митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ПЛОТСКАЯ БРАНЬ

Примеры борьбы и способы борьбы подвижников благочестия с блудной страстью.

Некоторого брата беспокоила страсть любодеяния: днем и ночью он ощущал в сердце своем как бы жало огненное. Но брат боролся, не уступая помыслам и не соглашаясь с ними. По прошествии много времени отступила от него страсть, не преодолев его по причине трезвения его. И немедленно воссиял свет в сердце его.

Стр. 475 (73).

В одном из египетских общежитий был юноша грек, который не мог погасить пламени плотского вожделения никаким воздержанием, никаким усиленнейшим подвигом. Когда было сказано об этом искушении отцу монастыря, – он употребил для спасения юноши следующий способ. Старец приказал одному из братий, мулу важному и суровому, чтоб он затеял с юношею ссору, осыпал его ругательствами и, по нанесении оскорблений, пришел жаловаться на него. Это было исполнено; были призваны свидетели, которые дали свидетельство в пользу мужа. Юноша, видя, что он оболган, начал плакать. Ежедневно он воздыхал, ежедневно проливал слезы; будучи преисполнен огорчения, он пребывал один; лишенный всякой помощи, он лежал у ног Иисуса. В таком положении он провел целый год. По прошествии года старец спросил юношу о помышлениях, которые прежде беспокоили его, не стужают ли они ему доселе? Юноша отвечал: отец! мне житья нет! до блуда ли мне? Таким образом, искусством духовного отца юноша преодолел страсть любодеяния и спасся.

Стр. 475 (74).

Брат был борим любодеянием. Встав ночью, он пошел к старцу, исповедовал ему помышления свои. Старец утешил его. Успокоясь этим утешением, брат возвратился в келлию свою. И вот! опять дух любодеяния начал искушать его. Он снова пришел к старцу. Это повторялось часто. Старец не огорчил его, но говорил полезное душе его; говорил: не уступай диаволу и не расслабляйся душею. Напротив того, каждый раз, как нападет на тебя демон, приходи ко мне: обличаемый, он отступит. Ничто столько не огорчает и не ослабляет демона любодеяния, как исповедание приносимых им искусительных помышлений и мечтаний; напротив того, ничто так не увеселяет его, как когда эти помышления скрываются и утаиваются. Ободренный старцем, брат приходил к нему одиннадцать раз, обличая помышления свои. Наконец брат сказал старцу: окажи любовь, авва, еще скажи мне слово назидания. Старец сказал: поверь мне, сын мой, если б Бог попустил помышлениям, которые стужают мне, перейти к тебе, то ты не понес бы их, но непременно ниспровергся. Когда старец сказал это, – искушение блудною страстию отступило от брата ради смирения старца.

Стр. 476 (75).

Некто пришел в Скит, чтоб быть монахом. При нем был также сын-младенец, лишь отнятый от груди. Когда сын достиг юношеского возраста, демоны начали нападать на него и беспокоить его. Он сказал отцу: пойду в мир, потому что не могу выдерживать плотского вожделения. Отец утешал его. По прошествии некоторого времени опять говорит юноша отцу: я не в силах выдерживать вожделения, отпусти меня, пойду в мир. Отец отвечал: еще однажды послушай меня. Возьми с собою сорок хлебов и пальмовых ветвей на сорок дней и пойди во внутреннюю пустыню, там пробудь сорок дней, и воля Божия да будет. Послушавшись отца, юноша встал и ушел в пустыню; он остался там и проводил время в подвиге и работе, плетя веревки из сухих пальмовых ветвей и питаясь сухим хлебом. Когда он пробыл там двадцать дней, – увидел внезапно, что некоторое привидение диавольское приближается к нему: оно остановилось близ его в подобии женщины Ефиопляныни, неприятнейшей наружности и смердящей; не будучи в состоянии переносить смрада ее, он отталкивал ее от себя. Она сказала ему: я та, которая представляюсь сладкою в сердцах человеческих, но по причине послушания твоего и подвига твоего, Бог не дозволил мне обольстить тебя, явил тебе зловоние мое. Он встал, воссылая благодарение Богу, возвратился к отцу и сказал ему: уже не хочу идти в мир, я узнал действие диавола и зловоние его. Открыто было и отцу о всем этом; он отвечал сыну: если б ты пробыл все сорок дней во внутренней пустыне и вполне сохранил заповеданное мною, то увидел бы еще больше.

Стр. 477(77).

Был некоторый отшельник в нижнем Египте, пользовавшийся известностью, потому что он безмолвствовал наедине в келлии в пустынном месте. По действию сатаны некоторая женщина развратного поведения, услышав об отшельнике, сказала юношам, знакомым своим: что дадите вы мне, и я низложу отшельника вашего? Они условились вознаградить ее щедро. Она вышла вечером, как бы сбившись с дороги, пришла к келлии отшельника, постучалась в дверь. Он вышел; увидев ее, смутился и спросил ее: каким образом пришла ты сюда? Она, заплакав притворно, отвечала: сбилась с дороги и пришла сюда. Умилосердившись над нею, он ввел ее в сени, которые были пред келлией, а сам вошел в келлию и запер за собою дверь. Но окаянная начала кричать: авва! здесь съедят меня звери! Он опять смутился, но вместе боялся суда Божия за поступок жестокий, и говорил сам себе: откуда пришла мне эта напасть? Отворивши дверь, он ввел ее в келлию. Тогда диавол начал стрелами вожделения разжигать сердце его к ней. Поняв, что тут действует диавол, отшельник сказал сам себе: путь врага – тьма, а Сын Божий – свет. С этими словами он зажег лампаду. Чувствуя, что вожделение воспламеняется более и более, сказал: так как удовлетворяющие вожделениям пойдут в муку, – испытай себя, можешь ли выдержать огонь вечный. С этими словами он наставил один из ручных пальцев на огонь лампады. Палец начал гореть, но он не чувствовал боли по причине необыкновенного воспламенения плотской страсти, и до дневного рассвета жег себе все пальцы у руки. Окаянная, увидев, что делает отшельник, от ужаса как бы окаменела. Рано утром пришли упомянутые юноши к отшельнику и спрашивали его: приходила ли сюда вечером поздно женщина? Он отвечал: приходила. Вот она; спит там. Юноши, подошедши к ней, нашли ее мертвою и сказали: авва! она умерла. Тогда он, раскрыв малую мантию, в которой был, показал им свои руки, говоря: вот, что сделала мне эта дщерь диавола: она сгубила все пальцы мои, – и рассказав им все происходившее, присовокупил: но Писание говорит: не воздавай злом за зло. Помолившись, он воскресил умершую. Воскресшая покаялась и провела благочестиво остаток жизни своей.

Стр. 403 (89).

Невидимые враги для усиленной, невидимой брани наиболее избирают ночь. В таких случаях очень полезен свет от лампады или, что еще лучше, от свечей. По причине действия зрения и доставляемого этим действием развлечения душа избавляется от исключительного, сосредоточенного действия на нее бесовских помыслов и мечтаний, действие которых, естественно, ослабляется развлечением.

Пример о том, как демоны стараются смутить женским образом даже тех, которые никогда не знали о существовании женщин, живя в монастыре.

Сказывали о некотором старце, что он вступил в Скит, имея с собою сына-младенца, только что отнятого от груди. Воспитанный в монастыре сын не знал, что существуют женщины. Когда он возмужал, демоны показывали ему ночью образ женщин. Он сказал это отцу, который удивился. Однажды он пошел с отцом в Египет и, увидя женщин, сказал отцу: авва! вот те, которые приходили ко мне ночью в Скит. Отец отвечал: это – мирские монахи: у них свой наружный вид, а у отшельника – свой. И дивился старец, каким образом в Скиту демоны могли показать образы женщин. Они поспешно возвратились в келлию свою.

Стр. 476 (76)

Почему необходимо человеку уйти из того места, где он впал в любодеяние?

Если впадешь в любодеяние, и будет близко местожительство того лица, с которым ты впал, то уйди из этого места, потому что, живя в этом месте, не будешь иметь возможности покаяться.

Стр. 444 (24).

Пример о том, как полезно для победы над плотскою бранью открывать помыслы старцу.

Некоторый брат имел брань любодеяния; вставши, он пошел к некоторому старцу и сказал ему о своих помыслах. Старец сделал ему наставление и, утешив, отпустил с миром. Брат, почувствовав пользу, возвратился в свою келлию, – но вот! опять брань пришла к нему. Он сходил опять к старцу и таким образом поступал несколько раз. Старец не оскорбил его, но говорил на пользу ему, наставляя его не только не вдаваться в расслабление, но, напротив, приходить к нему каждый раз, когда враг начнет стужать, для обличения врага. Таким образом, сказал старец, враг, будучи обличаем, отступит от тебя: ничто так не противно духу любодеяния, как когда открывает дело его, и ничто не приносит ему такой радости, как когда скрываем приносимые им помыслы.

Стр. 454 (36).

Пример о том, как старцы старались предохранить юных подвижников от плотской брани.

Сказывали о некотором старце, что он, идя однажды дорогою, нашел след женский и засыпал его землею, помыслив, чтоб кто-либо из братии, увидев этот след, не получил брани.

Стр. 454 (35).

Пример о том, что Господь не исполняет молитвы даже великих святых, приносимые ими о страждущих духом любодеяния по той причине, что страждущие своим произволением услаждаются плотскими вожделениями сердца, не проявляя никакого усердия в борьбе со страстию.

Некоторого брата беспокоил дух любодеяния. Он пошел к весьма опытному старцу и просил его, говоря: блаженнейший отец! Прими на себя труд, помолись за меня; очень стужает мне страсть любодеяния. Старец согласился и начал прилежно деннонощно молить о нем милосердого Господа. По времени опять пришел к нему брат и снова просил молитвы, более усиленной. Опять старец молился о нем, молился еще усерднее. И в третий раз пришел монах к нему с тою же просьбою, потом начал приходить часто, повторяя просьбу. Старец, видя это, очень опечалился и удивился, почему Господь не внимает молитве его. На следующую ночь Господь открыл ему, что монах этот объят недугом нерадения, что он по причине расслабленного произволения своего услаждается плотскими вожделениями сердца. Душевное состояние монаха было показано святому старцу таким образом: увидел он, что монах этот сидит, а дух любодеяния играет пред ним, принимая различные женские образы, созерцанием которых монах услаждается. Увидел он и то, что и Ангел Господень присутствовал тут и приходил в величайшее негодование на монаха, за то, что этот не вставал, не повергался в молитву пред Богом, но более и более услаждался помышлениями и мечтаниями греховными. Таково было откровение, дарованное святому старцу. Он понял, что молитвы его не услышаны по вине и нерадению просившего молитв монаха. Когда монах снова пришел, старец сказал ему: брат! в действии страсти любодеяния ты виноват, потому что услаждаешься скверными помышлениями. Невозможно отступить от тебя нечистому духу любодеяния по молитве других, молящихся Богу о тебе, если ты сам не возложишь на себя подвиг постов, молитв, многих бдений, молясь с плачем, чтоб Господь наш Иисус Христос излил на тебя милосердие Свое, послал тебе в помощь благодать Свою, при содействии которой возможно будет тебе противиться греховным помыслам. И врачи, составляющие лекарства для тел человеческих и употребляющие их против болезней, хотя бы сделали все зависящее от них с величайшим тщанием, но нисколько не успеют, несмотря на свою тщательность и заботы, если больной не захочет воздержаться от вредных яств и от всего, что противодействует врачеванию. То же совершается и при врачевании недугов души. Хотя бы святые Отцы – эти врачи духовные – со всем тщанием, со всем усердием умоляли милосердого Господа, Спасителя нашего, за тех, которые просят их помочь молитвами, но молитвы святых не принесут им никакой пользы, если они сами будут пребывать в нерадении и расслаблении, нисколько не помышляя о спасении души. Брат, услышав это, умилился и по наставлению старца, начал удручать себя постами, молитвами и бдениями, чем привлек к себе милость Божию: дух нечистой страсти отступил от него.

Стр. 426 (9).

Брат был борим блудом и пошел к старцу, прося его, чтоб он помолился Богу о освобождении его от брани. Старец сжалился о брате и молился о нем Богу в продолжение семи дней. Когда на восьмой день брат, по данному ему приказанию, пришел к старцу, то старец спросил его: брат! как твоя брань? Он отвечал: отец! мне нисколько не сделалось легче. Старец, услышав это, удивился и опять ночью начал молиться о брате. Тогда предстал ему диавол и сказал: поверь мне, старец, – в первый день, когда ты стал молиться Богу за него, я тотчас отступил от него, но он имеет собственного беса и собственную брань от гортани чрева своего; уже в этом я не виноват! он сам себе причиняет брань тем, что ест, пьет и спит без меры, сколько хочет: по этой причине брань беспокоит его.

Стр. 452 (33).

Пример о том, что борьба с плотскими помыслами продолжается до самой смерти подвижника и что она (борьба) попускается Господом для того, чтоб научить подвижника не высокомудрствовать о себе и не уповать на свой подвиг, а надеяться на помощь Божию.

Некоторый брат рассказывал нам: некогда случилось, что меня смущали помыслы вожделения жены так, что я не знал, что делать от напора их и от ночных мечтаний. Когда я был уже близок к тому, чтоб оставить пустыню и возвратиться в мир, пришел мне помысл идти во внутреннюю пустыню для посещения старцев. Я немедленно пошел и в продолжение 20-ти дней посещал святых Отцов, состарившихся в пощении, между которыми нашел величайшего и искуснейшего по рассуждению и подвигам святого авву Памву; ему осмелился я исповедать брань мою. Старец сказал мне: не удивляйся случившемуся с тобою; ты страждешь это не от расслабления, но от подвига, что доказывается тем, что живешь в месте скудном жизненными потребностями и лишенном общения со многими человеками. Блудная брань бывает троякая: 1-е: она восстает на нас, когда тело пользуется здоровьем; 2-е: от прежде бывших дел и помышлений; 3-е: от зависти бесов и от других причин. Ты видишь меня, как я стар; 70 лет живу в келлии этой в попечениях о спасении моем. В таковой старости, поныне претерпеваю искушения и напасти. И говорил он мне, уверяя в справедливости поведения своего клятвою: поверь мне, чадо, что в продолжение 12-ти лет не оставлял меня блудный бес, ни днем, ни ночью, непрестанно нападая скверными помышлениями и мечтаниями, и говорил я сам в себе: Бог отступил от меня, и потому побеждаюсь страстями. Я решился лучше умереть, нежели оскверниться плотскою страстию; пошел в пустыню с намерением предать себя на снедение зверям и, нашедши там логовище медведя, вошел в логовище, раздевшись донага, повергся на землю с тем, чтоб звери, когда придут, съели меня. К вечеру пришли звери, обнюхали меня с ног до головы, и в то время как я думал, что они съедят меня, они пошли от меня, ничем не повредив мне. Уразумев, что Бог помиловал меня, я возвратился в свою келлию. По прошествии краткого времени опять начал меня беспокоить бес блудный, так что я от великой скорби и печали впал в хулу. Враг же, увидев меня в смущении, превратился в некоторую девицу Ефиоплянину, которую я видел некогда на жатве, собиравшую колосья, и, пришедши ко мне, сел на колени мои и так помрачил меня, что мне показалось, что я совокупился с нею. Очень опечалившись, в ярости, ударил я ее по щеке, и тотчас она исчезла; от удара этого я не мог в продолжение двух лет поднести руки моей к устам по причине лютого смрада. В то время, как я предавался крайнему малодушию и терял благонадежие, опять пошел в пустыню и, нашедши малую змею, взял ее и приложил к тайным моим членам, чтоб она уязвила, и я умер. Я приставил к ним главу змеи, но она не тронула их, – и вот – слышу голос, говорящий мне: Памва, иди в келлию твою и отселе будь спокоен; Я предоставил тебе искуситься с тою целию, чтобы ты не высокомудрствовал о себе и не мнил, что можешь сделать что-либо доброе без помощи Божией: познай немощь твою и не уповай на подвиг твой, но прибегай к помощи Божией. Удовлетворившись таким образом, я возвратился в келлию, и с того времени не беспокоила меня брань; я пребывал в мире, возлагая на Бога печаль мою.

Стр. 452 (34).

Пример о том, что терпеливое и мужественное перенесение плотской брани доставляет подвизающимся благой плод.

Ученик некоторого святого старца был борим духом любодеяния, но при помощи благодати Божией мужественно противостоял скверным и нечистым помышлениям сердца своего, очень прилежа посту, молитве и рукоделию. Блаженный старец, видя усиленный подвиг его, сказал ему: если хочешь, сын, я помолюсь Господу, чтоб Он отъял у тебя брань, ученик отвечал: отец! хотя я и тружусь, но вижу и чувствую в себе благой плод: по причине этой брани я пощусь более, и более упражняюсь в бдениях и молитвах. Но прошу тебя, моли милосердого Господа, чтоб дал мне силу выдерживать брань и подвизаться законно. Тогда святой старец сказал ему: теперь я узнал, что ты с верностию понял, что этою невидимою бранью с духами при посредстве терпения совершается вечное спасение души твоей. Так и святой Апостол сказал: Подвигом добрым подвизался, течение скотах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его.

Стр. 424 (6)

Некоторый брат был очень борим нечистым духом любодеяния. Встав ночью, он пошел к некоторому святому старцу, опытному в подвижнической жизни, – и исповедал ему о том нападении, которому он подвергся от духа любодеяния. Старец, услышав это, утешал его, наставляя добродетели терпения словом духовным, на основании Писания, которое говорит: Мужайтеся и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа. Брат возвратился в келлию свою, и вот искушение напало на него с новою силою. Он устремился снова к вышеупомянутому старцу. Старец опять научал его выдерживать брань терпеливо, не предаваясь унынию, он говорил: верь, сын мой, что Господь Иисус Христос ниспослал тебе помощь с небесе святого Своего, и ты можешь преодолеть эту страсть. Брат, ободренный утешением святого старца, возвратился в келлию свою, и опять искушение начало сильно возмущать его сердце. Немедленно, в тот же час ночи, он возвратился к старцу и упрашивал его, чтоб он тщательнее помолился о нем Господу. Старец сказал: не устрашись, сын мой, не послабляй помышлениям твоим, не скрывай их, – нечистый дух, будучи посрамлен, отступит от тебя. Ничто так не сокрушает силы демонов, как исповедание святым и блаженным отцам нечистых помышлений. Сын! мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Где жесточе сражение, там славнее венец. Егда не может, говорит святой пророк Исаия, рука Господня спасти? или отягчил есть слух Свой еже неуслышати? Пойми, сын, что на борьбу твою взирает Господь и приуготовляет тебе за сражение с диаволом венец в вечности. Утешает нас Священное Писание, говоря: Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Брат, услышав это, утвердил свое сердце в Господе, – не захотел уже возвратиться в свою келлию, а остался жить при старце.

Стр. 425 (8).

Некоторого брата демоны искушали страстию. Приняв образ прекрасных женщин, они непрестанно в продолжение сорока дней нападали на него и влекли к скверному смешению. Он мужественно боролся с ними и не допускал себе побеждения. Бог призрел на благий подвиг его и вознаградил дарованием такой чистоты, что с того времени он не ощущал в себе никакого действия плотских вожделений.

Стр. 479 (81).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle