НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
О насыщении Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек
Во время Своей земной жизни Спаситель как-то находился около города Вифсаиды, на берегу Галилейского озера, прибыв сюда в лодке вместе со Своими учениками. Вышедши из лодки, Иисус Христос увидел множество собравшегося народа и стал учить, беседуя о Царствии Божием. Беседа затянулась надолго; наступал уже вечер, а народ с наслаждением внимал словам, исходившим из уст Богочеловека. Наконец, к Иисусу Христу подошли апостолы и сказали: «Учитель! место здесь пустынное, а время уже позднее; итак, отпусти народ, чтобы он пошел в соседние города и села и купил себе хлеба». «Не нужно им расходиться; вы дайте им есть», – сказал Спаситель и затем обратился к апостолу Филиппу и сказал ему: «Как бы нам купить хлеба, чтобы накормить их?» Филипп отвечал: «Господи! и на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы досталось каждому, хотя понемногу». Но Спаситель сказал: «Идите и посмотрите, сколько у вас найдется здесь хлеба». После поиска и расспросов оказалось, что у одного мальчика было пять ячменных хлебов и две небольшие печеные рыбы. Несмотря на такое малое количество, Иисус Христос сказал: «Принесите Мне их сюда, а народу велите возлечь». И разместились все на траве, и возлегло всех около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Тогда Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо и, воздав хвалу Богу, преломил хлебы и стал раздавать ученикам Своим, а те относили народу.
И дивное дело: ели все и насытились, так что осталось еще двенадцать коробов (см.: Мф. 14, 20).
Обратим внимание, православный христианин, на то, как Иисус Христос приступил к чудесному насыщению народа. Рассказывая об этом событии, Евангелист и очевидец выражается так: воззрев на небо, благослови (Мф. 14, 19). Итак, Спаситель, прежде чем напитать Своих слушателей, обратился взорами к Отцу Небесному, прославил Его, Подателя всех благ, и в умственной молитве призвал Его на помощь. Не научает ли это и нас с тобой, возлюбленный о Христе брат, всякий раз пред вкушением пищи обращаться ко Господу с молитвой? Да и что такое пища, которую мы вкушаем? Это дар, подаваемый щедрой рукой Отца Небесного для поддержании сохранения нашей жизни и здоровья. Как же ядущему не вспомнить Того, кто питает его? В жизни мы видим, что пища не всегда приносит человеку вожделенное здравие, что иногда вместо пользы она доставляет человеку вред, что нередко люди садятся за стол здоровыми и выходят из-за стола больными. Помня это, и ты, христианин, приступая к вкушению пищи, всегда возноси молитву к Богу, чтобы вкушаемая тобою пища послужила действительно на пользу и крепость твоему телу. Кто испрашивает через молитву благословение Божие на вкушение пищи, кто принимает и смотрит на нее как на дар Всемилостивого Бога, а не как на средство угождения плоти, тот всегда вкушает ее с пользою для своего здоровья. Посмотрите на угодников Божиих: все они питались самой простой пищей, многие из них не вкушали ничего, кроме черствого хлеба и воды, однако все они поддерживали свои силы для многолетнего труда и тяжелого подвига. Ныне многие усиленно заботятся о пище, чтобы поддержать свое слабое здоровье. Пусть же ведают таковые, что без благословения Божиего и самая дорогая, самая роскошная пища не окажет на человека желанного действия, не восстановит его надломленных нехристианским образом жизни телесных сил.
Впрочем, усердная, приносимая с верой молитва делает нашу пищу не только полезной, но и приятной для человека. При молитве и самое простое яство становится для некоторых приятнее и сладостнее роскошных снедей, украшающих собой трапезу сластолюбцев. Рассказывали о таком случае.
Недалеко от Царьграда, в глубоком безмолвии и уединении, проживал один святой подвижник. Все почитали этого отшельника за его благочестивую жизнь; многие посещали его и находили себе назидание. Однажды в одежде простого воина пришел к пустыннику сам римский император. Среди разговора глаза императора нечаянно остановились на висевшей на стене корзине с сухим хлебом; вдруг ему захотелось вкусить этого хлеба. Старец с радостью исполнил желание гостя, принес чашу с водой, положил в нее сухой хлеб и, помолившись, сел вместе с пришедшим за свою скудную трапезу. Когда кончился скромный обед, то, открывшись пустыннику, император сказал: «Вот я и родился царем, и теперь царствую, но никогда не вкушал хлеба, не пил воды с такой приятностью, с какой сейчас ел и пил у тебя. Как сладка твоя пища!» В ответ на эти слова старец заметил царю: «Мы, отшельники, принимаем пищу свою с молитвою и благословением, отчего наше брашно, хотя и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празднословием, и оттого богатые и роскошные трапезы бывают у вас безвкусны: им недостает услаждающего благословения Божия». К сожалению и нашему стыду, нужно сознаться, что и у нас за столом бывает в изобилии празднословие, часто слышится неуместный смех и ведутся разговоры. Да, мы забываем, что, по христианскому званию своему, должны все делать во славу Божию, как учит нас Апостол: аще убо яств, аще ли пиете... вся во славу Божию творите (1Кор. 10, 31). Отцы семейств и старшие в роде! Употребите свою власть на утверждение в семье добрых порядков и христианских обычаев. Занимая первое и старшее место на семейной трапезе, прежде всего, подавайте сами пример степенности и благочестия юннейшим в роде. Помните, что в домах, в которых еще доселе свято блюдутся благочестивые обычаи, вкушают хлеб в ненарушаемом молчании. Наипаче же всего позаботьтесь о благопристойной молитве при всяком пользовании дарами Божиими. Пусть каждая трапеза ваша начинается и оканчивается прославлением Господа, подающего всем пищу во благовремении и насыщающего все живущее по Своему благоволению.
Каждое дело нужно начинать с благословением
Однажды великий князь Изяслав посетил преподобного Феодосия Печерского и остался у него обедать. На простом столе приготовлена была простая монашеская пища: черный хлеб и обыкновенные овощи. Но эта пища показалась такой вкусной великому князю, что он с умилением спросил преподобного Феодосия: «Вот у меня всего много, припасы дорогие, приправа заморская, повара ученые, но я никогда дома не ел с таким удовольствием, как у тебя, отчего это?» «Государь! – отвечал Феодосии, – у нас братия, когда хотят варить или печь хлебы, имеют вот какой устав: сначала берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку из лампады перед образом Спасителя и этою свечой разводят огонь в кухне и хлебне. Когда же нужно вливать в котел воду, служитель говорит старцу: «Благослови, отче!», а тот скажет: «Бог да благословит тебя, чадо!» Таким образом, у нас все делается с благословением. Вот почему у нас все вкусно; а ваши слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия. Кроме того, ваши дворецкие часто бьют служителей за малейшую неисправность, а их слезы также прибавляют горечи в кушанья, как бы они дороги ни были».
Великий князь согласился с тем, что святой старец говорил правду, принял от него благословение и возвратился домой.
Принимаясь за какое бы ни было дело, всегда нужно молиться Богу или, по крайней мере, перекреститься и сказать в себе: «Господи, благослови!»
Долг благодарности
Многие перед принятием пищи и после своего насыщения забывают принести Богу молитвы благодарения за дары Его милости – пищу и питье, без которых мы не могли бы существовать. Мы уже не говорим о том, что и все бесчисленные благодеяния Божий не вызывают у некоторых чувства благодарности к Богу, поэтому да будет наше слово о благодарности к Богу, к чему побуждает и чтение Евангелия нынешнего дня.
Легче измерить пространства небес и глубины бездн морских, чем измерить и познать величие и число благодеяний Божиих. Кто дал нам жизнь? И какую жизнь? Каким прекрасным созданием вышел человек из рук творческих! По образу и по подобию Своему сотворил его Бог, умалил еси его малым чим от ангел (см.: Пс. 8, 6). Им, Всеблагим и Вседействующим, мы живем и движемся и есмы (Деян. 17, 28). От Господа исправляются стопы мужа. Им зиждутся домы, наши города и царства. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс. 115, 3). Падшее создание я пред Тобой, Отче Небесный! Чего мне ждать себе, как не Суда и осуждения? Мы удалились от Тебя, а Ты ищешь нас. Сыне Отца Вечного! Ты обрел и взял на рамена Свои овцу погибшую. Лики Ангелов изумляются любви Твоей, пожертвовавшей Собой для искупления нас, грешных. И кто, как не Дух Святый, созидает в человеках сердце чистое и дух правый! Расстроенная грехом душа наша тогда только оживает для Бога, когда усердная молитва низводит на нее благодать Святаго Духа; все довольство наше от Бога. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 2).
Внемли, душа христианская, как жалуется Отец Небесный на неблагодарного Израиля; Он небо призывает в свидетеля и землю в слышателя жалобы Своей. Слыша, небо, и внуши, земле; сыны родих и возвысих; тии же отвергошася Мене; обличает разумного Израиля примером неразумного животного. Позна вол стяжавшего, и осел ясли господина своего. Израиль же Мене не позна, и людие же Мои отвергошася Мене (ср.: Ис. 1, 2–3). Какая сильная укоризна Израилю! Мы, христиане, более чем Израиль, получили даров от Отца Небесного. Как же велико неразумие наше, как велика жестокость сердец наших, когда не сознаем благодарным умом и сердцем благодеяний Божиих! Пробудись, восстань из унижения, душа моя, в которое поверг тебя грех ожесточения сердечного. Исповедуй Господу нечестие твое и моли Его, да просветит ум и воспламенит сердце твое любовью благодарной!
Если мы мало благодарим Бога, то, конечно, потому, что не видим благодеяний Божиих. Как же это бывает с нами? Ум гордый сознает только в себе достоинства и себе приписывает, что имеет: это, говорит, приобретено моими расчетами, это доставило мне мое умение. Жалкое самообольщение! Обличай в себе всякий из нас подобные горделивые помыслы размышлением о необозримой немощи нашей природы; повторяй слово Апостола: что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получал? (1Кор. 4, 7).
Древним известен был Бог, но они не стали чтить Его достойно славы Его, не стали благодарить Его достойно благодеяний, которые получили от Него. Сердце их стало холодно к милостям Вышнего, и любовь к Нему слабела, знание о Нем терялось; мрак и запустение, пороки и нечистота увеличивались – человек уподобился скотам несмысленным. Самовольное нечестие неблагодарности наказано, наконец, самой крайней нечистотой, которую полюбила душа языческая. То же может происходить и в сердцах христианских. Осмотритесь. Если Бог благ, чтобы изливать благодать и на неблагодарных, то Он же и правосуден, чтобы карать нечестие, презирающее дары благости Его. Казнь Божия есть естественный плод неблагодарности, потому что неблагодарность вносит в душу духовное опустошение, заглушает в ней лучшие расположения ее и поселяет в ней дикость. А душа благодарная чем чаще обращается с благодарностью к Богу, тем более становится способной к принятию даров благости Его. Бог благ; Он ожидает только того, чтобы мы приближались к Нему за дарами, и Он не медлит дарить их нам; с любовью взирает на наше осознание своей немощи и приемлет его за благоугодную жертву нашу.
Желаешь ли быть благодарным пред Господом? Освящай силы твои служением Господу: не ленись, не отказывайся по зову храма приходить в храм для возношения хвалы и благодарения Господу. Посвящай Господу то, чем Он благословил тебя; принеси Ему плоды трудов твоих, да ниспошлет Он вновь благословение на труды твои. Не пренебрегай богатством благости Его, и кротости, и долготерпения, как будто не знаешь ты, что благость Божия ведет тебя к покаянию (ср.: Рим. 2, 4). Наделяй брата бедного, чем можешь: в лице брата Господь примет от тебя дар твой, как благоприятную жертву благодарности к Нему. Господь Сам говорит нам: понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших: Мне сотвористе (Мф. 25, 40).
Чудеса божественного промысла
Спустя пятьдесят лет после явления Святого Креста царю Константину на престол Римской империи вступил Иулиан Богоотступник. Воспитанный в христианской вере, он перешел на сторону язычников и стал гнать христиан. Господь Иисус Христос предсказал об Иерусалимском храме ученикам, что камня на камне не останется от него – все будет разрушено, и на месте святом будет стоять мерзость запустения (см.: Мф. 24, 2–15). Иулиан дал распоряжение иудеям восстановить иудейский храм и приказал выдать им деньги из общественной казны, а правителю Палестины повелел содействовать построению храма. Множество рабочих императора приступили к делу, но, как пишет современник Аммиан Марцеллин, язычник, придворный Иулиана, «страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом, сие предприятие было остановлено стихией, отгонявшей рабочих».
Об этом свидетельствуют и иудейские писатели. Раввин Бен-Иехайя в V веке писал об этом следующее: огонь исторгался с такой силой, что при этом железные части здания расплавились, и бесчисленные иудеи были сожжены. Он видел в этом чудо, но объяснял это неблаговолением Божиим, потому что храм восстанавливался по указу царя-язычника. Но и храм Соломонов строился мастерами-язычниками, и второй иудейский храм после плена вавилонского строился по указу царя персидского – язычника. Об этом дивном событии с торжеством говорят в IV столетии святые великие отцы Церкви. Современник и соученик Иулиана святой Григорий Богослов в «Слове» против Иулиана говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест, и одежды зрителей запечатлены были крестами; святой Иоанн Златоуст спустя двадцать лет очень красноречиво изобразил это чудесное событие в своем «Рассуждении против иудеев и язычников». О нем же свидетельствуют и другие отцы Церкви, равно и христианские историки V века, поэтому в действительности его сомневаться нельзя.
По свидетельству историков, многие сбегались смотреть на это зрелище борьбы рабочих с таинственной огненной стихией. Никакими естественными причинами нельзя объяснить этого события. Бывает, воспламеняются газы и умерщвляют рабочих, но в подземельях или в закрытых местах, и притом воспламеняются от огня, а здесь работы производились на открытом воздухе и днем, а горючие газы, если бы и исходили из земли, не могли воспламеняться с такой силой, и, конечно, при строительных работах иудеями было использовано все возможное для прекращения огня, но огонь становился все сильнее и заставил оставить строительство, к великому стыду иудеев и самого императора. Заметим, что, кроме этого случая, не менее четырех раз производились большие работы на этом месте с основания, во-первых, при построении храма Соломонова, во-вторых, при построении храма после плена вавилонского, в-третьих, при царе Ироде во время великих перестроек в храме и пристроек к нему и, в-четвертых, в начале VII столетия при построении на этом самом месте мечети магометанской, которая стоит и доселе. Не было никаких клубов пламени при тех постройках с основания, а при Иулиане – упорнейший огонь! Поистине это великое всемирное чудо, совершившееся в глазах жителей большого города: христиан, иудеев и язычников. Иулиан затем был убит неизвестной рукой на войне с персами, язычество более не восставало, а иудеи доселе без храма и жертв.
Другой случай чудесного проявления Промысла Божиего. При императоре Валенте ариане стали разглашать, что знаменитый подвижник Иулиан, живший в Месопотамии при реке Евфрате, участвует в их учении. Иулиан, по просьбе епископов Антиохийского патриархата, пришел в Антиохию Сирскую. Исцелив многих больных в том доме, где остановился, он пошел в собрание православных. Когда он проходил под вратами царских палат, один нищий, расслабленный ногами, прикоснувшись руками к его плащу, исцелился и, восстав, побежал так, словно не болел. Клеветники (ариане) покрыты были стыдом, а православные возрадовались. Некий важный муж прислал слуг просить старца прийти к нему и исцелить его от болезни. Иулиан немедленно пришел к нему и, помолившись, словом разрешил болезнь. Так пишет историк, епископ Феодорит, со слов очевидца Акакия, епископа Верейского.
До нас дошли описания чудес в сочинениях Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и других, живших в IV веке. В своих трудах они повествуют о разных чудесах, совершившихся над ними самими, над членами их семейств и над другими современниками. Святой Афанасий Великий описал жизнь преподобного Антония Великого. Она вся исполнена великих чудес. Палладий, епископ Еленопольский, в «Лавсаике» написал о многих чудесах подвижников Египта и других стран, живших в IV веке, как их современник и очевидец. Имеем мы много самых достоверных описаний чудес в Церкви Христовой, совершившихся и во все последующие столетия.
Таким образом, доказательства Божественности христианской веры, явленные и являемые свыше Самим Богом, начиная от первых людей на земле, простираются до нашего времени. Несмотря на то что в наши дни есть и между христианами такие люди, которые, видя, не видят дел Божиих и, слыша, не слышат о них. На верных христианах лежит долг молиться, да обратятся на путь истины коснеющие в неверии, и да исцелит их в Троице славимый Бог, Ему же слава, честь и поклонение во веки веков.