Целомудрие
Примеры целомудренных христиан
1. Фомаида, юная супруга одного александрийского гражданина, захотела лучше быть рассеченною на части, чем изменить супружеской верности; беззаконный свекор ее за непреклонность святой жены на грехопадение мечом рассек ее надвое. И это мученичество целомудрия почтил сам преподобный Даниил Скитский; он признал святую жену мученицею и удостоил ее погребения вместе со святыми отцами. Бог прославил мощи ее чудесами: по молитвам, у святых мощей ее одержимые страстью блуда получали исцеление («Четьи-Минеи», 13 апреля).
2. Жена одного царедворца в Константинополе по смерти мужа своего не хотела и слышать о другом муже. Когда же один вельможа, прельстясь красотою юной вдовы, хотел взять ее силою, она, сохраняя целомудрие, раздав все имение бедным и отпустив всех рабов на свободу, с двумя вернейшими рабынями убежала в пустыню и в ущелине одной горы 11 лет провела, живя для одного Бога, Который питал здесь рабу Свою посредством воронов, приносивших ей древесные плоды (см. «Пролог», 10 сентября).
3. Мастридия, дева-инокиня, спасавшаяся в Иерусалиме, узнав о страсти к ней одного юноши, чтобы сохранить чистоту свою для Господа, также бежала в пустыню и здесь всю жизнь провела в подвигах благочестия (6 февраля).
4. Преп. Макрина, сестра св. Василия Великого, была обручена одному избранному юноше. Перед свадьбою жених ее умер, и Макрина уже не хотела избрать другого мужа. Родителям, желавшим ее замужества, она говорила: «Несправедливо обрученной одному жениху девице отдавать сердце свое другому. Вы говорите, что мой жених умер; но я верую, что он жив Богу. Грех супруге не сохранять своей верности к супругу, отсутствующему на малое время»… Однажды на груди у Макрины сделался опасный нарыв, и мать ее, блаженная Емилия, боялась, чтобы болезнь не разлилась по всему телу; но, несмотря на просьбы показать врачу больную грудь, Макрина не согласилась обнажить ее пред мужчинами, и предпочла лучше страдать, чем допустить прикосновение чужой руки к своему телу. Но как продолжавшаяся болезнь была поводом частых напоминаний со стороны матери довериться врачу, то преп. Макрина обратилась к Врачу невидимому и всемогущему. После продолжительной пламенной и слезной молитвы к Богу об исцелении, она смешала молитвенные свои слезы с землею и приложила к больной груди: в ту же минуту болезнь исчезла («Четьи-Минеи», 19 июля).
5. Один из отцов рассказывал: некто авва Павел, живший в Фиваиде, брал в руки скорпионов и змей и разрывал их пополам. Однажды братия, поклонившись ему, спросили: «Скажи нам, авва, что сделал ты, что получил такую благодать?» Авва отвечал им: «Простите мне, отцы: кто приобретет чистоту, тому все будет повиноваться так же, как все повиновалось Адаму в раю, когда он еще не преступил заповеди» («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов»).
6. Некоторый человек, увидав однажды красивую женщину, вместо того чтобы ею соблазниться, нашел для себя в ее красоте случай прославить Создавшего столь прекрасное творение и удивляться Его премудрости. Посмотрев на нее, он пролил слезы благоговейного умиления и воспламенился чистейшею любовью к Богу. Таким образом, для него спасением послужило то самое, что для других обыкновенно служит камнем преткновения и соблазна («Луг духовный», ст. 15).
7. Преп. Моисей Угрин целых одиннадцать лет томился в оковах, как пленный, в Польше. Последние шесть лет его терзала одна знатная ляхиня, прельстившаяся его красотою и требовавшая от него его согласия вступить с нею в брак. Напрасно она истощала для достижения своей цели ласки, употребляла угрозы, напрасно заключала его в темницу и томила голодом, – ничто не могло прельстить русского целомудренного Иосифа и склонить его от любезного ему целомудрия. Тогда в безумном исступлении гордая ляхиня велела сделать его евнухом, так что страдалец, истекая кровью, едва остался жив. Господь дал ему силы оправиться и возможность уйти в Киев, где он в посте, бдении и молитвах и строгом целомудрии подвизался еще 10 лет. Боримые блудною похотью обращаются с усердною молитвою к нему (см. «История русской Церкви» митрополита Макария, т. II, стр. 51).