Азбука веры » Православная библиотека » святитель Григорий Великий (Двоеслов)

святитель Григорий Великий (Двоеслов)

Богословие святителя Григория Великого А. Фокин 1,5K 

Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский А. А. Митропольский 1K 

Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского святитель Димитрий Ростовский

Житие святого Григория Великого св. Беда Достопочтенный 1,4K 

Житие Святого Григория Великого преподобный Симеон Метафраст 1,2K 

Житие святого Григория Великого Павел Диакон 421 

О Литургии Преждеосвященных Даров

Св. Григорий Двоеслов - его проповеди и гомилетические правила проф. В. Ф. Певницкий 628 

Святитель Григорий Великий и Древняя Англия М. Ненарокова 917 

Святой Григорий Двоеслов архиепископ Димитрий (Самбикин) 13 

Диалоги Григория Великого и легенды о загробной жизни в средние века проф. А. И. Пономарёв 22 

Речь перед защитой магистерской диссертации "Собеседования св. Григория Великого о загробной жизни проф. А. И. Пономарёв 18 

Экзегетические

Нравственно-аскетические

Богослужебные

Письма, послания, поэзия

святитель Григорий Великий (Двоеслов)

святитель Григорий Великий (Двоеслов) (~540–604)

День памяти: 12(25) марта

 

Родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье. О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, некоторое время он был префектом Рима, но в 574 году основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и стал в нем монахом.

В 579 году папа поставил его диаконом и отправил в Константинополь, где он просил защитить Рим от лангобардов, но агрессия персов не дала Византии оказать ему военную помощь.

В 585 году Григорий возвращается в Рим, а в 590 году, после смерти во время чумы Пелагия II становится предстоятелем Церкви. Считается, что именно по его молитвам эпидемия прекратилась.

Имя папы Григория связанно с возвышением Римской Церкви, взявшей на себя бразды правления от угасавшей под ударами варваров светской администрации. Он лично возглавил оборону города от лангобардов, а подчиненное Константинополю руководство перебралась в Равенну.

Он пытался поднять авторитет своей кафедры, изрядно пошатнувшийся в то время. Церкви на Западе отчетливо действовали независимо от Рима, особенно в Карфагене, Медиолане, Аквилее. Тяжелыми были и взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Безусловно, св. Григорий не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, но, все же, не такой жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом, как это стало впоследствии. В противоположность титулу «Вселенский», которым стали именовать патриарха Константинополя, он называл себя «раб рабов Божиих». При этом Григорий считал обязанностью Церкви быть мерилом благочестия и критиковать действия светской власти, когда она поступает не должным образом.

Постоянные государственные заботы перемежались с его трудами по укреплению падающей римской культуры. Его толкования на Священное Писание, многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил за один из своих трудов «Диалоги», посвященному жизни святых Италии.

Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенскм Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью.

Постоянные войны, неурожаи, эпидемии опустошили север Италии, изнуренный болезнью Григорий умирает в 604 году. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Его почитание началось довольно рано, на Западе закрепилось наименование его «Великий».

***

«Со­бе­сед­ник» или «Двое­слов»? Со­чи­не­ние свт. Гри­го­рия Ве­ли­ко­го «Диа­ло­ги…» (пе­ре­во­де «Бе­се­ды…», или «Со­бе­се­до­ва­ния...») – снис­ка­ло ему по­чет­ный ти­тул «Со­бе­сед­ник». За­кре­пив­ше­е­ся за ним в сла­вян­ской бо­го­слу­жеб­ной тра­ди­ции про­зва­ние «Двое­слов» свя­за­но с оши­боч­ным пе­ре­во­дом гре­че­ско­го на­зва­ния ан­тич­но­го ли­те­ра­тур­но­го жан­ра, во­шед­ше­го в ла­тин­ский и дру­гие язы­ки, – διάλογος, dialogus, диа­лог – «раз­го­вор», бе­се­да» (не обя­за­тель­но двух!), «об­мен сло­ва­ми». Сла­вян­ский пе­ре­вод­чик, яв­но имев­ший де­ло с гре­че­ским тек­стом, спу­тал при­став­ку διά-, диа- (в зна­че­нии сквоз­но­го дви­же­ния, вза­им­но­сти, то есть об­ме­на мне­ни­я­ми) с име­нем ко­ли­че­ствен­ным чис­ли­тель­ным δύο, дюо- (лат. duo) – «два», тем бо­лее, что в позд­не­гре­че­ском язы­ке бук­ва υ («юп­си­лон») пе­ре­да­ва­ла звук «и». Зна­ме­на­тель­но, что бо­лее све­ду­щий в гре­че­ском язы­ке со­ста­ви­тель сла­вян­ской Ми­неи пе­ре­вёл пра­виль­но: «Беседов­ник»!

Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 4

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, / славне Григорие, / и Того силою укрепляема / евангельски шествовати изволил еси. / Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, / Егоже моли, // да спасет души наша.

Кондак святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 3

Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, / иноков чреды, отче Григорие, / ко ограде Небесней наставляя, / и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его, // ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

Величание

Величаем тя, / святителю отче Григорие, / чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога Нашего