Письма преподобному Леониду (Наголкину)1
Письмо 1
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Ваше преподобие! Почтеннейший отец Леонид!
Письмо Ваше и с запискою по делу о нарезах земли для Оптиной пустыни получил, но по справке оказалось, что из Калужской казенной палаты еще не доставлено сюда дело. Обещают благополучного окончания, может быть, нужны будут и денежные издержки; согласится ли на оные отец строитель? Потрудитесь о сем меня уведомить.
Меня просят приискать настоятеля для Никандровой пустыни Псковской епархии. Место весьма уединенно; богато и пахотною землею, и лугами, и лесом строевым и дровяным. Одного рогатого скота более трехсот штук. Постройки не только в монастыре, но частию и на хуторах, каменные. Келий множество, но они пустуют, ибо нет братии. Нету братии, ибо нет настоятеля с надлежащими монашескими сведениями и с сердцем братолюбивым. Кажется мне, если бы иеромонах отец Макарий Иванов согласился принять на себя иго начальничества Никандровой пустыни, то сия обитель совершенно бы изменилась и пришла в столь цветущее состояние, в каковом и при Геннадии не могла быть. Ибо предполагаемый новый настоятель, кажется мне, будет посмиреннее и помягче, а потому и поосновательнее и попрочнее. Вероятно, он и в настоятельском быту будет к Вам столь же расположен, как и ныне, и пожелает руководствоваться Вашими советами, кои, по мнению моему, весьма душеполезны для всякого вступающего вновь в воинство иночества и помогут оставить на всю жизнь благодетельное впечатление. Почему прошу Вас потрудитесь о сем предложить отцу иеромонаху Макарию – г-ну Иванову. К нему не пишу, полагая, что у вас с ним едино сердце.
Конечно, дела Ваши Вам виднее. Но Вы не прогневайтесь, что скажу и я свое мнение, ибо чем более о каком деле представится различных мнений, тем оное может быть яснее обсуждено. Никандрова пустыня представляет Вам благоприятнейшее пристанище. Если же не Вам, то, по крайней мере, Вашим ученикам. В ней нет ни братии, ни устава, и потому можете ввести устав – какой хотите, братию набрать – какую хотите: ибо доходу ярманок до 20 тысяч – содержать есть чем Никандрова, имея земли на 10 верст во все стороны, подобна Валааму и другим пустыннейшим местам. Архиереи в Псковской епархии, как в одной из самых старших, избираются лучшие и благонамереннейшие, каков и ныне есть. Близость к Петербургу опять представляет свои выгоды.
Словом, чтобы избежать многословия, отец Макарий, приняв игуменский жезл Никандровой пустыни, успокоит и себя и других простым спокойствием, а не кое-каким, неосновательным, готовым нарушиться на всякое время и на всяк час.
Прошу Вас о последующем меня уведомить. Для того, чтоб сие письмо сохранилось в полном секрете, посылаю чрез Брюзгиных и влагаю особенную записочку по оптинскому делу, дабы можно было ее показать о. строителю.
Желая Вам доброго здоровья и всех благ, прося Ваших святых молитв, имею честь быть Ваш покорнейший послушник архимандрит Игнатий.
24 июля 1837 года. Сергиева пустыня.
Отцам святым: двум Макариям, отцу Иоанникию, Авраамию, Иосифу и прочим свидетельствую усерднейший поклон.
Письмо 2
Ваше преподобие! Почтеннейший отец Леонид!
Письмо Ваше и с запискою по делу о нарезке земли для Оптиной пустыни получил; просил одного из своих знакомых, который согласился похлопотать, но по двукратной справке оказалось, что из Калужской казенной палаты дело сюда еще не доставлено. Нужно знать, согласится ли отец строитель на денежные издержки, если оные здесь понадобятся? Сие последнее прошу от меня отклонить, а лучше возложить на Лесниковых, если они согласятся, и на письмоводителя моего Павла Петровича Яковлева; в нем Лесниковы вполне уверены.
Еще в июле месяце я написал к Вам ответ, но в оном помещена была такая статья, которая меня останавливала отсылать; должно было вглядеться в обстоятельства, оказалось, что еще не пришло время говорить о сем предмете, о котором, аще Господь восхощет, не премину сообщить Вам.
Между тем осмеливаюсь обеспокоить Вас покорнейшею просьбою. Помнится мне, что в библиотеке скита есть письменная книга святого Иоанна Лествичника перевода старца Паисия. Весьма бы благодарен я был, если б кто взялся списать для меня оную верно: я бы заплатил какие угодно деньги. Я обращался с подобною просьбою к Симоновскому отцу Пахомию; они мне прислали на прекрасной бумаге, но столь неверную и совсем не старцева перевода, а какое-то смешение из разных переводов. Чтоб не огорчить их, книгу я принял и благодарил, а имея ее, все равно, что не имею. И потому прошу Вас, если это не затруднительно, то поручить кому-либо переписать за какую угодно цену.
Прося Ваших святых молитв и благословения, с истинным почтением, с прежнею обычною преданностию имею честь быть Ваш покорнейший послушник арх. Игнатий.
15 сентября 1837 года.
Письмо 3
Ваше преподобие! Почтеннейший отец Леонид!
Письмо Ваше от 4 октября имел честь получить; оного же дня получил и от отца игумена Моисея с объяснением его распоряжений относительно дела о земле. Прошу Вас принять на себя труд сказать ему о сем, равно и о том, что по силе хлопотать и о последующем уведомлять будем, аще Господь дни наши продолжит.
Приношу Вам искреннейшую благодарность за внимание Ваше ко просьбе моей о книге святого Иоанна Лествичника перевода старца Паисия. В сем внимании Вашем с приятностию вижу продолжение попечений Ваших о пользе души моей. Если Вы делаете мне доверие и располагаетесь прислать мне имеющуюся у Вас книгу для переписки, то с признательностию сие приемлю, тем более что в обители нашей один из братии постоянно занимается сим рукоделием; по окончании переписки обязываюсь возвратить в должной целости. Надеюсь, что сия удовлетворит желанию моему; присланная же из Симонова совершенно фальшивая.
В настоящее время не вижу еще возможности издать оную для общего употребления монашествующих. Что Господь устроит впредь! О трудах о. архимандрита Макария относительно сей книги слышал я, и новые труды его – перевод некоторых слов из стишной книги св. Симеона – недавно видел.
Поручая себя Вашим святым молитвам, с истинным почтением и обычною преданностию. имею честь быть Ваш недостойный послушник архимандрит Игнатий.
14 октября 1837 года. Сергеева пустыня.
Приписка: Ваше преподобие, честнейший отец Макарий! Покорнейше благодарю Вас за память о мне, грешном, и за все прежние ко мне милости. Прошу продолжения Вашей отеческой любви и святых молитв.
Потрудитесь засвидетельствовать мое усерднейшее поклонение всей единомудренной братии. Ваш покорнейший послушник архимандрит Игнатий.
Письмо 4
Ваше преподобие! Честнейший отец Леонид!
Усердно желаю Вам здравствовать о Господе. При сем извещаю Вас, что валаамцы налили сами себе нерастворенную чашу. Сами на себя донесли Государю, якобы у них распространилась ересь, злоумышление на жизнь Государя, что игумен Вениамин есть святотатец. Некоторые члены Синода мне говорили, что подобных дел в Синоде в продолжение двадцати лет не слыхивали. Очень неприятно сие событие для всего духовенства, паче же монашеского чина. Нынешнею зимою посмотрел тамошних старцев – все имеют поддержку светских людей за свое пустосвятство; да и теперь не предвидится ничего полезного, ибо вмешиваются люди светские, не имеющие ни малейшего понятия о монашестве.
Получил на днях письмо Вашего брата о жизнеописании Задонского затворника и просил чиновника, за обер-прокурорским столом сидящего, г-на Муравьева, дабы он походатайствовал об издании сей книги; он обещал ходатайствовать. Алексей Поликарпович Бочков хотя бы строчкою нас уведомил о благополучном прибытии своем не потому, что мы оного достойны, но потому, что о благополучии его поездки заботились и беспокоились. Позвольте ему за это попенять.
Имею к Вам покорнейшую просьбу – известите меня, в Молдавии и Валахии перекрещивают ли лютеран и прочих протестантов и почему. Здесь об этих предметах ныне очень много рассуждают; в особенности обер-прокурор очень ревнует по православию: издает ныне правила Вселенских и Поместных соборов, ибо наша Кормчая содержит наиболее не самые правила, а толкования под именем правил и на сии краткие толкования – другие, пространнейшие. Дай, Господи, чтоб мы, получив настоящие правила в печати, сколько-нибудь приподняли и расслабленные руки к деланию.
Прося Ваших святых молитв и благословения, имею честь быть навсегда Ваш покорнейший послушник архимандрит Игнатий.
Декабрь 1839 года.
Отцам святым – о. Макарию (Иванову), отцу Иоанникию, о. Макарию (Грузинову), о. иеродиакону Иосифу и прочим усердно кланяюсь с прошением молитв святых.
Приписка о. Михаила (Чихачева):
При сем случае молю, почтеннейший Батюшко! И от меня примите низкий поклон, сердечную незабвенность, и в Своих святых молитвах прошу также не забывать. Отцам святым и братиям, вашим чадам по Духу, также мое усердное почтение, хотя и всем вместе, однако особенно отцу Иоанникию, как более прочих мне известному. Простите. Имею честь пребыть навсегда готовый ко услугам многогрешный послушник, недостойный рясофорный монах
Михаил Чихачев.
* * *
РГБ, Отдел рукописей (ОР), ф. 213, к. 75.