митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

УНЫНИЕ

Какой грех вооружается против человека, когда он начинает удаляться от исполнения пожеланий своих и перестает согрешать, и каким средством пресекается этот грех?

Когда человек начнет удаляться от исполнения пожеланий своих, перестанет согрешать и прибегнет к Богу, тогда, во-первых, вооружается против него уныние. Оно усиливается возвратить его к прежним грехам и прогоняет прилежным памятованием Бога. Памятование Бога рождается от воздержания. К сохранению воздержания способствует телесный труд. Этими средствами побеждает духовный Израиль. Тогда он воздает благодарение Богу: «я немощен, говорит он, Ты – Господь мой, помощник мой от рода в род». (Авва Исаия).

Стр. 176 (192).

Почему необходимо не допускать уныния?

Не дадим места унынию в сердцах наших, чтоб оно не отняло у нас возможности наследовать землю Обетованную. (Авва Исаия).

Стр. 235 (579).

Почему не должно предаваться унынию и лености в каком-либо виде подвига?

Не предайся унынию и лености в каком-либо виде подвига, чтоб не вступило в тебя действие врага. (Авва Исаия).

Стр. 187(280).

Какой вред приносит душе человеческое уныние?

Предаваясь унынию, мы непрестанно делаемся предателями самих себя. Мужественное сердце вспомоществует душе по Богу; в противоположность этому уныние вспомоществует злобе. (Авва Исаия).

Стр. 201 (381).

Какие пагубные последствия для подвижника приносит уныние, малодушие и расположение к избыткам жизни?

Терпение, долготерпение и любовь воссылает благодарение Богу за трудности и лишения, а уныние, малодушие и расположение к избыткам в жизни ищут такого места, в котором можно бы было получить известность. Когда подвижник достигнет этого, тогда чувства его расслабевают, страсти по необходимости насилуют и пленяют его: он утрачивает воздержание, таинственно скреплявшее его. Благотворное действие воздержания уничтожается гордостью и насыщением, этим неминутным следствием избытка в жизненных потребностях. (Авва Исаия).

Стр. 195 (342).

По какой причине посещает уныние человека, пребывающего наедине в келлии?

Брат спросил старца: авва! что мне делать? я прихожу в уныние от пребывания в келлии моей наедине. Старец отвечал: это оттого, что ты еще не узрел ни воскресения, которое надеемся получить, ни мучения в огне неугасаемом. Коли бы ты увидел их, то терпел бы, не расслабляясь и тогда, когда бы келлия твоя была полна червей, и ты стоял бы в них по шею.

Стр. 387(66).

С какой целью бесы наводят уныние на душу человека?

Бесы наводят уныние на душу в предположении, не истощится ли ее терпение в продолжительном ожидании милости Божией, не покинет ли она самого жительства по Богу, признав его невыносимо трудным. Но, полагаю, если будут в нас любовь, терпение и воздержание, то демоны не успеют ни в каком намерении своем, в особенности же, когда ум стяжет познание, что леностию и унынием низвращаются все добродетели, когда ум победит страсть лености и уныния. (Авва Исаия).

Стр. 194 (335).

Как поступать человеку, чтобы избежать уныния и мрачных помыслов?

Рассказывают о святом авве Антонии, что он, жительствуя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он начал изливать печаль свою пред Богом. Господи – говорил он – хочу спастись, но помышления мои никакие допускают меня совершить это. Что мне делать со страстями моими? Как мне спастись? Встав с того места, на котором сидел, и немного отошедши, он сел на другом месте, – и вот – видит неизвестного ему человека, тщательно занятого трудом рук своих. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы. Потом опять он встал и молился, после молитвы опять принимался за рукоделие. Поступавший таким образом был Ангел, посланный Богом ободрить Антония и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний глас, исшедший от Ангела: Антоний! поступай так и спасешься. Услышав это, Антоний очень обрадовался: он начал поступать так и спасся. (Антоний Великий).

Стр. 37 (194).

Превосходное наставление и правило, особливо для жительствующих в безмолвии! Ум не может непрестанно пребывать всецело в молитве и других деланиях душевного подвига: как ограниченный, он утомляется, ему необходимо отдохновение. Отдохновение это доставляется умеренным рукоделием, при котором делание ума хотя и продолжается, но не так напряженно. Нужна осторожность, чтоб не увлечься пристрастием к рукоделию, не отдать ему слишком много времени, слишком много сил души и тела, в ущерб молитве, составляющей существенное делание безмолвника.

Побеждает ли уныние человек, имеющий смерть пред очами?

Сказал старец: человек, имеющий смерть пред очами, постоянно побеждает уныние.

Стр. 399 (146).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle