святитель Григорий Палама

Беседа, произнесенная в Неделю Праотец

В ней же говорится и о тех, которые нерадят о слышании учения, ссылаясь на неблагоприятные обстоятельства и телесные потребности489

1. После того, как Единородный Сын Божий воплотился ради нас от Девы и Своим жительством во плоти исполнил и завершил Закон, данный через Моисея, и ввел для исполнения Закон Благодати и в отношении Церкви переменил оный древний Закон, с тех пор Еврейский род изгоняется из священной Церкви и вместо них вводимся мы, избранные из язычников, которых Господь сочетал с Самим Собою и с Отцем, введ нас в родственность сынов и братьев и даже Своих Родителей (о, какое неизреченное человеколюбие!). «Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, – говорит Он, – той брат Мой, и сестра, и Мати Моя есть» (Мф.12:50). Однако же, мы сегодня празднуем в Церкви память Праотцев, из числа которых большинство были евреи. Почему же это? – Для того, чтобы все знали, что не неправедно и не неразумно, и не недостойно Бога, сделавшего так и проведшего такую перемену, произошло то, что иудеи оказались изгнаны, а язычники – усыновлены; но, как в числе призванных язычников только послушествующие (учению Христову) причисляются к родственности с Богом, так и относительно Израильского рода и сущих от Адама до сего рода, а таких великое множество: только те являются истинными Израильтянами, кто среди них пожили по воле Божией; им принадлежали пророчества, чрез них были представлены прообразы и к ним были обещания: и только они – истинные Отцы и Праотцы, во-первых, в девстве Родившей по плоти Христа, сущего Бога всех, а затем, чрез Него, – и наши (они – Праотцы и Отцы). Эти, вот, Отцы и Праотцы не были извержены из Христовой Церкви, и сегодня мы со дерзновением совершаем их торжество, как составляющих удел исполнения (лика) Святых. Потому что во Христе нет ни древнего, ни нового, «несть еллин, ни иудей, варвар, скиф, раб и свободный, но всяческая и во всех Христос» (Гал.3:28); и «иудей» есть не тот, кто по внешности таков; и «обрезание» есть не то, которое совершается явно, но тот «иудей» – кто Иудей в тайне (в духе), и истинное Обрезание – это Обрезание сердца в духе, а не в букве; такое Обрезание все имеют и в нем все составляют одно – будь то древние, будь то новые – те, которые угодили Богу, богоугодно жительствовав, было ли то до Закона, в Законе, или после Закона – в Евангелии Благодати.

2. Так что если кто внимательно изучит все от начала до конца Божие домостроительство490 в отношении человеческого рода, тот увидит, что оно созвучно и последовательно самому себе; потому что как ныне избрание от всякого народа только переименовывается491: негодное же извергается, но и – «мнози бо суть звани, мало же избранных», как сказал Господь (Мф.20:16); так и во время оных древних людей и сущего после них Иудейского народа, а также и из числа переименованных492, только избранные приемлются, а негодное множество и из их числа извергается: так сущие из числа потомков Сифа, прозванных «сынами Божиими», те, кто были одержимы страстью к дочерям человеческим, как говорится в Писании (Быт.6:2), стали отвержены. Непотребное множество было и среди иудеев, не только среди прозелитов, живших в их среде, но и из числа коренных иудеев; так, даже родной брат самого Иакова, первого прозванного «Израилем» (Быт.32:28), брат непослушный родителям, Исав (Быт.26:34–5, 27:46), и даже сын Пророка и царя Давида, царствовавшего в Израиле непосредственно после Саула, – Авессалом, покушавшийся на жизнь отца, – оказались чужды священного рода493.

3. Так, вот, и среди нас, опять же, все именующиеся по Христу, – как и не все оные именовавшиеся по Израилю, – вчисляются в род Христов, но только те – которые живут по Его воле и творят Его заповеди, а не достающее восполняют покаянием. Иуда Искариотский не только был среди призванных, но и – среди Апостолов, и не просто среди Апостолов, но и – из лика Двенадцати, самых Корифеев; отчуждившись же от родственности со Христом, он стал самым чуждым из всех именования, говорящего о родственности. Почему же это случилось? – Потому что ни рвения он не имел к возвещаемому царству небесному, ни к сердцу не принимал поразительные дела и учение Спасителя; потому что созерцаемые знамения и дела Божии приводят к вере желающих видеть их; слушание же священного учения, вместе с истиной в Боге, обнаруживает богоугодный образ жизни; благодаря чему – и тому и другому – презирая все плотское и земное, мы простираем наши мысли к надежде, уготованной на небе. Но он был вожделеватель не сего, а взирал на землю и смысл жизни видел в воровстве, в земных и низменных выгодах и в предполагаемой материальной пользе, имеющей из этого быть для него, и был любителем вещей, многократно и весьма сильно запрещенных Отцем и Владыкою и Учителем всех. Таким образом тогда он не был со-апостолом Христовым, но родственен с теми, которым Господь говорил: «Ищете Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы, и насытистеся» (Ин.6:26); потому что, как те, несмотря на то, что видели знамения и ели хлеб и слышали слова воплотившегося ради нас Самоипостасного Слова, позднее вопияли к Пилату: «Возми, возми, распни Его» (Ин.19:15), – так и тот, видев своими глазами, и то в большей степени, чем другие, опытом познав величие и Божество Господа, позднее предал Его убийцам. Он же перетерпел (о, несказанное великодушие!) «до смерти, смерти же крестныя» (Фил.2:8), во имя победного знамения над началозлобным и для того, чтобы научить нас терпению и показать, что искушения и скорби приносят нам пользу. Потому что: – «В скорби помянухом Тя», говорит Пророк (Ис.26:18); и: – «Наказание Господне494 стерплю» (Мих.7:9); и: – «Наказание Твое восприимет мя» (Пс.17:36), т.е. заботы, связанные с телом и согбенные к вещам, связанным с телом, оно воздвигло и убедило взирать только к Тебе.

4. Ты же, если и во время скорби не прибегаешь к Богу, если не исправишься Его наказанием, то какое когда время и что из сущего или сбывающегося посодействует для твоего исправления? Но разве тело не испытывает нужду в пище и в прочем необходимом? – скажет кто-нибудь. – Конечно, и то весьма! Да и как же может быть иначе? Итак, если ты всем обладаешь, получив это, конечно, от Бога (потому что, как говорит Апостол: «что имаши, егоже неси приял»1Кор.4:7), то поблагодари Даровавшего, воздавая Ему благодарение делами: как Он послушался твоей воли и исполнил твое желание, так и ты приступи, и выслушай и узнай, в чем – Его воля, и послушайся ее и сделай так, дабы, по примеру благоразумного человека, быть тебе похваленным «Иже слышит словеса Моя, – говорит Господь, – и творит я (их), уподобится мужу мудру» (Мф.6:24)495, и последовательно не только в отношении мимотекущих и земных вещей, но и в отношении будущих и пребывающих и небесных, ты возымеешь Его щедрым Благодетелем. Потому что Он говорит: «Добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Мф.25:21). Если в настоящее время ты испытываешь материальную нужду или боишься угрожающего тебе разорения, опять же приступи к Нему, опять умоли Его, опять окажи Ему послушание. – «Повинися Господеви, – говорится, – и умоли Его» (Пс.36:7). Опять же, добрый раб Его познается на основании дел; потому что Он, по изречению Псалма: «Дающий пищу в свое время, Открывающий руку Свою и Насыщающий все живущее по благоволению» (Пс.144:15–16). Он есть Рекший: «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Нав.1:5). Он есть Говорящий: «Работающии Ми (рабы Мои) ясти будут»; а к тем, которые не – Его рабы, Он говорит: «Вы же взалчете» (Ис.65:13).

5. Почему ты подражаешь у бессловесных животных тому, что во вред тебе, именно: согбенности к чреву и неспособности воспрянуть от земных вещей, хотя ты был создан прямым, для того, чтобы ты имел мысли о высшем, искал высшего? Почему, как оная согбенная женщина, которую сатана связал в течение 28 лет, и сам ты хочешь пребывать связанным, хотя Сие Слово жизни, разрешившее ее, хочет и может легко развязать тебя, если только ты прибегаешь к Нему и слушаешь Его и послушаешься, а не затыкаешь уши и бежишь прочь и сопротивляешься? Почему же ты подражаешь у бессловесных тому, что во вред тебе, а не подражаешь тому в них, что полезно тебе? Послушай Пророка, говорящего о том, что львята, нуждаясь в пище, рыкают и ищут ее от Бога, и получают чтобы восхитить ее. Потому что говорится: "Скимни496 рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе» (Пс.103:21); говоря о львятах, он для имеющих ум обильно предоставил возможность, на основании тех, сделать заключение и о всех прочих животных: потому что если лев, из всех зверей самый прожорливый, хищный и мощный в деле охоты, однако, если Бог не даст, не может восхитить себе пропитания, то что же сказать про других (более немощных) животных? – Это и Христос, на примере птиц, представляет в Евангелии: "Воззрите, – говорит, – на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их» (Мф.6:26). Что говорю: сухопутные животные, летающие, морские, земноводные? – когда: «Аще и сено сельное, – говорит Христос, – днесь суще и утре в пещь вметаемо, не труждающееся, не бдящее, Бог тако питает и прекрасно и благолепно одевает, не много ли паче вас, маловери?» (Мф.6:30).

6. Братие, «ищите прежде царствия Божия и правды его», – и не только во веки будете наследниками сего неотъемлемого царства Божия, будучи оправданы497 Его благодатию, но и – «настоящая приложатся вам» (Мф.6:33). Если же преимущественно вы ищете не царство Божие и правду его, но то, что кормит и лелеет сие тленное498 тело, то вы и этого не получите, если только не впадете в еще большее зло для того же тела и причините осуждение и ущерб для вечной души. И это видится на примере Богатого (из притчи Господней о Богатом и Лазаре), слышащего от Авраама: «Восприял еси благая в животе твоем» (Лк.16:25). Искал некогда и иудейский народ есть мясо в пустыне, и Бог им дал перепелов неисчислимое множество499: «и ядоша и насытишася зело и желание их принесе им»«еще же брашну сущу во устех их, – говорится, – и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным исраилевым запят» (Пс.77:27–30)500.. Почему «множайшая их», т.е. – многих из массы поразил Божий гнев? – Потому что они безбоязненно роптали и возводили хулу на Бога и на Моисея, который по Богу был их вождем. Почему же и «избранных Израилевых» Он низложил? – Потому что они не удерживали массу от того, чтобы она клонилась к ухудшению. – Вот, таковые суть те, которые бывают извергаемы от священной Церкви и царства Божия, будь они среди древнего, или же среди Нового Израильского народа; это и показал Господь в Евангелиях, говоря: «Приидут от501 восток и запад и севера и возлягут с Авраамом и Исааком во царствии небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тьму кромешнюю» (Мф.8:11).

7. Какие же это «сынове царствия», которые будут изгнаны во мрак? Это – те, которые хотя и исповедуют свою веру, но своими делами отрицаются Бога, мерзкие и непокорные и неключимые ни на какое доброе дело. Кто же суть те, кто возлежат с Авраамом и Исааком и Иаковом в царстве небесном? – Это – те, которые при правой вере, следуют Закону или Учению Благодати, и чрез дела являют свою веру. Если кто желает присоединиться к их числу и избежать кромешного мрака, и удостоиться невечернего (незаходимого) света царства Божия и непрестанно со-вечноствовать со Святыми на небесах, – пусть он «совлечется ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22), которые суть: пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, лихоимство, сребролюбие, ненависть, гнев, злословие и всякая дурная страсть; да «облечется же в нового... человека, который обновляется... по образу Создавшего его» (Кол. 3:10), в любовь, братолюбие, чистоту, воздержание и всякий вид добродетели, – благодаря чему обитает в нас Христос, примиряя нас с Самим Собою и друг с другом, во славу Себя Самого и Безначального Его Отца и Совечного и Животворящего Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

489

В издании 1861 г. числится за №55, стр.192–200.

490

«Божиим Домостроительством» называется Божественный план спасения человека, Искупление.

491

В тексте примечание: «переименовывается, разумеется во имя Христово».

492

Т.е. переименованных на «Новый Израиль», т.е. – христиан.

493

Конец фразы в несколько свободном переводе.

494

Ориг. цитата: «гнев Господень стерплю».

495

Ориг. цитата гласит: «уподоблю его мужу мудру».

496

Скимни, церковносл.: львята.

497

Или: «признаны законными» наследниками.

498

Ориг.: «текущее», «непостоянное».

500

«И они ели и пресытились; и желаемое ими дал им; еще же пища была во устах их, как гнев Божий пришел на них и убил многих из них, в избранных Израильских низложил»:

501

В ориг. цитате нет слова «севера» и упоминается Иаков.


Источник: Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию): /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1965).

Комментарии для сайта Cackle