святитель Игнатий (Брянчанинов)

СКОРБИ 2

(см. также: Грех, Искушение, Крест). Он тем, кого любит, посылает скорби, а вслед за скорбями – утешения. То, что скорби сменяются утешениями, а утешения скорбями, рождает веру к Богу и мертвость к миру. Вера, взяв человека за руку, поставляет его перед Богом. – Такой человек возносится превыше мира: под ногами его – мрачный хаос сомнений, неверия, заблуждений, умствований напыщенных и вместе суетных. Так под ногами того, кто взошел на вершину высокой горы, облака, утесы, пропасти, шумящие и скачущие по скалам водопады.

Святая Истина, Слово Божие говорит: «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Скорби – особенно удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества. Участок наш, христиан времени последнего, участок скорбей по-видимому мелочных, ничтожных. Весы у Бога! Перед Ним, на Его весах всякая скорбь ничтожна, всякая скорбь маловажна, как бы велика она ни была, потому что осенение Его силы и благодати может обратить величайшую скорбь в величайшее наслаждение. Так и маленькая скорбь имеет перед Ним всю ценность, никак не менее великой скорби. Все зависит от Его благодати, а Он милостиво от человека приемлет всякую скорбь, принимаемую с благодарением, с покорностью, со славословием.

Бог, кого хочет приблизить к Себе, попускает тому скорбь. Волна, которой Вы закинуты в страну креста, послана на Вас Богом, любящим и избирающим Вас, послана, как буря и кит были посланы на пророка Иону.

Постигла Вас скорбь крепкая, необыкновенная, но соответствующая крепости души Вашей! Вам предлежит облечься во всеоружие живой веры, вдыхающей в сердце твердость, мужество, смирение, покорность определениям Божиим.

«Многими скорбями подобает Вам внити в Царствие Божие» (см.: Деян. 14, 22). Кого возлюбит Господь, тому посылает скорби, и они умерщвляют сердце избранника Божия к миру, приучают его витать близ Бога. Во всех скорбях, в числе прочих и в болезни, следующие врачевства приносят душевную пользу и отраду: преданность воле Божией, благодарение Богу, укорение себя и признание достойным наказания Божия, воспоминание, что все святые совершили путь земной жизни в непрестанных и лютых страданиях, что скорби – чаша Христова. Не причастившийся этой чаши не способен наследовать вечное блаженство.

В ответ на письмо Ваше скажу Вам Слово Божие, которое должно Вас укрепить и утешить в постигших Вас скорбях. «Аз, ихже аще люблю, – говорит Господь, – обличаю и наказую» (Откр. 3,19). Все приблизившиеся и усвоившиеся Господу достигли этого многими скорбями, по свидетельству Священного Писания. Апостол Павел проповедовал в числе догматов, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (см.: Деян. 14, 22). Напротив того, те, которые чужды скорбей, признаются забытыми Богом. Итак, не унывайте в скорбях Ваших, но благодарите за них Бога, как за великое благодеяние, и полагайтесь на Его Святую Волю и на Его Святой Промысл. Да почитывайте Евангелие, чтобы Вам научиться из него, что не несущий креста своего не может быть учеником Христовым! Что бы было с Вами, если бы Бог не обучал Вас скорбями? Вы бы пожертвовали и всем временем Вашим, и всеми способностями Вашими суете и вступили бы в вечность недостойной никакой награды – напротив того, достойной полного наказания за пренебрежение Христом Спасителем мира, Сыном Божиим, принесшим Себя в жертву за Вас с тем, чтобы Вы принесли себя, для собственного Вашего блага, в духовную жертву Ему.

Да дарует Вам Бог перенести страдания с сохранением сил душевных и телесных и получить облегчение. По тернистому пути ведет Вас рука Промысла! Но такова судьба возлюбленных Богом: едва нарекается Павел избранным сосудом, как уже вместе с сим и предназначается ему множество страданий. Крест – это знамя стада Христова, это знамение овцы Христовой. Да ниспошлет Господь в минуты тяжкой скорби Вашей благую мысль благодарения Богу, славословия и благословения десницы Его. От благодарения и славословия рождается живая вера; от живой веры – тихое, но могущественное терпение о Христе. А где ощутится Христос, там и утешение! Это утешение не от мира сего, который иначе не может утешать в скорби, как отъятием скорби. Христос действует иначе: Он не снимает тернового венка с возлюбленного Своего, потому что так венчаются в цари Небесного Царства, но посылает в душу благодатную сладость, залог предвкушения вечного блаженства, и перед лицом сей сладости исчезают временные скорби – по крайней мере много притупляется острие их.

...Господь, посещая Вас скорбями, вместе дарует и пособие к перенесению их, как говорит преподобный Исаак Сирский: «Отец наш щедрый, когда возблаговолит даровать истинным сынам Своим исшетвие из искушений их, то не отъемет от них искушений их, но подает им терпение в искушениях их, и они приемлют все блага к совершенству душ своих рукою терпения». Отверзаются перед умом двери таинственного созерцания христианского, он зрит распятого за грехи мира Христа, призывающего к Себе овец Своих и говорящего: «иже не возмет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (см.: Мф. 10, 38). Он зрит членов торжествующей Церкви и слышит о них от Сказателя небесных тайн: «Сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя, и убелиша ризы своя в Крови Агнчи: сего ради суть пред престолом Божиим и служат Ему день и нощь в Церкви Его, и седяй на престоле вселится в них: не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной: яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я и наставит их на животныя источники вод, и отимет Бог всяку слезу от очию их» (Откр. 7,14–17). Сей же Тайнозритель возвещает, что кто из членов воинствующей Церкви поступит в члены торжествующей, которым не дано еще полного блаженства, которым «речено бысть, да почиют еще время мало, дóндеже скончаются и клеврета их и братия их, имущий избини быти, якоже и тии» (см.: Откр. 6, 11). Итак, страдания суть земное достояние и избранных, и приготовляемых быть избранными. Страдания суть чаша Христова. «Чашу спасения прииму и имя Господне призову: яко по множеству болезней моих утешения Твоя возвеселиша сердце Мое. Вкусите и видите, яко благ Господь» (см.: Пс. 115, 4; 93, 19; 33, 9) и в то самое время, когда посылает нам скорби, которыми соделывает нас причастниками чаши Христовой отныне и до века.

Случается и здесь видеть скорбящих – и только ищущие утешения в вере обретают его. Недавно случилось видеть в скорби одного умного и ученого мужа, много занимавшегося философией, изобретенной падшим и омраченным от падения умом человеческим. Каким же оказался философ перед лицом скорби? Слабым, изнемогающим, не видящим Промысла Божия, не ведающим Креста Христова, ищущим на земле правды человеческой и не могущим найти Правды Христовой в смирении и терпении. Поучительное зрелище, на которое нам дозволено смотреть не с тем, чтобы осуждать ближнего, но чтобы видеть нашу мертвость, когда бываем без Христа.

«В мире скорбни будете, – предвозвестил Спаситель ученикам Своим, – но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16, 33). И вот! – Это предсказание Спасителя совершается над последователями Его в течение тысячи восьмисот пятидесяти двух с половиной лет. Но скорби, постигавшие малое Христово стадо, на этом пространстве времени очень различны. Сперва было явное гонение на христиан: все двенадцать главных апостолов Христовых, за исключением Иоанна Богослова, окончили земное странствование насильственной смертью. Впоследствии времени это явное гонение преобразилось в более тонкое, неприметное для каждого, но вполне ясное для умов очищенных: гонители начали требовать от христиан не отречения от Христа, а принятия ереси, столько же душепагубной, как и отречение, т.е. требовать не прямо нечестия, но злочестия. Далее гонение сделалось еще тоньше: оставлено на произвол верование во Христа, а отвергнуто жительство по заповедям Христовым: принято жительство, противоположное им, отчего вера никак не может перейти из вводной в деятельную, тем менее в живую, т.е. духовную. [...] По тягости скорбей, попущенных на настоящее поколение, Господь с особенной благостью прощает согрешения его.

Очень справедливо и богоугодно рассуждаешь, говоря, что болезненность и сопряженные с ней тесноты посланы тебе Богом для охранения от грехов и греховных соблазнов, которыми ныне преисполнен мир. Но и ныне избранные спасаются. Печать избрания суть скорби. Господь и кого приемлет в ближайшее усвоение Себе, тому посылает скорби, и кого (приемлет) хочет увенчать, того подвергает многим и различным скорбям, чтобы душа, потрясаемая скорбями, прозрела и увидела Бога в Его Промысле. В скорбях очень полезно предаваться воле Божией и благодарить Бога за посланную скорбь. Скорбящим полезно читать житие великомученика Евстафия Плакиды (Четьи Минеи, 20 сентября).

«Многими скорбьми – не малыми, заметьте, но многими и разнообразными – подобает нам внити в Царствие Божие» (см.: Деян. 14, 22). Так определило Слово Божие. Это же всесвятое Слово повелело нам не бояться скорбей, потому что они попускаются нам Промыслом Божиим, а Промысл Божий, попуская нам их по существенной необходимости и пользе их для нас, неусыпно бдит над нами и хранит нас. Так врач для исцеления больного дает ему горькие, отвратительные и мучительные лекарства и в то же время тщательно ухаживает за ним. Веруйте этому и переносите постигшую Вас болезнь благодушно, благодаря за нее Бога.

Подвижникам, занимающимся умственным подвигом, попускаются преимущественно перед телесными подвигами болезни и другие скорби: от действия их подвижник по необходимости должен возлагать надежду на Бога. От усиления надежды на Бога слабее самонадеянность; с уменьшением самонадеянности уменьшается самомнение. С ослаблением этих недугов начинает зарождаться в душе истинное смирение, на котором основаны правильность и прочность всякого подвига.

Неизреченное милосердие Божие да дарует и мне, и тебе нести попускаемые нам скорби с преданностью воле Божией, с благодарением Богу, с исповеданием своей греховности, от которых является в душе терпение.

Бывают скорби и частные, и общественные. Постигают людей те и другие не без попущения Божия. Гордый разум человеческий признает себя правителем мира, потому что не видит Бога, правящего миром, и потому при скорбях, превышающих постижение человеческое, впадает в уныние и безнадежие. Но кто признает Бога правителем мира, тот в затруднительных обстоятельствах обращается к Нему и сверх чаяния получает помощь.

Когда Вы вдали и не можете принести ко мне болезнующего Вашего сердца, то я прихожу к Вам и приношу слово утешения. Дни наши суть дни скорбей, а утешение наше – Крест Спасителя. Когда сыны Заведеевы просили у Господа престолов Славы, тогда Он обещал им чашу скорбей, без которой невозможно получить престолы вечной Славы, которая есть Дух Святой. Итак, молитесь Господу, чтобы даровал Вам терпение и в скорбях, чтобы Вы видели постоянно над собой Промысл Божий, чтобы от этого возрастала Ваша вера и верность к Богу; и тогда пусть Вас пронзают скорби, очищают от земного и приготовляют к небесному.

Кого Господь возлюбит и кого восхощет избрать для блаженной вечности, тому посылает непрестанные скорби, в особенности, когда душа избираемая заражена миролюбием. Действие, производимое скорбями, подобно действию, производимому ядом. Как тело, принявшее яд, умирает от естественной ему жизни, так и душа, вкушающая скорби, умирает для мира, для плотской жизни, родившейся из падения и составляющей истинную смерть. Посему кто отказывается от скорбей, тот отказывается от спасения, ибо Сам Господь сказал, что «неидущие за Ним с крестом своим не достойны Его», что «желающий спасти душу свою в веке сем погубит ее для вечности» (см.: Мф. 10,38–39). Слова Христовы непреложны и всячески сбудутся, почему и должно распинаться по слову Его, или, яснее, на кресте словес Его, хотя плоть и вопиет против распятия. Для благодушного и мужественного перенесения скорбей должно иметь веру, т.е. веровать, что всякая скорбь приходит к нам не без попущения Божия. Если волос головы нашей не падает без воли Отца Небесного, тем более без воли Его не может случиться с нами что-либо важнейшее, нежели падение с головы волоса. Далее – рождается в скорбях благодушие, когда мы предадимся воле Божией и просим, чтобы она всегда над нами совершалась. Также в скорбях утешает благодарение, когда благодарим за все случающееся с нами.

Напротив того, ропот, жалобы, расположение плотское, т.е. по стихиям мира, только умножают скорбь и соделывают ее нестерпимой. Святой Исаак сказал, что «тот больной, который при операции сопротивляется оператору, умножает только свое мучение», почему покоримся Богу не одним словом, но и мыслью, и сердцем, и делами.

Скорби Ваши – знамение избрания Божия. Да будет благословенна милость Божия, печатлеющая Вас печатью избрания. Каждый вздох страждущих о Господе слышится на Небе и вписывается в книгу Божию для сторичного воздаяния.


Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Скорби святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Скорби схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Душеполезные поучения – СКОРБИ преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

4. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Скорби святитель Димитрий Ростовский

5. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – СКОРБИ праведный Иоанн Кронштадтский

6. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – СКОРБИ святитель Феофан Затворник

7. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Скорби преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

8. Симфония к письмам преподобного оптинского старца Льва – Буква Н преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

9. Чудеса Божии – Кары Божии святитель Николай Сербский

10. Десятигласная духодвижимая труба старца Иосифа – ЗВУК ТРУБЫ ДЕВЯТЫЙ О любви преподобный Иосиф Исихаст

Комментарии для сайта Cackle