святитель Игнатий (Брянчанинов)

ЦЕЛОМУДРИЕ (См. также ДОБРОДЕТЕЛИ)

«Целомудрие». См. 1, 173.

Это [чистота] – добродетель, противоположная блудной страсти; это – отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотского вожделения. I, 333.

Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг к другу. Чистота дев и вдовиц уневестившихся Христу состоит в верности к Христу. I, 334.

Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд: но одного этого недостаточно для боголюбезной чистоты, которою зрится Бог. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных. I, 339.

Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, – и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия. I, 377–378.

Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности. I, 378.

Подобно прочим евангельским добродетелям, безбрачная жизнь избирается произволением; борьбою с стремлениями падшего естества подвигами доказывается искренность произволения; испрашивается дар чистоты у Бога сознанием неспособности падшего естества к чистоте и теплейшею молитвою; ниспосылается дар осенением Божественной благодати, изменяющей, обновляющей естество. I, 476.

Нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота дар благодати Божией, привлекаемой правильным трудом человека к очищению себя. I, 531.

Если ж по небрежению и рассеянности впустишь в себя грех то благодать отступит от тебя, оставит тебя одиноким, обнаженным. Тогда скорбь сурово наступит на тебя, сотрет тебя печалью, унынием, отчаянием, как содержащего дар Божий без должного благоговения к дару. Поспеши искренним и решительным покаянием возвратить сердцу чистоту, а чистотою дар терпения: потому что он, как дар Духа Святого, почивает в одних чистых. I, 550.

Чтоб увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия. II, 79.

Чистота сердца зрит Бога; она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой. II, 409.

Милостивый, если он милостив истинно, то должен прежде помиловать самого себя, и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога. III, 165.

Православная Церковь признает девство естественным человечеству, признавая собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно назвать естественным падшему человечеству. IV, 412.

Неестественно девство падшему человечеству, а потому оно никак не может быть получено одними собственными усилиями: собственные усилия укрощают плоть, а истинное девство – дар Божий, вследствии постоянной, усерднейшей, часто весьма долговременной молитвы. IV, 412.

Девство, естественное естеству человеческому в первобытном состоянии естества, неестественно естеству падшему, возвращено, как дар, естеству, обновленному Спасителем. IV, 412.

Предшествует чистоте зрение и сознание своей нечистоты. IV, 487.

Надо сперва усмотреть грех, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести. IV, 490.

Повергни пред Господом немощь естества твоего, сознай бессилие твое во всех отношениях, и примешь дарование целомудрия неприметным образом. V, 341.



Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.; ISBN 5-7533-0165-7

Вам может быть интересно:

1. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – УДАЛЕНИЕ НА ПОКОЙ святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Уста преподобный Ефрем Сирин

3. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Волобуев Н. И. профессор Александр Павлович Лопухин

5. Послания – Послание 93(281). Ему же преподобный Феодор Студит

6. Отечник Проповедника – Услуга игумен Марк (Лозинский)

7. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

8. Толкование на паримии из новозаветных книг – В сей паримии (1Ин. 4:11–16) предлагается учение о любви Божией в связи с христианскою любовью к ближним. епископ Виссарион (Нечаев)

9. Письма – 230. Не поддавайся лености и чрезмерному сну. Неприязнь к кому-либо происходит от самолюбия. Читать лучше понятное и полезное для себя преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Книга пророка Иезекииля – Глава 45 профессор Павел Александрович Юнгеров

Комментарии для сайта Cackle