митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

МОЛЧАНИЕ

1. В чем состоит молчание и какова его польза?

Брат вопросил старца: что есть молчание? и какая его польза? Старец сказал ему: молчание состоит в том, чтоб пребывать в келлии со страхом и разумом Божиим, отвращаясь злопомнения и высокоумия. Такое молчание рождает прочие добродетели и соблюдает инока от разженных стрел вражиих, не допуская его быть уязвленным ими. О безмолвие – лествица к небу! О безмолвие – мать умиления! О молчание – просвещение души! О молчание – собеседование Ангелам! О молчание – озарение сердца! О молчание – родитель всего добраго, крепость для поста, узда для языка, воздержание для чрева! О безмолвие – праздность, способствующая заниматься молитвою и чтением! О безмолвие, пекущееся только о себе, всегда беседующее со Христом, непрестанно имеющее пред глазами смерть и соблюдающее светильник неугасающим. Любя безмолвие, мы непрестанно поем: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!

Стр. 408 (182).

2. К чему приводит молчание человека?

Он сказал: Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным. (Авва Лонгин).

Стр. 309 (2).

3. Находит ли для себя покой соблюдающий молчание?

Авва Пимен говорил: Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил.

Стр. 346 (105).

4. Доколе должно сохранять молчание?

Брат спросил старца: Отец! доколе должно сохранять молчание? Старец отвечал: до того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир душевный.

Стр. 403 (167).

5. Кого можно назвать молчаливым: того ли, кто устами молчит, но в сердце своем осуждает других, или того, кто весь день говорит, но говорит полезное для души?

Опять сказал: Иной человек представляется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды такового тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души. (Авва Пимен Великий).

Стр. 344 (93).

6. Что лучше: молчать или говорить?

Он сказал: если человек будет помнить сказанное в Писании: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися, то найдет, что лучше молчать, нежели говорить. (Пимен Великий).

Стр. 337 (67).

7. Почему молчание лучше многословия?

Авва Исаия говорил: люби более молчать, нежели говорить; от молчания ум сосредоточивается в себя, от многословия он впадает в рассеянность.

Стр. 151 (85).

8. Теряет ли душа теплоту свою, когда человек много говорит, хотя говорит доброе?

Если часто отверзаются двери в покое, то удобно выходит из него теплота. Так и душа, когда будет много говорить, хотя бы говоримое было и доброе, теряет теплоту свою дверями слова. Почему хорошо и полезно молчание в разуме, когда занимаемся помышлениями премудрыми и душеспасительными.

Стр. 407(177).

Очевидно, здесь предлагается умное делание, в котором главное место занимают умная молитва и плач сердца при воспоминании о смерти, о суде Божием, о вечной муке ада и вечном блаженстве рая.

9. Должно ли иноку, стремящемуся к совершенству духовному, наблюдать молчание и не сравнивать себя с другими?

Брат, живший с другими братиями, просил наставления у аввы Виссариона. Старец сказал: наблюдай молчание и не сравнивай себя с другими.

Стр. 79 (6).

Наставление существенно полезное. В общежитиях возникают смущения наиболее от сравнения себя с другими. Брату моему дана такая-то вещь; отчего и почему не дана такая же вещь и мне? говорит неопытный инок и изгоняет святой мир из сердца своего. Чтоб избежать самообольщения и душевного расстройства, производимых сравнением себя с другими, должно постоянно содержать себя в образе мыслей (по-монашески: в мудровании), доставляемом смирением, а для этого должно постоянно бдеть над собою, – должно пребывать сосредоточенным в себе, а для этого необходимо наблюдать молчание.

10. Каким образом должно смирять себя, когда стяжешь молчание?

Сказал старец: если стяжешь молчание, не подумай, что ты стяжал какую-либо добродетель, но скажи: я молчу, потому что недостоин говорить.

Стр. 398 (133).

Великий старец имел обычай говорить ученику своему: если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь добродетель, но признавай себя недостойным говорить.

Стр. 403 (166).

11. Какими средствами приучали себя святые Отцы к молчанию?

Сказывали о авве Агафоне, что он в течение трех лет носил камень во рту, доколе не приобучил себя к молчанию.

Стр. 58 (13).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle