Профессор Григорий Петрович Георгиевский
14 февраля 1948 г. от паралича сердца на 82 году жизни в Москве скончался профессор книговедения Григорий Петрович Георгиевский.
Григорий Петрович Георгиевский родился 31 июля 1866 г. в семье священника села Глинки, Смоленской губернии, Гжатского уезда. Низшее образование он получил в Вяземском Духовном Училище, среднее – в Смоленской Духовной Семинарии. В 1886 г. он окончил Духовную Семинарию со званием студента и, как лучший студент своего курса, был отправлен на казенный счет в Петербургскую Духовную Академию, в которую и был принят на казенную стипендию, и на этой стипендии он и пробыл все четыре академических года. В Академии кроме общеобязательных предметов он специально проходил предметы первой группы (словесной), из языков древних проходил греческий язык, а из новых – английский. На четвертом курсе он приготовил диссертацию на тему: «Христианство в понимании русских людей в домонгольский период по памятникам книжной и народной литературы». За это сочинение он был удостоен звания кандидата богословия с правом получения степени магистра богословия без нового испытания.
Как привыкший еще в Академии иметь дело с рукописными памятниками древней Руси, а затем, как часто посещавший публичную Петербургскую библиотеку, Григорий Петрович по окончании академического курса в сентябре месяце начал свою службу в звании дежурного чиновника при читальном зале, бывшего Московского публичного Румянцовского музея (ныне Ленинской библиотеки), а через два года он получил в этой же библиотеке звание помощника хранителя Отдела рукописных и славянских старопечатных книг Московского публичного Румянцовского музея. На последней работе, такой близкой его сердцу, он, со служебными повышениями, оставался до самой своей смерти. В 1936 г. он получил звание профессора книговедения.
Начав свою работу в бывшем Румянцовском музее, Григорий Петрович Георгиевский тут же начал и свою литературную работу. С 1890 г. его статьи по вопросам истории и современной жизни помещаются в разных московских изданиях, особенно в «Московских ведомостях», «Русском слове», «Чтениях в обществе любителей духовного просвещения», в «Московских церковных ведомостях» и др. Скоро же появились отдельными изданиями его книги под заглавием: «Апокрифическое сказание» (полемика с Лесковым), «Христианство в понимании русских людей в домонгольский период по памятникам книжной и народной литературы» (кандидатская диссертация), «Праздничные службы и церковное торжество в старой Москве», «Завет Преподобного Сергия» и др. С 1894 г. он был участником составления «Приходской библиотеки» и состоял членом редакции «Русское слово».
Григорий Петрович до самого последнего времени, как недюжинный знаток древнерусской жизни, своей досуг посвящал очеркам древнерусской церковной жизни, став постоянным сотрудником «Журнала Московской Патриархии». Читателям нашего церковного журнала известно имя Григория Петровича, как тщательно изображавшего по древнерусским памятникам те. или иные моменты русской церковной жизни. Но особенно хочется здесь сказать несколько слов о его почти предсмертном очерке под заглавием «Берегите книги» (1947, № 9). Это не просто урок, какой дается детям, но укор всем нам, что мы не умеем так бережно относиться к церковным книгам, как относились наши предки, которые из глубины веков, оставшись от древности верными церковным книгам, учат нас благоговейному любовному отношению к церковным книгам. Настоятели церквей должны вчитаться в эту маленькую статью профессора Георгиевского, показать самим пример должного отношения к церковным книгам и учить псаломщиков и чтецов такой же бережливости в отношении к ним.
Но все это, так сказать, показная сторона жизни покойного Григория Петровича. Гораздо важнее та сторона его жизни, в которой он обнаруживал свою искреннюю любовь к Церкви Христовой. И не о том только мы говорим, что он неопустительно по праздникам и воскресным дням посещал церковные службы, но хотим сказать, что в его любви к Церкви Христовой было больше, чем простое посещение служб церковных. Избрав по окончании академического курса своею специальностью исследование древнерусской, преимущественно церковной письменности, он вместе с тем становится и законоучителем церковных школ, сначала при Вознесенской церкви, что у Серпуховских ворот, а затем и монастырской школы при Высоко-Петровском монастыре. А в революционное время Григорию Петровичу выпала на долю особая работа, которая должна остаться в памяти у всех, кто радуется возрождению у нас церковной жизни.
Григорий Петрович был по Петербургской Духовной Академии однокурсником Святейшему Патриарху Сергию. Когда Владыка Сергий стал Местоблюстителем Патриаршего престола и, получив титул Митрополита Московского, начал жить в Москве, то здесь у Григория Петровича установились с почившим Патриархом не просто товарищеские отношения, но Митрополит Сергий, зная своего академического товарища, как серьезного знатока древнерусской церковной жизни, книговеда и искреннего любителя церковного просвещения, пользовался его знаниями в тех или иных делах своего церковного управления.
Покойный Григорий Петрович, как верный сын Православной Церкви и воспитанный еще в Академии во взглядах о превосходстве в церковной жизни Патриаршего управления, глубоко радовался, когда Митрополит Сергий стал Патриархом всея Руси. Глубокая дружба Григория Петровича с покойным Святейшим Патриархом продолжалась до самой кончины Святейшего Сергия. И после смерти Патриарха Сергия он продолжал работать во благо Святой Церкви.
Как известно, после кончины Святейшего Сергия в высших церковных сферах создалось желание произвести выборы нового Патриарха в самой торжественной и канонически строгой обстановке. И Григорию Петровичу предложено было в «Журнале Московской Патриархии» подготовить общественное и особенно церковное мнение о полной каноничности и необходимости для Русской Церкви именно Патриаршего управления, и он в ряде статей («Первый Патриарх Московский», «Патриархи Московские» и «О составе Поместного Собора» (1944, №№ 8, 9, 10); блестяще показал, что именно Патриаршее управление искони было дорого русскому народу, и что восстановленное в 1917 г. Патриаршество сразу же было принято русским народом, как светлая заря обновляющейся русской церковной жизни.
Уже ослабев в своих физических силах, Григорий Петрович, будучи членом Поместного Великого Российского Собора 1945 г., радостно приветствовал в своем выступлении на Соборе обновление церковной жизни в России. Участвовал он, как член Собора, в избрании нашего Святейшего Патриарха Алексия. Не прерывал он до самого последнего времени общения ни с Патриархией, пи с Редакцией нашего журнала.
В лице покойного профессора Георгиевского, Русская Православная Церковь лишилась одного из верных своих сыновей.
Да приимет Господь душу верного раба Своего в Свои райские небесные обители. Вечная ему память!