Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)
составлено под редакцией архимандрита Романа (Лукина)
По благословению Преосвященного Феофана, епископа Ставропольского и Владикавказского
Часть первая. Письма к монашествующим
А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Х • Ч
Часть вторая. Письма к мирянам
А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Х • Ц • Ч
Часть третья. Письма к родным и друзьям
А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Х • Ц • Ч
Содержание
Часть первая. Письма к монашествующим
А
Б
Безмолвие • Беснование • Благодарение • Ближний • Бог • Богоугождение • Болезнь • Брань
В
Вера • Вечность • Видения • Внимание • Воля Божия • Воспитание • Воспитанники семинарий • Враги • Время
Г
Д
Дарования • Делание • Диавол • Добродетель • Дружба • Духи • Духовенство • Духовность
Е
Европейское просвещение • Еретики
Ж
Жизнь земная • Жизнь монастырская • Жизнь на покое • Житейское море
З
И
Искупление • Искушение • Исповедь
К
Клирос • Клятва • Крест • Кровь
Л
Любовь к ближнему • Любовь к Богу • Любовь к врагам
М
Милосердие • Милость • Мир Христов • Мнение • Молитва • Молитва Иисусова • Молитвенное правило • Молодость • Молчание • Монастыри • Монашество
Н
Наказание • Намерение • Народ • Наставник • Настроение • Начальствование • Немощи • Ненависть • Непостоянство • Николо-бабаевский монастырь
О
О своей жизни • О своем здоровье • Общение • Ожесточение • Оптина пустынь • Осуждение непокорности • Отречение от мира • Отцы святые
П
Падение • Пение • Перевод святых отцов • Перемена обители • Переписывание отеческих писаний. • Писание священное • Писания отеческие • Письма • Плоть • Подвиг • Покаяние • Помыслы • Попечение • Попущения Божии • Послушание • Пост • Поэтические переживания • Прелесть • Призвание • Пристрастие • Промысл Божий • Пророчество
Р
Развлечение • Рассеянность • Расслабление • Рассуждение • Родители • Россия • Руководство • Русский перевод Священного Писания
С
Самопознание • Самоукорение • Сергиева пустынь • Сердце • Скорби • Слово • Слово Божие • Служение церкви • Смертная память • Смерть • Смирение • Совет • Сокрушение • Сон • Сословия • Сочинения • Сочинения святителя Игнатия • Спасение • Стихи • Страсти • Страхования • Суета • Сын Божий
Т
У
Увольнение • Угождение людям • Удаление на покой • Уединение • Ум человеческий • Умное делание • Утешение
Х
Ч
Часть вторая. Письма к мирянам
А
Б
Благодарение • Ближний • Бог • Богопознание • Болезнь • Брань
В
Вера • Вечность • Видения • Внимание • Воздаяние • Воля Божия • Воспитание • Время
Г
Д
Дела • Делание • Добродетель • Духи
Е
Евангелие • Единомыслие • Ересь
Ж
Жертва • Живопись церковная • Жизнь Духовная • Жизнь загробная • Жизнь земная • Житейское море
З
Зависть • Заповеди • Земля • Знания • Зрение своих грехов • Зрение себя
И
Искупление • Искушение • Истина
К
Кончина мира • Красота • Крест • Кровь
Л
Ложь • Любовь • Любовь к ближним • Любовь к Богу
М
Матерь Божия • Милосердие • Милосердие Божие • Милостыня • Мир • Мир Христов • Молитва • Молитва Иисусова • Молитвенное правило • Молчание Христово • Монастыри • Монашество • Мудрость
Н
Надежда • Наказание • Наряд • Наставник • Небесное веселие • Немощи. В • Николо-бабаевский монастырь
О
О своей жизни • О своем здоровье • Обновление • Общество • Одиночество • Отчаяние
П
Падение • Памятование Бога • Печаль • Писание священное • Писания отеческие • Плач • Подвиг • Покаяние • Помощь Божия • Помыслы • Портрет • Послушание • Прелесть • Премудрость • Призвание • Пристрастие • Причащение Святых Тайн • Промысл Божий • Простосердечие
С
Самооправдание • Самоотвержение • Самопознание • Сатана • Святая Троица • Сергиева пустынь • Сердце • Скорби • Скука • Слово • Слово Божие • Смерть • Смирение • Совершенство христианское • Совесть • Совет • Созерцание • Сочинения святителя Игнатия • Спасение • Стихи • Странничество • Страсти • Страх Божий • Страхования • Страшный суд • Суеверие • Счастье
Т
У
Уединение • Ум человеческий • Утешение • Учение святых Отцов • Учение Христово
Х
Христианин • Христианство • Христос
Ц
Ч
Часть третья. Письма к родным и друзьям
Б
Безмолвие • Благодарение • Благонамерение • Благополучие • Благоразумие • Благочестие • Ближний • Бог • Богопознание • Болезнь
В
Вдовство • Вера • Вечность • Видения • Внимание • Воля Божия • Воспитание • Время • Время последнее
Г
Д
Дела • Диавол • Добродетель • Дружба • Духи • Духовник
Е
Ж
Жизнь Духовная • Жизнь загробная • Жизнь земная • Жизнь монастырская
З
Завещание епископа Игнатия • Заповеди
И
Л
М
Малодушие • Милосердие • Милостыня • Милость • Молитва • Молитва Иисусова • Молитвенное правило • Монастыри • Монашество
Н
Надежда • Народ • Николо-бабаевский монастырь
О
О своей жизни • О своем здоровье • Одиночество • Оптина пустынь • Оставление мира • Отсечение своей воли
П
Пасхальное пожелание • Переменчивость • Писания отеческие • Плоть • Подвиг • Пожертвование • Познание • Покаяние • Помыслы • Пост • Причащение святых тайн • Произволение • Промысл Божий • Простосердечие • Путь
Р
С
Самообольщение • Самопознание • Самоукорение • Сергиева пустынь • Сердце • Скорби • Слово • Служение Богу • Смертная память • Смерть • Смирение • Соблазн • Сон • Сочинения святителя Игнатия • Спасение • Сребролюбие • Старость • Страсти • Страхования • Супружество • Схима • Счастье
Т
У
Увольнение • Удаление на покой • Уединение • Ум человеческий • Уныние • Утешение
Х
Ц
Ч
Аннотация
Настоящая Симфония составлена на основе личной переписки святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского. Материалом для книги послужил седьмой том творений святителя Игнатия в редакции игумена Марка (Лозинского). В этих письмах Игнатий Брянчанинов повествует о своей жизни, о личном опыте духовного становления, а также дает наставления в помощь своим родственникам, друзьям и знакомым.
Книга содержит три части: письма к монашествующим, мирянам, родным и друзьям. В каждой части в алфавитном порядке размещены тематические выдержки из писем святителя. В конце каждого отдельно взятого текста указан номер письма, из которого данный текст процитирован. Текст писем святителя Игнатия адаптирован к современному русскому языку. Все библейские цитаты заключены в кавычки, после них дается ссылка на Священное Писание. В случаях, когда текст Библии приведен не дословно, в ссылке помещено указание «см.».
Настоящее издание, надеемся, будет полезно как для духовного развития любого человека, так и для использования в научных работах.
К ЧИТАТЕЛЮ
Божественным Промыслом нам с вами определено жить в эпоху великих перемен. Грань тысячелетий ознаменовалась целой чередой изменений: социализм уступил место капитализму, индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное, холодная война сверхдержав сменилась тотальным противостоянием терроризму, произойти распад великой державы на востоке Евразии с возникновением слабых уже по одному лишь факту новорожденности государств и объединение Западной Европы.
Древнегреческий математик Архимед как-то воскликнул: «Дайте мне точку опоры – и я сдвину Землю!». Однако приходится констатировать, что человеческим сообществам и каждому отдельному индивидууму в эпоху нестабильности нужна точка опоры, дабы, выражаясь словами святого царя-псалмопевца Давида, «не подвиглись стопы» его.
На протяжении двухтысячелетней истории существования Христова Церковь проявила себя как самый стабильный общественный организм, переживший эпохи, общественно-экономические формации, государства и народы. Залог такой стабильности – в надмирном происхождении церковной организации и Божественном руководстве ею.
Однако человеческий ум, не просвещенный Божественной благодатью, рассматривает такую стабильность Церкви как следствие склонности приспосабливаться к окружающим условиям.
В каждую историческую эпоху Церковь выдвигала богопросвещенных мужей, истолковывавших вечные Божественные Истины христианства в понятиях, доступных современникам. Подчеркнем, не изменявших их в угоду современности, а лишь доступно толковавших неизменное. Такие люди именуются святыми Отцами Церкви. Мы, жители Ставрополья, имеем счастье констатировать, что последний по времени Отец Вселенской Церкви занимал Ставропольскую кафедру полтора века назад, в 1857–1861 годах. Это святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский.
Непростая это была эпоха. Вот как охарактеризовал ее сам святитель: «Нашему времени дан другой подвиг, сопряженный со многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие – не днем, не при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам дано в руководство Священное и Святое Писание: это прямо говорят святые Отцы последних времен... Не думайте, что подвиг наш лишен был скорбей и венцов: нет! Он сопряжен с мученичеством. Это мученичество подобно томлению Лота в Содоме: душа праведника томилась при виде непрестанного и необузданного любодеяния. И мы томимся, отовсюду окруженные умами, нарушившими верность Истине, вступившими в блудную связь с ложью, заразившимися ненавистью против Писаний, вдохновенных Богом, вооружившихся на них хулой, клеветой и насмешкой адской. Наш подвиг имеет цену перед Богом: на весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и само время».
Прошедшее со времени земной жизни святителя столетие не привнесло ничего принципиально нового в духовное состояние общества. Это время усугубления той тотальной болезни духа, которую дало миру, и России в частности, западное псевдопросвещение. В XIX веке эта болезнь только-только выходила на поверхность из скрытой стадии, ныне же мы являемся свидетелями ее бурного развития. Та же болезнь, то же лечение, только более трудное, те же духовные лекарства. К этому присовокупляется и задача сохранить от духовной заразы неповрежденные души. И мы имеем такую энциклопедию духовного врачевания – труды святителя Игнатия. Их нужно активно изучать, ими нужно активно пользоваться пастырям духовным: и тем, кто взыскует духовного сана, и тем, кто взыскует Царствия Небесного.
Нам могут возразить, что изучение аскетического наследия святых Отцов – преимущественно удел лиц монашествующих. На это возражение лучше всего ответил сам владыка Игнатий. Он писал: «Книжник, научившийся Царствию Небесному, может износить из себя и ветхое, и новое, покорив ветхое новому и приспособив к нему (то есть к новому); а не научившийся, очевидно, может износить одно только ветхое, которое есть смерть и вражда на Бога, которое производит и на ближних свойственное себе (то есть гибельное) впечатление... Гибнем от себя, возлюбив собственные свои учения и отвергнув или мало ценя учение, ниспосланное нам Богом». Не только о спасении монашествующих заботился Ставропольский святитель. Его обширная переписка с лицами самых разных сословий и званий, разного духовного возраста и сана, в которой всесторонне рассматриваются проблематика духовной жизни и путь спасения, даются бесценные советы и наставления, свидетельствует о том, что святитель, по слову Апостола, «для всех... сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22). В этом также можно убедиться, открыв оглавление его произведений. Мы обнаружим заглавия: «Чин внимания себе для живущего посреди мира», «Житейское море» и другие подобные им, свидетельствующие об универсальном значении этих творений.
Универсальный характер аскетического наследия Кавказского архипастыря естественно проистекает из того факта, что путь спасения и для монашествующих и немонашествующих, и для духовенства и мирян принципиально один и тот же. И в том и другом случае это путь исполнения евангельских заповедей, это путь узкий, путь скорбный. Подчеркивая сложность пути, святитель Игнатий отмечал, что перенесение скорбей – это знак избранничества. «Ничего не может случиться такого, – писал он, – чего не попустит Бог... Муж не искушен не искусен, говорит Писание, а искушенный примет венец жизни и стяжает дар помогать искушаемым».
Святитель Игнатий ни о каком духовном делании не говорил, а тем более не писал, не проверив своим собственным опытом того или иного учения или делания и его последствий. Именно по этой причине произведения его написаны им на склоне земной жизни, в сане архимандрита и епископа. Находясь уже на покое, в Николо-Бабаевской обители, он все свое свободное время отдал пересмотру и пополнению аскетических сочинений. Переработанные, исправленные и дополненные статьи, написанные святителем в разное время, в том числе в 1857–1861 годах, во время его пребывания на епископской кафедре в г. Ставрополе, составили первые два тома его сочинений под названием «Аскетические опыты», изданные в 1864 году. Особенно замечательными среди изданных сочинений являются «Слово о смерти» и составленное несколько позже «Прибавление» к нему, вошедшие в третий том. Следующие два тома – «Аскетическая проповедь» и «Приношение монашеству», состоящие в советах наружного поведения и духовного делания, – были напечатаны в 1867 году, перед самой кончиной Владыки. Шестой том, озаглавленный «Отечник», содержащий изречения святых Отцов и повести из их жизни, издан уже после кончины составителя. В седьмой том вошли письма к разным лицам, содержащие духовные советы и наставления. В предисловии первого тома автор объясняет причины, побудившие его к изданию своих сочинений: он признает себя обязанным дать христианскому обществу отчет в «соглядании им земли обетованной, точащей духовные блага». В творениях святителя Игнатия изображается христианский подвиг в его порядке постепенности; читатель научается полагать прочное основание на делании евангельских заповедей, на покаянии и покаянном плаче, научается избегать увлечений и заблуждений, несвоевременного стремления к высоким духовным состояниям.
Произведения владыки Игнатия носят в значительной мере компилятивный характер, то есть состоят из большого количества тщательно подобранных выдержек из разных творений святых Отцов. «Отечник», например, является по форме чистой компиляцией. Это можно объяснить тем, что святитель, по скромности своей, более доверял своим богодухновенным предшественникам, нежели себе, избирал из их наследия то, что будет наиболее приемлемо и для его времени, и для его современников. Державшийся этого правила, он создал произведения, имеющие необыкновенную чистоту слога и ясность смысла, в основу которых положен все тот же аскетический, покаянный настрой его богопросвещенной души.
Наша духовная школа, думается, может стать примером в изучении и применении в пастырской деятельности и в повседневной жизни этой ценнейшей составной части, этой жемчужины святоотеческого наследия – творений святителя Игнатия Брянчанинова. Сам великий Святитель может стать нам в этом деле помощником, ведь он слышит наши молитвы, молитвы православных пастырей и мирян, учащих и учащихся, живущих на Кавказе в иноверном и инославном окружении...
Епископ Феофан Ставропольский и Владикавказский, ректор Ставропольской Духовной Семинарии. Май 2007 года.