святитель Игнатий (Брянчанинов)

Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ

(см. также: Время последнее). «Бог не без милости», – прекрасно говорит пословица благочестивых русских. Временем скрывается Промысл Божий, как будто его нет, чтобы мы поухоились, поумучились, поутомились, потом является в полном свете с обильными благодеяниями...

...[Митрополит Московский Филарет] искренно любит меня, и, судя по наружности, я много потерял, будучи лишен его покровительства, но, судя духовно, нельзя не признать тут действовавшего Промысла Божия, даровавшего мне совершить мое земное странствование по пути тернистому, а не по пути тленных преуспеяний, почти всегда очень вредных для души. Вот образ мыслей, успокаивающий сердце верой в Бога, действующего превыше самых мудрых соображений человеческих. Умен Филарет, умен, как день, но и он устранен Промыслом Божиим от дел земли, чтобы быть вернее сохраненным для дел Неба. Дела и преуспеяния земные вводят в гордость, для отвращения от которой сам апостол Павел нуждался в попущениях и скорбях.

Повсеместное охлаждение к религии, фанатический атеизм с разрушительными предположениями и намерениями, общая безнравственность не могут остаться без последствий. Часто самые необыкновенные события постигают внезапно и неожиданно для неожидающих. Но и вся жизнь человека исполнена различных скорбей. Миром управляет десница Божия, для нас непостижимо. Положение должно понимать, а перед судьбами Божиими благоговеть, признавая себя достойными наказания Божия. За такое сознание посылается от Бога милость. [...]

Бог управляет судьбой человека; с ним могут сделать враги его только то, что попустит Бог, а все, что попустит Бог, служит к пользе души и к вечному спасению.

Смотря на происходящее в мире, смотря на назначение тех или других лиц, на те или другие места, положимся, батюшка, на Бога и возблагоговеем перед самыми попущениями Его. Он промышляет обо всех. Например, взгляни на себя: хлопоты твои о духовных книгах сколько раскрыли тебе глаза! А это необходимо в основании жительства духовного. Слепой праведник тотчас в яму ввалится. Ты сам можешь уже понимать, как слепота и неправильность взглядов вредны. Все дело портят.

Все мы, хотим ли или не хотим, находимся в руке Божией. Почему, действуя по степени данных от Бога разума и совести, остальное должны возлагать на Бога, Промыслителя нашего.

Отец Иустин принял отказ о возведении в сан архимандрита с таким благодушием, как подобает монаху. Промысл Божий ведет его не по цветам, а по пути прискорбному, посреди поношения человеческого, чем отмечается человек, любимый Богом. Отказ этот душеполезен и для него, и для меня. Принимаем его, как от руки Божией.


Комментарии для сайта Cackle