Аннотация АВ
Сочинение свт. Григория Паламы «Против Векка» (полное название – «Его же контраргументы, написанные в форме комментариев к комментариям Векка в защиту латинян на полях собранных им цитат из Писаний, показывающие нечестие этих комментариев и их противоречие собранным речениям святых») посвящено защите догмата о Троице от латинского учения о Filioque. Трактат написан в 1335 г. или 1355 г. и представляет собой полемику с аргументацией Иоанна XI Векка (бывшего Константинопольского патриарха), который, будучи изначально православным, принял латинскую доктрину и активно отстаивал ее, опираясь на собственную интерпретацию святоотеческих текстов.
Структура сочинения построена по принципу «комментарий-контраргумент» и состоит из 12-ти частей. Основные темы и аргументы свт. Григория Паламы:
1.Различение вечного происхождения (исхождения) и временного проявления (раздаяния/посылания) Святого Духа. Святые Отцы, говоря о Духе «через Сына» или «от Сына», имеют в виду не Его вечное бытие как Ипостаси, а Его проявление, раздаяние или посылание в мире. Вечное же исхождение Духа принадлежит исключительно Отцу.
2. Толкование предлогов «от» и «через». Ссылаясь на прп. Максима Исповедника и свт. Василия Великого, автор показывает, что «через Сына» означает «пришествие» или «единство воли», но никак не то, что Сын является причиной бытия Духа наряду с Отцом.
3. Единоначалие (монархия) Отца как единственная Причина (Источник) бытия Сына и Духа.
4. Различение сущности и ипостаси, а также Божественной природы и энергии. Святитель объясняет, что Божественная энергия неотделима от Божественной природы, но не тождественна ей, и показывает, что «от сущности Сына» не означает «от ипостаси Сына» в смысле происхождения.
5. Опровержение злоупотребления святоотеческими цитатами. Свт. Григорий Палама показывает, как Иоанн Векк искажает смысл цитат из Писания и Отцов, вырывает их из контекста или применяет метафорические выражения буквально, чтобы обосновать Filioque.
*Название сочинения на греческом языке – Εἰς τὰς παρὰ τοῦ Βέκκου ὑπὲρ Λατίνων ἐπὶ ταῖς συλλεγείσαις παρ᾿ αὐτοῦ γραφικαῖς χρήσεσιν ἐπιγραφὰς ἀντεπιγραφαὶ δεικνῦσαι δυσσεβῶς ἐχούσας τὰς τοιαύτας ἐπιγραφὰς καὶ ἀντιθέτους οὔσας ταῖς συνειλεγμέναις τῶν ἁγίων ῥήσεσιν.
