Источник

ДУХИ ПАДШИЕ (См. также ДУХИ)

Истине соприсутствует Дух Святой: Он – Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который – ложь и отец лжи. I, 115.

Когда приступаешь к исполнению велений Евангелия: тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки: твое собственное плотское состояние... и падшие духи. I, 125.

Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетою, недостатком внимания и помощи человеческих. I, 158.

Искушая нас извне, демоны злодействуют и внутри нас. Когда удалимся в уединение, начнем заниматься молитвою: они возбуждают в нас разнообразные греховные пожелания... делают они это с тою целью, чтобы мы, приведенные в недоумение и уныние, как не видящие никакой пользы от молитвенного подвига и уединения, оставили их. I, 159.

Как демоны признают весьма важным для себя скрыть себя от человека: так для человека очень важно понять, что они – начальные делатели греха, источник наших искушений, а не ближние наши, не мы, когда проводим жизнь в служении Богу, – не какой-нибудь случай. I, 159.

Демоны, принося мнимо духовные и высокие разумения, отвлекают ими от молитвы, производят тщеславную радость, услаждение, самодовольство, как бы от открытия таинственнейшего христианского учения. I, 213.

В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь. По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцом лжи и человекоубийцею искони. I, 231.

Со времени падения человека диавол получил к нему постоянно свободный доступ... его власти, повиновением ему, человек подчинил себя произвольно, отвергнув повиновение Богу. Бог искупил человека. Искупленному человеку предоставлена свобода повиноваться, или Богу, или диаволу, а чтобы свобода эта вынаружилась непринужденно, оставлен диаволу доступ к человеку. I, 232.

Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений: по этому свойству своему, оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи – диавола. I, 247–248.

От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отверженными зарождаются и укрепляются страсти, может вкрасться в душу неприметным образом прелесть. I, 291.

Диавол, будучи создание и раб Божий, озлобляет душу не столько, сколько хочет, но сколько дозволено будет Богом. I, 351.

«Сети миродержца». См. I, 395–399.

Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся. II, 162–163.

Чувственно пребывает сатана в человеке, когда существом своим вселится в тело его, и мучит душу и тело. Нравственно пребывает сатана в человеке, когда человек сделается исполнителем воли диавола. II, 245.

Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке, и изгоняет их из человека. II, 246

Диавол, будучи творение и раб Божий, не столько искушает, сколько ему рассудится, не в такой степени озлобляет, сколько бы ему хотелось, но сколько дозволит и попустит ему Божие мановение. II, 373.

Духи злобы с такою хитростию ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться. III, 7.

Отвергающие существование духов непременно вместе с этим отвергают и христианство... Если нет падших духов: то вочеловечение Бога не имеет ни причины, ни цели. III, 4.

Общение с святыми Ангелами несвойственно нам по причине [падения]... нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душой чувственно являющиеся духи человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы. III, 9.

Общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опаснейшим искушением. III, 11.

Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они, в краткое время, окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянно преступной и враждебной Богу деятельности. Тем удобнее они могли бы совершить это, что падший человек естественно влечется к злу. III, 12.

Телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа... эти врата отворяются и затворяются по мановению Бога. Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших человеках, чтобы заклятые враги наши, падшие духи, не вторглись к нам и не губили нас. Эта мера тем необходимее, что мы, по падении, находимся в области падших духов, окружены ими, порабощены ими. III, 14.

Повреждение человеков заключается в смешении в них добра со злом; повреждение падших духов заключается в полном преобладании зла, при совершенном отсутствии добра. Способности падших духов далеко превосходнее способностей падших человеков, которые связаны в своих начинаниях самою тяжестью и дебелостью своего тела. III, 23.

Демонам... предоставлено пребывать на земле со времени их окончательного падения до кончины мира: всякий легко может представить себе, какую опытность в творении зла стяжали они... при их способностях и при постоянной злонамеренности, нисколько не растворенной никаким благим стремлением, или увлечением. III, 24.

Злые духи связываются в своих действиях по отношению к подвижнику Христову властью и премудростью руководящего им Бога... они не могут причинить ему того зла, какое бы желали. Наносимые ими напасти содействуют его преуспению. III, 24–25.

Падшие духи так ненавидят род человеческий, что, если б им было попущено невидимо удерживающею их десницею Божиею, то они истребили бы нас мгновенно. III, 46.

Одно средство спасения от духов заключается в том, чтобы решительно отказываться от видения их и от общения с ними, признавая себя таким видению и общению неспособными. III, 46.

Учение о... осторожности и о спасительной недоверчивости к явлениям духов принято всей Церковью: оно есть одно из ее нравственных преданий, которое чада ее должны хранить тщательно и неупустительно. III, 46–47.

Смущение, недоумение суть верные признаки помыслов, ощущений и явлений бесовских. Но и по этим признакам может познать искусителя только обучивший... чувства своего духа к различению добра от зла. III, 49.

Человек участвует в падении отверженных ангелов, и если последует злым внушениям, приносимым ими и возникающим из падшего естества, то делается подобным демону. III, 50.

Вступая подвижничеством в мир духов для приобретения свободы, мы встречаемся, во-первых, с духами падшими. Хотя втайне руководит нас и поборствует за нас Божественная благодать, данная нам при святом Крещении, без которой борьба с духами и освобождение из плена их невозможны; однако сначала мы бываем окружены ими, и, находясь, по причине падения, в общении с ними, должны насильственно для себя и для них исторгнуться из этого общения. III, 52.

Юным инокам... опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при каковых подвигах духи скоро начинают являться чувственно, и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и погибели. III, 53.

Слово Божие и содействующий слову Дух открывают нам, при посредстве избранных сосудов своих, что пространство между небом и землею... воздух, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба. III, 132.

Вращающееся пламенное оружие в руках воздушного князя... есть власть демонов вращать умом и сердцем человека, колебля и разжигая их различными страстями. III, 160.

Человеки имеют возможность переходить от плотского мудрования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. IV, 80

Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они [падшие духи] совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти. IV, 81.

«Значение поста по отношению к падшим духам». См. IV, 96–102.

Исполнение заповедей в обществе человеческом доставляет исполнителю опытное, самое ясное и самое подробное познание падшего естества человеческого и падших духов. V, 43.

Падший ангел старается обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и предлагая несвойственные им, возвышеннейшие добродетели. V, 54.

Если человек... сам собой не даст повода сатане подчинить его своему влиянию: то сатана никак не может возобладать им насильно. V, 59.

Правильности молитвы и преуспеянию в ней противодействуют наше поврежденное естество и падшие ангелы. V, 94.

Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника. V, 99.

Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жесткие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их... и заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. V, 137–138.

Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общение с ними, и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения им. V, 146.

Диавол любит злодействовать тайно, любит быть непримеченным, непонятым... будучи обличен и объявлен, кидает добычу свою, уходит. V, 150.

Для того, чтобы противостать духам злобы и победить их благодатиею Божиею, надо знать с точностью, кто они, надо знать с точностью образ борьбы с ними, знать условия победы и побеждения. V, 319.

Глава и князь царства тьмы, составленного из падших духов – падший херувим. Он – начало, источник, полнота зла. V, 320.

Бог, предоставя на произвол падшим ангелам вожделенное им пребывание во зле... не престает пребывать их верховным, полновластным Владыкою: они... могут совершать только то, что Богом попущено будет совершить им. V, 320.

Князь тьмы... приставляет к человеку одного из лукавых духов, который, повсюду следуя за человеком, старается вовлечь его во всякий вид греха. V, 322.

Падший ангел, присужденный пресмыкаться по земле, употребляет все усилия, чтобы и человек постоянно пресмыкался по ней. V, 323.

Чтобы противостоять падшим духам, надо видеть их Нам, невидящим падших духов телесными очами, надобно научиться видению их душевными очами.» Ѵ40;, 331.

Ясные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования его... Пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением нами смущения, омрачения, недоумения. V, 334–335.

С иноками, твердо противостоящими отверженным духам в брани невидимой чувственными очами, в свое время, не иначе как по попущению... Бога, вступают духи в борьбу открытую. V, 335.

Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие попущены будут Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток. Попытки их получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам. V, 335–336.

«Первый образ борьбы с падшими ангелами». См. V, 33–343.

Образ борьбы новоначального с невидимым духом, видимым лишь уму в помыслах и мечтаниях, заключается в том, чтобы новоначальный инок немедленно отвергал помысл и мечтание греховные. V, 337.

Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. V, 347

Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света... мучеников... в виде Божией Матери и Самого Христа обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. V, 347.

Смертный грех решительно порабощает человека диаволу, и решительно расторгает общение человека с Богом, доколе человек не уврачует себя покаянием. V, 352.

Падшие духи с ожесточением противодействуют всем евангельским заповедям, в особенности же молитве, как матери добродетели. V, 354.

Козни врага обращаются в пользу тщаливому подвижнику: видя непрестанно близ себя убийцу... беспомощный, бессильный, нищий духом инок непрестанно вопиет с плачем к всесильному Богу о помощи, и получает ее. V, 355.

Враг старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость. V, 356.

Истинные служители истинного Бога поклоняются Ему духом и истиною... Бог ищет, то есть, желает иметь таких поклонников. IV, 165.

Ты [Господи] предал в заведывание им [падшим ангелам] страшный ад, горящий пламенем неугасимым, чтобы казнь, уготованная для них произвела в них спасительный страх, убедила опомниться. V, 403.

Власть демонов и страстей над человеком усиливается унынием. V, 406.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle