епископ Илия Минятий

В неделю десятую по пятьдесятнице

В постные дни месяца Августа, случающуюся. Слово похвальное Богородице

Сей же род не инако исходит, токмо молитвою и постом.

Мф.:17:21.

О получаемой милости и помощи от пресвятой Богородицы, кто имеет усердие к Ней

Молитва и пост, два непобедимыя суть оружия, с небеси на сопротивление всем нашим видимым и невидимым врагам Церкве данныя. Трое оных страшных врагов находятся, кои с нами непрестанную войну имеют: мир, диавол и плоть. Воюет противу нас мир суетою и гордостию житейскою; диавол сокровенными о том воспоминаниями и лукавыми помыслы; плоть роскошью, сладострастием, зловозжелением и похотию. Все они трое вкупе, яко бы за едино ополчившися, бьются с нами всею силою и всеоружием искушений. Но мы молитвою и постом сопротивляемся весьма благополучно биющимся с нами, и их побеждаем; плоть умерщвляем, диавола прогоняем, мир уничтожаем; и возлетая аки двумя крылами, с одной стороны молитвою, а с другой постом, все будучи на горняя умом возведены, духовны, небесны, превосходим сети, и избегаем от уловления искушений. Сего-то ради о молитве святый Златоуст упоминает: идеже молитва, и благодарение, тамо Святого Духа приходит благодать, прогоняются демони, и всяка противолежащая сила отбегает. А о посте Великий Василий: что постом и воздержанием, на невидимые враги бывает держава; как о том и в упомянутом Евангелии о сегоднешнем бесном утверждает Христос: сей же род не инако исходит, токмо молитвою и постом. Сватая наша Церковь, все по научению Святого Духа установляющая, определила в нынешние две недели творить нам Христианам молитву и пост, то есть, молебствование и воздержание, в честь Преславныя Приснодевы Марии, Святейшия Матери Бога нашего. Мал поистинне подвиг, но победа зело знатная, да и добыча победы богатодаровитая: Царица и Владычица небесе и земли, седящая одесную Престола Трисолнечного Божества, и видящи здесь на земли подвиг, ходатайствует о нас. Блажени мы, ежели потрудимся так, как надобно! Кто во святые сии дни молитвою и постом победит мужественно мирские суеты, диавольская ухищрения, плотское похотение; тот да уповает твердо получить от Богоматери предстательство к Богу. Я его в том обнадеживаю от страны самой Пресвятой Девы; и того-то ради хочу доказать сегодни, колику радость и помощь получает от Пресвятыя Владычицы тот, кто имеет благоговение к Ней и почитает Ее молитвою и постом.

Есть, да и называется Святейшая Дева Материю по двум образам: первое, Материю Божиею, и второе, Материю всех Христиан; и Матерь Она Богу по человечеству, Христианам же по благодати; Матерь Она Божия, истинная Богородица; ибо воистинну родила самого Сына Божия от нерастленных Своих ложесн: где Божие Слово уневестило Себе плоть, и соединило во едину нераздельную Ипостась Божие Свое с человеческим естество, паче естества, и слова, и разума. Матерь Она всех Христиан; ибо, когда мы благодатию усыновления братия Иисусу Христу, Коего Дева родила, тако ж и сам Иисус Христос, как упоминает Павел, между нами, яко Первородный во многих братиях; то следовательно находимся мы детьми Богоматерьними. И так Ей, яко Матери Божией, по достоинству Матери надлежит иметь от Иисуса Христа толику благодать, колику надобно иметь Матери от Сына: да и Ей же, как Матери Христианской, по матерней любви надлежит давать толикую благодать Христианом, коликой надобно даваемой быть от матери к детям. Но той благодати, кою имеет Пресвятая Дева от Бога, надлежит сравниваемой быть с достоинством Матери Божией, кое достоинство есть безчисленно; потому и получаемая Ею благодать есть безчисленнаж Равномерно и той благодати, кою преподает Она Христианам, надобно сравниваемой быть с любовию матерьнею к детям, и оная любовь также есть безчиеленна; потому и ходатайство Ея есть безчисленнож. И сравнивая опять просимую Ею нам благодать, яко Материю Бога, и безчисленнуюж благодать, кою Она испрашивает Христианам, яко Мать Христианская, морем Она благодатей есть.

И поистинне, великим Она морем в обширности; ибо Она, яко Матерь Божия, объемлет в Себе все неистощимые струи Божиих дарований Духа, и яко Матерь Христианская преклоняет Бога Христианам тех Божиих дарований изобилие. И так Она по тем дарованиям, кои в Себя приемлет, яко Мати Божия, морем есть безконечным, також и по даемым ходатайством Ея дарованиям, как от Матери Христианской, источником Она неизчериаемым. Сие только теперь, слушатели благочестивые, приимите вы по моему представлению о Деве, между прочими Ея преимуществами, в рассуждение: что Она и Матерь есть Божия, и Матерь Христианская. И как Матерь Божия имеет Она больше всех Святых и Ангеловъ дерзновение у Бога Сына Своего: да и как Матерь Христианская, больше всех Святых и Ангелов дарует благодеяния нам детям Своим.

Неправедно изгнан был из старого Рима Кориолан, благороднейший Принц, и мужественнейший Генерал; за что он разгневавшись поднял войну противу неблагодарного отечества; стал биться, преодолевать, и победителем приступать к Риму, который со всех сторон окружа, осадил, утеснил, взошел первый на градскую стену, держа обнаженный в руке мечь, дыша яростию и убивством, и грозя город до основания разорить, а граждан всех порубить, и в крови их праведной свой гнев утуша, неправедно учиненную от них ему обиду отмстить. Тогда, узнав свое погрешение, Римляне раскаялись в учиненной ему от них обиде, стали сходиться во едино место от страха и от стыда, собираться с трепетом на совет, где не изобрели иного себе в настоящей беде исцеления, кроме припадения к ногам того Принца, для испрошения от него прощения, и чрез то гнева его на милость преложения. И таким образом согласившись, вышли напред главные Сенаторы, за ними дворянство, позади их прочий народ с женами и с детьми, все со слезами в очах, со многою униженностию в лице, стали всходить на стену, становиться пред Кориоланом, припадать пред ним на колени, кланяться, просить, плакать, и все вкупе жалостным гласом испрашивать у него бедствующему своему животу, и отечеству милости. Но он не преклоняется на милость, не увещавается прошениями, не умиляется на слезы всех граждан; но наипаче гневом распалается, хощет дать знак войны, возбудить воинов к нападению, убийству, и к конечному всех истреблению. Однако, когда между множеством народа увидел он лице некоторыя честныя жены, кая была Веттурия мать его, плачущия и просящия, да еще и грудь, утробу, любовь материю ему напоминаются: то в ея присутствии, укротил свой взор, утолил свой гнев, опустил из рук мечь, удержал от нападения войско, помирился, простил граждан, вошел уже не яко неприятель, но яко приятель во отечество, кое он освободил от последнего бедствия. Столько-то может у сына, более, безчисленного народа, только едино матернее присутствие. У сына что сильнее, как не материны слезы и прошения? Но да вступим мы в предлежащее.

Не правда ли то, слушатели, что мы согрешаем по всяк день, но всяк час, но всяку минуту? Пусть скажет о том всякого совесть. Горе вам, и коликими грехами оскверняема проходит жизнь наша! коя не иное что, как только цепь, непрестанно тяжчайшими беззакониями сковываемая и непрерываемая. Сколько нечистот в мыслях наших! сколько срамословий в языке нашем! сколько лукавств в делех наших видит Сын Божий! видит Он, и терпит, потому что долготерпелив. Когда же мы, с безчеловечным неблагодарствием, без покаяния, без исправления, окрепнув во зле, прогневим вконец Божескую Его правду, распалим праведный Его гнев; то уже Он отлагает терпение; но вооружившися мечем страшного Своего и неисповедимого гнева, луком, яко страшный воин к нам приступает, и конечною погибелию, смертию и мукою угрожает. И видится, яко бы говорил Он к нам то, что говорит ко Иудеом в сегоднешнем Евангелии: о роде неверный и развращенный! доколе буду в вас? доколе терплю вас157? Роде неверный! не потому, что яко бы не имеешь ты веры, но что не имеешь ни единого дела по вере. Развращенный! потому, что уклонился ты от страха Моего, уничтожил закон Мой, удалился от любви Моей, и обратился на хотения своя, на лукавая своя хотения. Доколе буду в вас? Долго ли, Мне быть с вами в Церкви Моей и в Таинствах Моих? Доколе терплю вам? Долго ли Мне терпеть, и спускать вам долготерпением и кротостию Моею? Доколе? Так говоря, мечем Своим обнаженным Он блеснет, лук Свой натянет и стрелы приуготовит. С таким страшным видом описует Его ІІророк: оружье Свое очиетит, лук Свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя158. Мечь обнажен к ранению тех, кои по старости, или слабости в здоровьи, находятся уже у Него под руками; лук натянут для испущения стрел на тех, кои по гордости, или младости, или храбрости, стараются избегнуть от гнева Его; стрелы приуготовлены, коими суть оные стрелы Силъного изощренныя, со углъми пустынными159 на умерщвление или детей, в наказание родителям, или родителей, для приведения в чувство детей, или мужа, за суету женнину, или жены, за невоздержность мужню. Первую стрелу испускает Он для уязвления нас в здравии, коя сваливаешь нас к пролежанию в долговременной болезни на постеле: другую, для повреждения нашего благополучия, чтоб усмирить нищетою гордую бровь. Достальные же стрелы, кои суть безчисленны, испускает Он на побивание нас неисчетными ранами, чтоб оне сожигали дворы, опустошали вотчины, потопляли торги, искореняли домы, судами, тяжбами, голодом, мором, войною, пленом и всякими разновидными образы напастей: оружие Свое очиститъ, лук Свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя. От такого гнева и ярости Сына Божия мы окаянные грешники куда убежим? Но обретаем иные себе помощи, кроме только принесения покаяния, и припадения к ногам Человеколюбца Бога нашего, да употребления еще за нас в ходатайство, как Священников, здесь в земной Церкви находящихся, так и Святых, сущих в раю. Впрочем возмите себе в рассуждение, что когда все, и монахи, и Священники, и Архиереи, и Патриархи учинят общую молитву и моление, наипаче же все Святые в раю, весь лик Пророков и Апостолов, все множество Мучеников, Преподобных и Девствеников, все чины блаженных Ангелов, припадая пред престолом Божия величества, будут просить о нас милости и прощения; то более всех сих ходатайств и дольния и горьния Церкве, может ходатайство Богоматерне. Ах! как обратится страшный тот Судия, и увидит лице Оные Святейшие и любезнейшие Матери, просящия; то в тот же час покидает меч и стрелы Божеского Своего гнева, в тот же час нас к Себе в прежнюю любовь приемлет, в тот же час дарует желаемое прощенте: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки160. Ибо наконец, слушатели мои, кто, кого и о ком просит? Просит Матерь Божия, имеющая несравнительно пред всеми Святыми вящшее к Богу дерзновение. Другие Святые просят за нас, яко за братию; а Пресвятая Дева, яко за детей. Теперь изчислите, как просящее Лице, сколь оно великим есть дерзновением: так и просимое, сколь Ему горячо прошение; и потому рассудите, возможно ли там не быть милости? Сие-то значит оное в Песни Песней, где видится беседовать с Девою Богу, речение: проникла ecu сердце Мое единым от очию Твоею161, сиречь, единым Твоим взором прошла Ты сердце Мое. Вот, покидаю я оружие, оставляю гнев, дарую прощение!

Таковую-то милость являет, таковую то помощь подает Святейшая Мария нам Христианам! А какую честь, коликое благоговение должны иметь ко Пресвятейшей Марии мы Христиане? Она и Матерь Божия, и Матерь Христианская. Как Матерь нашу надлежит Ее нам почитать, и благоговение к Ней иметь: ибо тот есть долг естественный, на Божием законе утвержденный. Да еще и как Матерь Божию, надлежит гораздо того более и превосходнее Ее почитать, и благоговение к Ней иметь нам человекам: ибо яко Матерь Божию чествуют Ее и благоговеют к Ней сами Святые райские, сами Ангели небесные. Впрочем чести и благоговению ко Пресвятейшей Марии, как Матери нашей, должно быть многому, да и как Матери Божией, несравненному. Кто не почитает и не воздает должной чести своей матери, тот недостоин называться человеком. Кто не почитает и не имеет благоговения к Матери Божией, тот недостоин называться Христианином. Кто может похвалиться, что верный раб есть Иисусу, когда не таковым же верным рабом и Марии? или как благоговеин кто к Сыну, когда не таковым же и к Матери? Ахъ! и ежели я, по моему несчастию потеряю другое какое благоговение, а не потеряю отнюдь должного благоговения к Деве Марии, да и во всяком злоключении, телесном ли, или душевном, где я ни обрящуся, к Ней буду прибегать: то утверждаюся в том, что достану я себе в болезнех моих исцеление, в скорбех утешение, и путь к получению прощения во грехах: а так и от самого ада помощию Царицы небесныя спастися уповаю. Я не опасаюся погибели, когда нахожуся хранимым во объятиях Ее: но когда только потеряю должное благоговение к Деве, тогда-тo уже я погибшею душею признаться принужден буду.

Но в чем состоит благоговение к Деве? В молитве и посте: в молитве, то есть, молебствовании; в посте, то есть, воздержании. Два образа определила Церковь ко особливому в нынешние дни Матери Божией, и Матери нашей почитанию. Но какой должно быть молитве нашей в молебствовании? Не с безчинием, не с смущением, не с безсрамием; но со страхом Божиим, с сокрушением сердца, со слезами умиления. Какому должно быть нашему посту в воздержании? Не единому только от ястия, но и от греха, постного времени препровождению, не единому только от мяс, но и от страстей телесных воздержанию. Пресвятая Дева, с постом, требует от нас сердца чистого; с молитвою, сердца сокрушенного. Да и что меньше того может потребовать от Христиан Мати Божия, и Мати Христианская? Ах! и когда б мы знали, коликую себе милость и помощь она, таковыя Пресвятыя Матери имеем!

Сироты, лишившиися родителей ваших; странные, потерявшие отечество ваше: убогие, упадшие от счастия вашего: немощные, скорбные, плененные, грешные! не тужите, вы имеете себе мать, Матерь Божию. Матерь, коя вас содержит в сиротстве вашем, коя вас покрывает в странствовании вашем, коя вам дает в печалех утешение, в пленении свобождение, во грехах прощение. Не тужите, вы имеете себе мать. Матерь Божию. Купцы и прочие плавающие по морю, Деву призывайте, чтоб иметь вам пристанище в бурях. Путешествующие по суху, Деву призывайте, чтоб иметь вам помощницу в бедствиях. Земледельцы, пашущие землю, Деву призывайте, чтоб иметь вам благословение плодоношения в трудах ваших. Юноши, учащиеся в школах, Деву призывайте, чтоб иметь вам свет разума во учении вашем. Духовные и мирские, мужие и жены, во всех ваших нуждах, и телесных и душевных, Деву призывайте, чтоб иметь вам Ее себе заступницею в настоящей жизни, предстателницею в час смертный, ходатаицею в день судный. Христиане, малые и великие, служащие и покланяющиеся имени Иисусову, почитайте; и благоговение имейте и к имени Девы Марии Матери Иисусовой и Матери нашей. Иисус и Мария да будут изображены в сердцах ваших; Иисус и Мария да не выходят из уст ваших; Иисус и Мария да будут начинанием и окончаванием молитв ваших. Имя Иисусово и Мариино, да будут первыми словами по утрам, последними по вечерам. С сими именами, спать ложася, засыпайте, с сими именами, от сна пробужась, вставайте, с ними в Церковь входите, и из Церкви выходите; с ними начинайте, и кончайте великое дело, дабы сподобиться вам в тот час, когда станете дух предавать, с единой страны иметь Иисуса, а с другой Марию: и вкупе с Иисусом и Мариею спрославляться в Царствии небесном. Аминь.

* * *

160

Богород. 6 часа.

161

Пес. Пес. 4:9.


Источник: Собрание разных поучительных слов, сочиненных и проповеданных епископом кефалонитянином Ильею Минятием, с греческого на российский язык переведенное и на две части разделенное. - 7-е изд. Ч. 1-2. - Москва : Синод. тип., 1842. - Ч. 2. - [2], II, 244 с.

Комментарии для сайта Cackle