Об иконопочитании

Источник

Содержание

1. Из письма к Секундину 2. Письмо Серену, Мессалийскому Епископу 3. Письмо ему же  

 

1. Из письма к Секундину

Я послал к тебе с Диаконом Дульнидом те иконы, которые ты просил. Эта просьба твоя мне понравилась, ибо она доказывает, что ты всем сердцем и всей мыслию стремишься к Тому, чей образ желаешь иметь, и желаешь ежедневным смотрением на изображение Его усилить любовь к Нему. Руководствуясь через видимое к невидимому, мы не отступаем от истины. Я уверен, что икону Спасителя ты желаешь иметь не для того, чтобы боготворить ее, а для того, чтобы, вспоминая о Сыне Божием, утвердиться в любви к Нему. Ибо мы, поклоняясь иконе, покланяемся не ей, но Тому, Чье рождество, или страдание, или прославление изображено на ней. Посему, вспоминая Его воскресение и страдание, оживляемся духом. Послал же я к тебе две деки с изображениями Господа Спаса и Пресвятой Богородицы Марии, а также блаженных Апостолов Петра и Павла; да сверх сего Крест, чтобы Распятый на нем защитил тебя и сохранил от козней лукавого, дабы тебе утвердиться в добродетели, и до конца сохранить любовь к Нему, так как ты, из любви к Нему, ищешь уединения (Кн. 9. Пис. 52).

2. Письмо Серену, Мессалийскому Епископу

Поздно я отвечаю тебе не от забвения, а от множества занятий. Прошу тебя не задержать в Мессалии подателя сего письма, возлюбленного сына моего Кириака, начальника монастыря. Пусть, по утешении от твоей святыни, с Божьей помощью, он отправляется к брату моему, соепископу Сиагрию.

Извещаю тебя, что мне давно уже известно о том, что ты, любезный брат, сокрушил и совсем вынес из Церквей иконы потому, что увидел, что некоторые боготворят их. Услышав это, я похвалил ревность твою о том, чтобы люди не боготворили произведения рук своих. Но сокрушать иконы тебе не следовало, ибо живопись для того введена в Церквах, чтобы, смотря на настенные изображения, научились тому, чего не могут прочитать в книгах. Посему ты, любезный брат, обязан был и иконы оставить в целости, и народ удержать от обоготворения их, от чего и неграмотные не остались бы в неведении, и народ избежал бы боготворения изображений (Кн. 9. Пис. 105).

3. Письмо ему же

Прочитав начало письма твоего, я порадовался было, увидев в тебе дух, свойственный Первосвященнику, но конец его так отличен от начала, что можно почесть его произведением другого ума. В твоем сомнении о посланном мною к тебе письме видна одна неосторожность. Ибо если бы ты прилежнее вникнул в братский мой совет, то не только не усомнился бы в истине оного, но еще узнал бы, как ты должен был поступать, сообразуясь с важностью твоего звания, ибо доставивший тебе письмо мое игумен Кириак никогда не подавал повода к тому, чтобы можно было его подозревать во лжи. И так как ты не захотел слушаться моих спасительных советов, то ты виноват не только по делу, которое делал, но и по вопросу, который предложил мне. Мне сказывали, что ты, по безрассудной ревности, сокрушал иконы Святых, под тем, якобы предлогом, чтобы их не боготворили. За то, что ты запрещал боготворить их, я хвалю тебя, а за то, что сокрушал, и не хвалю. Ибо скажи, любезный, какой Первосвященник поступал так, как ты поступил? Притом ужели ты святее и умнее всех? Известно, что неученые приобретают через живопись те сведения, которые ученые почерпают из книг, потому что из нее [живописи] самые невежды видят, что они должны делать, в ней читают даже неумеющие читать, посему живопись для язычников заменяет книги. На это ты особенно должен был обратить внимание, потому что живешь среди язычников, дабы безрассудною ревностию не подать соблазна их грубым умам. Поэтому ты не должен был сокрушать того, что поставлено в Церкви не для обоготворения, а для научения невежд. Предки наши не без причины стали изображать жизнеописания святых. И если бы ревность ты умерил рассуждением, то, без сомнения, и желание мое ты исполнил бы, и стада не рассеял бы, но иначе собрал бы его так, что о тебе стали бы отзываться как о пастыре, а не как о расточителе. Но, поскольку ты желание свое исполнил без рассуждения, то в такой соблазн без рассуждения привел чад своих, что многие из них прервали общение с тобою. Ты должен созвать рассеявшихся сынов Церкви, из св. Писания доказать им, что не должно обожать произведения рук человеческих, потому что в Писании сказано: «Господу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши» (Лк.4:8). Потом объяснить, что ты, увидев, что стали боготворить иконы, которые установлены для научения простого, неграмотного народа, дабы он, смотря на изображения, узнавал преждебывшие происшествия, до того оскорбился, что сокрушил иконы. А после сего сказать им, что если они желают иметь иконы в Церквах для назидания, для чего они в древности и изобретены, то ты дозволяешь их иметь, потому что тебе не нравилось не изображение истории, а боготворение икон, которое совершенно им несвойственно. Умиротворив такими словами дух их, приглашай их к соединению с тобою, и если кто изъявит желание иметь иконы, то не надо, не запрещай, а боготворению их всемерно противься. Преимущественно же, любезный брат, внушай, чтобы смотря на изображение преждебывших происшествий, умилялись душою, и со всяким смирением боготворили одну Всемогущую Троицу (Кн. 11. Пис. 13).


Источник: Св. Григория Двоеслова : Об иконопочитании // Воскресное чтение. 1847. № 49. С. 475–477.

Комментарии для сайта Cackle