обязаны слышанное в церкви передать женам по их вопросам». (Блаж. Феоф. толк. на 1 Кор. в русск. пер. ст. 190).

III. Возглашаются при богослужении воззвания: «вонмем», «горе имеим сердца». Эти и подобные возгласы служат напоминанием, чтобы предстоящие в церкви хранили полное самообладание, не позволяя своим мыслям разсеяваться, воображению мечтать. Кто употребляет усилие и привык держать внимание на предметах богослужения во все продолжение его, тому нетрудно обуздывать тогда и свой язык. Притом должно заметить, что соблазнительныя помышления, скрываясь в душе, вредят только ей, а неуместныя и нескромныя слова производят соблазн для молящихся и нарушают стройность священнодействования. Не для взаимных бесед сходимся сюда. Храм есть небо на земле. «Священнослужение хотя на земле совершается, но по чиноположению небесному». (Злат. о свящ. кн. 3, гл. 4). Посему верующие обязаны вести себя в церкви, как бы восхищены были на небо. В сем месте, небеси подобном, «да молчит всякая плоть человеча». Ибо, как сказал один святый отец, «разговор есть орудие этого грешного мира, а молчание есть тайна будущаго века». (Ис. Сир. сл. 42, стр. 221). Аминь. (Извлеч. в сокр. из «Слов. и Реч.» Сергия, архиеп. херсонск. и одесск., ныне митр. моск., т. II, изд. 1893 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Комментарии для сайта Cackle