САМОУКОРЕНИЕ (См. также ДЕЛАНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СМИРЕНИЕ)
Начало спасения – самоукоре- ние (авва Евагрий). VI, 114.
Оставив легкое бремя, т. е. са- моукорение, мы возложили на себя тяжелое – самооправдание (Иоанн Колов). VI, 288.
Когда раб возложит укоризну на себя (обвинит себя) и скажет: я согрешил, – немедленно господин его милует его (авва Моисей). VI, 314.
Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: это случилось со мною за грехи мои (авва Ор). VI, 316.
Мы впадаем во многие искушения по той причине, что не сохраняем нашего чина. Не видим ли, что жена хананейская приняла данное ей имя и что Спаситель утешил ее. Также не видим ли, что Авигея сказала Давиду: во мне неправда моя, и что Давид, услышав эти слова, возлюбил ее. Авигея – образ души, а Давид – Бога: если душа укорит (осудит, обвинит) себя пред Богом, то Бог возлюбит ее (Пимен Великий). VI, 335.
Если уничижишь себя, то найдешь покой: потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях (Пимен Великий). VI, 335.
Брат спросил старца: отчего мое сердце жестоко, и я не боюся Господа? Старец отвечал: думаю, если человек будет содержать в сердце самоукорение, – стяжет страх Божий. Брат спросил: что значит самоукорение? Старец сказал: самоукорение состоит в том, чтобы человек всегда укорял душу свою, говоря ей: помни, что тебе подобает предстать Богу. Говори и это: что мне и человекам? Уповаю: если кто пребудет в самоукоре- нии, тот стяжет страх Божий (Изречения безымянных старцев). VI, 372.
Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: поистине он лучше меня. Таким образом мало-помалу приучишься считать себя грешнейшим всех человеков. Тогда Святой Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Если же укоришь человека: то отойдет от тебя благодать Божия и дастся тебе дух во осквернение плоти, ожесточится сердце твое, удалится умиление, и ни одному из духовных благ не будет места в тебе (Изречения безымянных старцев). VI, 374.
Враг влагает иноку излишнюю скорбь и молву при недостатке в нужных потребностях. Тебе известно, какую имеешь естественную силу: почему не ищи для себя, по причине лености и сластолюбия, всякого рода брашен; будучи здоров, не доставляй себе всего, чего ни пожелаешь. Вкушая посылаемое тебе Богом, воздавай Ему хвалу на всякий час, говоря: пищу употребляю не монашескую и имею всякий покой; дел же монашеских не совершаю. Вменяй себя как не инока, укоряй себя, что носишь чуждый себе образ, и имей непрестанно в сердце твоем печаль и смирение (Изречения безымянных старцев). VI, 380–381.
Старец на вопрос, почему так беспокоят нас бесы, отвечал: потому что мы отвергли оружие наше, самоукорение, смирение, нищету и терпение (Изречения безымянных старцев). VI, 397.