митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ТЕЛЕСНЫЙ ПОДВИГ И ДУШЕВНОЕ ДЕЛАНИЕ

Имеют ли какое значение в приобретении добродетелей телесные подвиги, проходимые в духовном разуме?

Телесные подвиги, проходимые в духовном разуме, суть орудия, которыми возделываются добродетели. (Авва Исаия).

Стр. 201 (383).

Может ли человек достигнуть благодатного состояния без телесного подвига?

Сказал авва Кроний: если б Моисей не привел овец своих к подошве горы Синайской, то не увидел бы огня в купине. Брат спросил: что означается таинственно купиною? Старец отвечал: купиною означаются телесные подвиги, по свидетельству Писания, которое говорит: подобно есть Царство Небесное сокровищу, сокровенну на селе. Брат сказал на это: следовательно, без телесного подвига человек не возможет достичь никакого благодатного состояния! Старец отвечал: об этом ясно свидетельствует Писание. Взирающе, говорит оно, на начальника веры и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащие Ему радости, претерпе крест. И Давид говорит: аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание.

Стр. 306 (5).

Может ли юный подвижник стяжать высокие добродетели без предварительного обучения себя в телесном подвиге?

Юный инок! Не стяжав полного обучения в подвиге телесном и услышав о высоких добродетелях отеческих, не устремись безрассудно к стяжанию их, полагая приобрести их непосредственно и без предварительного обучения в телесном подвиге. Не приобретешь их, не предуготовив и не возделав себя. Если же предуготовишь, тщательно возделав себя телесным подвигом, то добродетели эти придут к тебе сами собою. (Авва Исаия).

Стр. 170 (167).

Если человек не совершит подобающего телесного подвига вполне, то истинное видение не открывается ему. (Авва Исаия).

Стр. 175 (166).

Слепота очей первой супруги патриарха Иакова знаменует, что человек не способен быть зрителем славы истинного видения, когда он еще находится в училище телесного подвига, хотя и правильного: в это время враги еще продолжают примешивать человекоугодие в дела подвижника и держать его в слепоте. (Авва Исаия).

Стр. 175 (187).

Когда при посредстве удовлетворительного телесного подвига подчинит чувства власти духа и освободится от страстей, тогда истинное видение открывается во всей славе уму. (Авва Исаия).

Стр. 175 (188).

Телесные труды охраняют человека от врагов его, грехов и демонов: истинное видение совокупляет его с Богом. (Авва Исаия).

Стр. 175 (189).

Что выше: телесный ли подвиг иди душевное делание?

Спросили авву Агафона: что больше: телесный ли подвиг или душевное делание? Старец отвечал: подвижника можно уподобить древу: телесный подвиг – листьям его, а душевное делание – плоду. Писание говорит: всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо. Из этого явствует, что цель всего монашеского жительства – стяжание плода, т. е. умной молитвы. Впрочем, как нужны для древа покров и украшение листьями, так нужен для монаха и телесный подвиг.

Стр. 60 (20).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle