Отечник

Источник

Аудио

Антоний Великий Авва Арсений Авва Агафон Авва Аммон Авва Аммой Авва Анув Авва Авраам Авва Алоний Авва Аполлос Великий Авва Аполлос из Келлий Авва Афанасий Александр, патриарх Антиохийский Александр, игумен Антоний Новый Авва Виссарион Григорий Богослов Авва Геласий Авва Геронтий Авва Даниил Авва Диоскор Диоскор, пресвитер Фиваидский Авва Дула Епифаний, архиепископ Кипрский Авва Евагрий Евлогий, ученик патриарха блаженного Иоанна Милостивого Авва Евлогий Скитский Авва Евлогий, пресвитер Авва Евстафий Авва Евпрений Авва Евгений Авва Евсевий Авва Ефросин Авва Зенон Авва Захария Авва Исаия Авва Исидор, пресвитер Скитский Авва Исидор Пилусийский Авва Илия Авва Ираклий Авва Исаак, пресвитер из Келлий Авва Исаак Сирский Авва Иперхий Авва Исхирион Авва Ивиссарион Авва Иоанн Колов Авва Иоанн Раифский Авва Иоанн из горы Каламон Авва Иоанн, евнух Авва Иоанн из Келлий Авва Иоанн Персянин Авва Иосиф Панефосский Авва Иеракс Авва Кроний Авва Коприй Авва Кир Авва Ксой Авва Лонгин Авва Макарий Великий Авва Матой Авва Моисей Авва Мегефий Авва Нестерон Авва Ор Авва Пимен Великий Авва Памво Авва Павел Скитский Авва Павел Простый Авва Руф Авва Сисой Великий Авва Силуан Авва Серапион Авва Стратигий Амма Сарра Скитяне (монахи египетского скита) Авва Тифой Святитель Тихон Воронежский Авва Феодор Хермейский Авва Феодор Енатский Авва Феона Архиепископ Феофил Амма Феодора Изречения старцев, преимущественно египетских, особливо же старцев Скита, которых имена не дошли до нас Заключение к изречениям Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас Заключение

Вступление

Внимательное чтение этих изречений и повестей навевает на читателя – как из рая – из первых веков христианства благоухание святой простоты и истинного служения Богу, осененных обильно Божественною благодатию.

Оно может направлять деятельность монаха на истинный путь Богоугождения, доставляя на эту деятельность самые верные взгляды; оно может приносить утешение в разнообразных скорбях, восстающих в душе монаха, – устремляющихся на него извне; им может питаться и поддерживаться мирное и молитвенное настроение монаха, как елеем питается и поддерживается горение светильника.

Кто усвоит себе предложенное здесь учение Отцов, тот, находясь и среди общества человеческого, стяжет сердечное безмолвие. Кто же останется чуждым этого учения, тот и в уединеннейшей пустыне, и в неисходном затворе, будет возмущен молвою помыслов и живописью мечтаний, будет проводить жизнь мирскую.

Приводится сердце в безмолвие душевным деланием, соединенным с болезнованием или плачем сердца 1. Постараемся привести сердце в безмолвие: в этом – сущность монашеского подвига. От сердечного безмолвия рождается истинное смирение: истинное смирение соделывает человека обителиею Бога2. Наставят на такой подвиг изречения Отцов, примеры точного исполнения евангельских заповедей, составляющего отличительную черту их деятельности. Кратки и просты изречения; деятельность Отцов – деятельность младенцев о Господе; но и изречения и деятельность их имеют глубокий смысл и глубокое значение.

Они драгоценны, как плоды святого опыта, как точное, непорочное выражение воли Божией. К некоторым изречениям и повестям присовокуплены объяснения: потому что смирение Отцов, нравственные правила и учения их не всегда ясны для незнакомых с духовною монашескою жизнию3. Братия, читайте и перечитывайте предложенное здесь учение! Вскоре вы усмотрите в нем чудное свойство: оно преисполнено жизни и силы; оно – присно-юно: оно читается каждый раз, как бы читалось в первый раз, изливая в душу читателя обильные струи духовного разума и благодатных ощущений.

* * *

1

Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 963 и 964.

2

Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 973.

3

Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 973


Источник: Отечникъ : Рассказы о жизни святых подвижников / Сост. Святителем Игнатием (Брянчаниновым). - Изд. 5-е. - Москва : Даръ, 2009. - 767 с.

Комментарии для сайта Cackle