праведный Иоанн Кронштадтский

Октябрь

16 октября.

16 октября. Среда. Благодарю Господа, укрепившего и умудрившего меня ныне совершить литургию непреткновенно и имена царствующих особ выговорить твердо. Так и должно всегда – неленостно выговаривать их, ибо они – земные боги: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси [Пс. 81, 6], и имена их для всех священны и непререкаемо велики; одно слово – высочайшие. Если на земле для нас не будет ничего великого и почтенного, то что будет велико и почтенно и на небе? О, сатанинская гордость, усиливающаяся непрестанно подрывать уважение и благоговение ко всему священному и великому и все опошлять, уничижать. Но возвышающий ближнего возвышает тем самого себя и уничижающий ближнего унижает самого себя.

Премного согрешал я пред Господом Богом тем, что нерадиво, торопливо, не сердечно, без веры изображал знамение креста на новорожденных младенцах при наречении имени, при воцерковлении на матери и младенце, при оглашении, при обручении, при елеосвящении, при покаянии, при крещении, при елеомазании, пред иконами праздничными и пр. Каюсь в сем пред Богом!

Человек злой приходит в раздражение и ярость от всего неприятного ему, например оттого, что другие не соглашаются с его мнением или не хотят сделать чего-нибудь по его воле и желанию; он раздражается даже на бездушные вещи, бросает их, ломает. Но всем этим сам себя уязвляет, мучит. Больше всего раздражаемся из-за пищи, питья, одежды, денег, из-за неисполнения нашего желания, например если мы хотели пригласить кого-либо к себе из наших приятелей и нам не дозволяют этого.

Для чего вспоминаем Владычицу, пророков, апостолов, иерархов, мучеников, преподобных? Во-первых, для прославления их и чрез них Бога, действовавшего и почивающего в них во веки; во-вторых, для подражания им в вере и любви к Богу и, в-третьих, чтобы напоминать себе непрестанно о жизни вечной и стремиться к ней. Бог же не есть Бог мертвых, но живыхг ибо у Него все живы [Лк. 20, 38].

Церковь небесная, земная, равно отшедшие из этой жизни, но еще не водворившиеся в небесной Церкви, хотя покаявшиеся, – есть одно тело с главою Христом. Небесная Церковь торжествующая молится непрестанно за нас в своем небесном богослужении; земная – славословит и просит непрестанно небесную Церковь о ходатайстве за нас и молится об упокоении усопших праотец, отец и братий наших в месте светле, злачне и покойне, в небесных обителях. Какое чудное согласие, какая гармония Божественная! О, как мы блаженны, что принадлежим к Церкви Православной не по имени только, а в самом существе дела, в обрезании сердца духом [Рим. 2, 29]. Как жалки и слепы лютеране и англикане, отпавшие от Апостольской Церкви и порвавшие связь с небесною Церковью и с усопшими.

Чистое сердце есть источник обильных радостей, а нечистое – обильный источник скорбей и теснот; нечистое сердце не допускает до чтения Святого Евангелия, до храма, икон, до молитвы, и нечистый бежит от богослужения, от храма, от Евангелия. Будучи нечист сердцем, человек бежит от святыни храма, от икон, святых мощей и пр., потому что его сильно беспокоят и мучат помыслы сомнения, помыслы лукавые, скверные, хульные, или он стоит в храме и тесним ими. Чистый сердцем сообразен Пречистому Богу и потому Бога узрит [Мф. 5,8]. Как сквозь нечистое стекло представляется все нечистым, и самое солнце, – так сквозь нечистое сердце человеку представляется все нечистым, и самые святые лица и вещи. Так например, человек создан пречистыми руками Божиими чисто, неблазненно, премудро; однако ж человек с нечистым сердцем часто смотрит нечистыми очами на подобного себе человека и готов бывает обратить его в предмет животного и плотского, грубого наслаждения или же воспламеняется к нему нечистою похотию.

Нищий духом видит пред собою, около себя и в себе тьму благодеяний Божиих, настоящих, прошедших и будущих, и благодарит за них всегда усердно Бога; а гордый бывает слеп – не видит их, приписывает все себе, своему уму, своим трудам или своему воспитанию, происхождению и не благодарит Господа.

Нищий духом часто повторяет молитву: От Адама, Иисусе мой, согрешившыя вся... победих страстьми, окаянный, но Ты... 87

Нечистый сердцем должен читать молитву к Божией Матери утреннюю: Пресвятая Владычице моя

Богородице... отмени от мене...

После обильного причащения (вынуты части из трехсот просфор).

19-го октября.

19-го октября. Суббота. За пресыщение мясом Господь наказал меня оставлением во время всенощной: чужд я был благодати и неразлучного с нею мира, ощущал томление, боязнь, страх бесовский; возгласов многих не договаривал; молитву Христе, Свете истинный дважды повторял и не мог произнести; на словах да знаменуется становился в тупик; отпуста всего сказать не мог; прощения во грехах не просил, потому что не мог – диавол занял сердце. Боже, очисти мя, грешного! И за то Господь оставил, что на нищих озлобился и одного нищего толкнул стремительно, когда он настойчиво приступал ко мне с просьбою.

Что мы славим в Боге больше всего? – Щедроты, милосердие, человеколюбие, премудрость, правосудие. Для чего? Чтобы уподобиться Ему в щедрости, милосердии и человеколюбии, чтобы умудриться жить по заповедям Божиим, чтобы любить и соблюдать правду.

Если хочешь, чтобы Бог был для тебя прибежищем милости и спасения, то будь и сам для ближних, например нищих, сирот, вдовиц, прибежищем милосердия. Милуй их охотно. Благотворящий бедному дает взаймы Господу [Притч. 19, 17]. Делая зло ближнему, делаешь и зло себе. Оно, как елей, войдет в кости твои.

У детей разум, как у голубей: будешь давать голубям зерен или хлеба, и они будут к тебе летать, и не отгонишь. Так и дети, привыкши от тебя получать копейки, подбегают к тебе и не отходят, пока не подашь. А сердиться на них, как на незлобивых голубей, безрассудно.

Сердечною любовию обнимайте всех, упоминаемых в ектении великой, и эту любовь из церкви вносите в жизнь общественную и семейную. Великой христианской любви научают нас ектении великая и сугубая.

Множество людей страшит тебя при священнослужении? А боишься ли ты множества голубей? – Нет. Но люди во время богослужения то же, что голуби. Чего их бояться?

Связь Евангельских блаженств между собою. Кто сознает и чувствует крайнюю нищету своего духа, свои грехи, свою немощь для добра без благодати Божией, тот не может не плакать о грехах своих; кто сознает и чувствует, какой доброты образа Божия он лишился чрез грех и чему может подвергнуться в случае нераскаянности и неисправления, тот не может не плакать о грехах; кто верует и чувствует, что грехи его низвели Сына Божия на землю и на крест, тот не может не плакать о грехах; кто верует, что всякий из нас грехами своими снова распинает Сына Божия и вместо обновленной жизни, сообщаемой ему в крещении, снова живет по ветхому человеку, творя волю плоти и помышлений своих, тот не может не плакать о грехах своих и о грехах ближних, а сознающий свою греховность и немощь и плачущий о грехах своих, знающий силу, обаяние и хитрость греха и бессилие человека для добра по собственному опыту естественно бывает кроток и незлобив, потому что жалеет всех людей, жалеет, что они грешат по научению от диавола, по злому естественному навыку, по невниманию, по невежеству.

Священник, как предстоящий престолу Божию, должен быть неустрашим и иметь лицо непостыдное. Он не должен взирать на лица: ибо Бог не дивится лицу.

Молясь публично или тайно за других, делаешь прежде всего добро себе, ибо исполняешь заповедь Божию молиться друг о друге [Иак. 5 16]. Потому молись искренно о всяком человеке и о врагах.

От чревоугодия, объядения и пиянства делается бессилие сердца для добра. Враг захватывает сердце, смущая его, приводя в смущение ум и обессиливая дух.

Пристрастие к земным благам отнимает у человека память о небесном его предназначении и небесном Отечестве, не допускает думать и заботиться о преуспеянии в христианских добродетелях, которые составляют цель жизни, иссушает любовь к Богу и ближнему и заставляет непрестанно работать суете, угрожая лишением общения с Богом и со святыми.

Ты знаешь, что плоть наша блудная, что надо ее смирять и укрощать воздержанием, трудами, бдением, молитвою, богомыслием. Как же ты лакомишься, пресыщаешься, упиваешься, несмотря на тесноты, скорби, бесовские смущения, страхи и боязнь? Ты премного согрешаешь и против Бога, и против самого себя.

Сколько раз всякий день Господь тебя милует, долготерпя тебя и по вере единой, ради молитвы теплой очищая твои великие и бесконечные согрешения, твою злобу, гордыню, зависть, алчность, объядение, пиянство и пр.? Давно бы тебе не следовало и жить по делам твоим, но по неизреченному милосердию Божию ты еще терпим и живешь, живешь в довольстве. Как надо благодарить за это Господа, Спасителя и Судию, и ускорять исправлением своего жития, да не застигнет нас внезапно час смертный и потом суд нелицеприятный.

Оскорбил я премного Господа Бога моего тем, что после обедни в родительскую субботу насытившись Причастием, Которого было очень много от множества вынутых частиц, я дома ел с жадностию холодное с заливным из дичи и съел тарелку щей – в 2 часа, а потом после сна, когда обедали домашние, я опять поел жаркого из курицы и желе в довольном количестве. О, жадность, неизвинительная в священнике, который непрестанно должен мудрствовать горняя и, воздерживаясь сам, учить воздержанию и других! Прости мне мое согрешение, Господи!

Если желаешь непреткновенно служить Господу, постись и молись, и будет молитва твоя непреткновенная, легкая, живая и сильная.

Господи! даждь мне совершенную холодность ко всем земным благам, как мнимым и эфемерным, и горячность сердца к благам небесным, истинным, пребывающим, животворным. Адским, пожирающим огнем разливается в душе пристрастие к сластям, нарядным одеждам, сребру и злату и к плоти или к плотскому соитию. Душа человеческая – по образу и подобию Божию и должна прилепляться к единому Богу всем сердцем. Прильпе душа моя по Тебе... возжада Тебе душа моя [Пс. 62, 9, 1].

Когда кто обижает тебя, не обижайся и не огорчайся на него; когда не покоряется кто – не мсти ему, но предай его в волю Божию. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь [Рим. 12, 19]. А мы часто желаем, чтобы огнь сошел с небесе и попалил наших противников, не зная, коего мы духа [Лк. 9, 55], и что Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать [Лк. 9, 56]. (Во время венчания я сильно огорчился на своего дьячка, оказавшего мне непослушание в том, чтобы сходить к Казакову сказать об отмене молебна. Тут я вспомнил, как часто сам ослушиваюсь Господа.)

Блаженны плачущие [Мф. 5, 4]. Кто эти плачущие? Это – вы, ходящий в путь узкий и прискорбный и Христу последовавшие верою. Это вы, гонимые бесплотными врагами и непрестанно от них стужаемые; вы, борющиеся непрестанно с прелестию греховною, с страстями различными: злобою, завистию, алчностию, скупостию, сребролюбием, сластолюбием, косностию, леностию, немощию своею и прочими грехами.

Зачем я угождаю этим сытым людям – купцам или генералам? Что, они пред Богом больше значат, чем люди обыкновенные, незнатные, небогатые, бедные? Зачем я их боюсь? Зачем падаю пред ними духом, немею, когда нужно говорить? Зачем раболепствую, подобострастничаю ?

Настоятельно говори (о табаке). Это что? Для чего выдумано?

Смотри на твои ежедневные отношения к людям – проникнуты ли они любовию, уважением, смирением, искренностию, снисходительностию, сочувствием, состраданием, милосердием, миролюбием, доброжелательством? Замечай, как обходишься со всеми, с коими живешь всегда (дома или в школе, в присутствии, на квартире) и с коими встречаешься по службе и другим обстоятельствам. Так ли поступаешь, как желаешь, чтобы другие поступали с тобою? Чего себе не хочешь, того и другому не делаешь?

Враг подстрекает тебя к злобе на брата чтеца Николая. Не верь врагу, но люби брата, снисходя ему в немощах; если противится он тебе, то и этому научает его враг – пожалей его, помолись за него и представь Самому Богу исправить его или отмстить ему, а сам не озлобляйся на него, не следуй вражьему навету, не будь рабом ему, врагу. Он влечет сердце твое к злобе, но ты преодолей влечение и господствуй над ним и над всеми страстями, всеваемыми противником: унынием, досадою, рвением, мщением и пр.

Как Христос облекает в Себя верующих в Него и любящих Его, именно: в кротость, смирение и незлобие, чистоту, воздержание, послушание, терпение, благость, милосердие, мир, радость, легкость, – так и диавол все меры, всю хитрость и силу свою, тонкость и простоту своей духовной природы употребляет на то, чтобы облечь рабов своих в гордость, злобу и раздражительность, мстительность, жадность к плотским или чувственным удовольствиям, в объядение, пьянство, в нечистоту, в скверные и блудные помыслы и похоти, в лукавые и хульные помышления, в нетерпеливость, непокорность и своенравие и упрямство, в жестокосердие, смущение, скорбь, тесноту и тяготу несносную.

Благодарю Господа, укрепившего мя нынешний день совершить непреткновенно соборную литургию, при которой я предстоятельствовал, и молитву разрешительную прочитать громогласно, со дерзновением; благодарю Господа, сподобившего мя причаститься неосужденно, в мир душевных моих сил. Благодарю Господа, даровавшего мне пламенную молитву во время всенощной на день Казанской иконы Пресвятой Богородицы, – молитву, исполненную высоких созерцаний, умиления, слез, восторгов духовных. Но огорчитель диавол в самом конце огорчил меня сомнением и недоговором слов молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и усумнением и боязнию сказать предстоящим слова прощения: Простите мне, братия, сестры и чада, грешному... и пр. О, как уязвил меня супостат, и как надолго! Много я молился и все не получал прощения, как утративший великую благодать, которую должен был хранить тщательно. Впредь надо смело говорить прощение и отпусты.

Сколь благо победить козни сопротивника в крепости Господа! Какой мир, какое озарение, какая сладость духовная, какой огонь Духа! Слава Животворящим Тайнам Господним, творящим во мне великие чудеса милосердия, очищения, освящения, просвещения, обновления, дерзновения, силы, утверждения и спасения!

Будь в себе, в своем гнезде, то есть сердце, и не пускай в него противника душегубца; мирствуй в себе и мудрствуй в себе.

Одно что-нибудь: или с тварию соединяться, или с Творцом, – но соединение с тварию помимо Творца, Коим живет всякая тварь, противоестественно и гибельно, а с Творцом – преестественно, животворно, мирно, усладительно.

Соберет пшеницу в житницу Свою (принесших добрые плоды учения и жизни добродетельной), плевы же (грешников же) сожжет огнем негасающим [Лк. 3, 17]. В речь на акте гимназическом.

О чем свидетельствует молитва Спаси, Господи, люди Твоя? О том, что вся небесная Церковь, начиная с Пресвятой Девы Богородицы, непрестанно молится за нас.

Частым употреблением краткой молитвы Господи, помилуй Церковь хочет внушить чадам своим справедливое и необходимое чувство их греховности и всегдашней виновности пред Богом, чувство глубокого смирения и непрестанное покаяние во грехах. Горе, если человек не сознает и не чувствует своей греховности, тогда он приходит в глубину зол и пьет беззаконие, как воду [Иов. 15, 16].

Молись искреннее, сердечнее, когда лукавый искушает страхом суетным, – и страх отбежит от тебя.

Много надо душевного труда, предварительной молитвы, поста, созерцания, чтобы искренно, твердо совершить молитву в присутствии людей именитых, мало знакомых, мало верующих, чтобы проникнуть эти массы, эти очерствевшие в мирских пристрастиях души! Но не унывай, раб Божий, если тебе придется вытерпеть сильное борение душевное пред молитвою и во время молитвы с такими людьми, смутиться духом, несколько онеметь и пропустить невыговоренными слова молитвы. Сила Господня в немощи совершается [2Кор. 12, 9]; когда враг сильно пакостит в тебе, тогда Господь совершает Свое дело в сердцах человеческих и посмевается козням вражиим, – а между тем твое бессилие служит к твоему вразумлению, смирению, воздержанию, отвержению себя и надеянию на силу Божию, в немощи совершающуюся.

Никого я не оживил сегодня своею молитвою, потому что сам не оживился, был в смущении сердца, исступлении, боязни, тогда как мог бы оживить и победить всех. Причиною расслабления было большое питье чая накануне и дождливая погода. Я был подавлен грубою стихиею, которую так усердно пил накануне и которая так обильно напоила атмосферу.

Отчего я совершаю моления и Таинства смело и непреткновенно пред простыми или в присутствии простых людей и робко, боязливо, преткновенно в присутствии ученых и чиновных, особенно мишурных людей? d Отчего сомневаюсь я в истине некоторых выражений молитвы в их присутствии и не сомневаюсь в присутствии простых? Чего мне бояться ученых и знатных, которые большею частию не имеют духовной мудрости, а если имеют, то совершенно сочувствуют всем молениям нашим? Я стыжусь словес Господа и слов Матери Церкви, которая одно с Ним; я боюсь унизить церковные молитвы, которые не боятся нимало моего унижения, потому что все века уважали ее. Я обладаем бываю ложным стыдом и страхом, который обращается на мою же голову.

([...]. Если я говорю языками человеческими и ангельскими... [1Кор. 13, 1]).

Пастор Боссе говорил о необходимости умножения школ в Кронштадте, высказал мысль, что в Кронштадте полторы тысячи мальчиков остается без обучения и что всех их надо учить. Справедливо! Но как это сделать и кому? – Священникам.

Не любите обличения – и гордость ваша останется с вами и вы не исцелеете.

Вы, любящие веселости и роскошные яства и питие, вот что вспомните в то время, когда будете веселиться и сладко есть и пить, – что в одном с вами городе, а иногда, может быть, под одной кровлей, живет вопиющая, горькая, жалобная бедность: мать вдова с несколькими детьми, у которой ежедневно сердце болит за себя и за малых детей, потому что она не знает, чем сегодня накормить их, чем одеть и укрыть от наступающей или уже наступившей стужи, и если вы добрые христиане, то постарайтесь отыскать это бедное семейство и уделить ему от своих избытков некоторую часть, утешьте их, пожалейте их, поплачьте вместе с ними, по слову Апостола и по долгу любви христианской – плакать с плачущими [Рим. 12, 15], даивас Господь утешит и помилует, ибо блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [Мф. 5, 7].

Бури бесовские, на нас находящие, попускаются Богом к нашему смирению и очищению, чтобы мы не много думали о себе и не были мудры о себе, но, как дети, предавали себя водительству Божию и Церкви Его. Так, за сомнение в каких-либо словах церковных молитв, за уничижение их, за мысль, будто они неблагопотребны в молитве или неверны и будто бы можно их выпустить, мы сами бываем уничижены Богом, посрамлены, лишаемся слова, и язык прилипает к гортани, и сердце поражается страхом бесовским, и поделом нам: это за своемнение или суемудрие наше. Будь убежден в истине написанного и преданного Церковью – и не посрамишься; отвергнись своего плотского ума, своего мудрования суетного. Не оскорбляй Духа Истины, жившего и глаголавшего во отцах.

Чудна тайна крещения! В один час – что я говорю? – в одну минуту человека-грешника Бог приводит в сан сына Божия, наследника Божия и сонаследника Христова. О, как это важно, как неоценимо дорого! Как надо умеючи пользоваться этим высоким преимуществом! Мы удивляемся иному счастливцу, что он скоро произведен в полковники, генералы или в другой какой чин или что такой-то получил богатое наследство и тому подобное. Но что может быть и больше и удивительнее и, так сказать, завиднее участи человека, которого Бог усыновляет Себе, наследие Свое, все наследие Свое ему отдает, делая его полным участником Своего Небесного Царствия? О христиане, братия! А мы это-то преимущество меньше всего и ценим на этом белом свете, а гоняемся Бог знает за какими преимуществами и живем Бог знает как и для чего и куда готовимся. А что сказать о тайне Причащения? О, недоумеет ум достойно оценить величие и благие последствия этой Тайны! Равночисленный бо песку песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойног яже дал ecu нам 88 . Человек обожается чрез причащение Тела и Крови Христа, делается одно со Христом; Херувимы и Серафимы с благоговением взирают на христианина, причастника Святых Таин. А мы как ценим Святые Тайны? Часто ли приступаем, и как приступаем? Как храним принятые Тайны? Берем ли на себя труд поразмыслить, что мы приняли, для чего, как относиться к Вошедшему в нас Царю Славы, изволившему соделать нас храмами Своими!

Мой разговор с отцом Гавриилом Рамбовским89 (Любимовым) о духовенстве белом и монашествующем (о материал, преоблад.), об ученых наших, о военных чинах, о том, что они не приносят пользы русскому народу и о прочих; о гимназиях и университетах, как они бесполезны для народа русского. Знать, говорил он, ни во что не верует: сами для себя боги и цари, не знают жизни в настоящем ее виде – не щади их, не раболепствуй: они враги Божии, воры.

Не есть отнюдь на ночь черного хлеба, особенно с рыбой или мясом. Молоко с белым хлебом в скоромные дни, а в постные – чай с вином, с булкой. Который раз я не могу спать ночью, поевши с вечера черного хлеба, щи, особенно мяса, и все продолжаю ужинать, жадничать, сластолюбствовать!

Мясо – яд похоти, сила ее разительная. Священник не должен знать мясо.

Яблоки перед обедом или ужином весьма полезно кушать.

Мало кушать в день – весьма, весьма благодетельно для души и тела.

Масла меньше кушай, да и молока: слизи от них.

Не должно есть зеленого сыру: зубы болят от него.

Грибы – хорошая вещь (жареные в масле постном с картофелем). [...].

Булка в миндальном молоке с варением малиновым – и легко, и приятно.

Белого хлеба, особенно пирогов, как можно меньше есть: крепят и зубную боль производят; чаю

меньше пить.

Не есть вовсе мяса, вообще есть очень мало, раз в день (обедать) или повечеру немного булки, и только. От излишества делается большой зуд ночью, не дающий спать.

Крайне берегись есть лишнее – собственное твое ощущение скажет тебе: надо или нет есть-пить. Только будь искрен в отношении к себе. Лакомая пища дает фальшивый аппетит.

Картофель для меня очень вреден: делается ужасная теснота и уныние.

Черный мягкий хлеб есть на ночь очень вредно – делается поутру теснота, изнеможение души и тела. Впрочем, я довольно много ел его.

Пред чужими – высшими и богатыми, учеными – труслив, робок, подобострастен; пред низшими, бедными, своими – своенравен, горд, капризен, зол. С чужими – ласков, с своими – груб; только искренним благочестием и кротостию, услужливостию побеждаюсь и взаимно делаюсь благочестив и кроток. Внимай: бедные, ходя за милостыней, трудятся не менее тебя, а более; ты знаешь, как бедняку трудно просить, как много надо ему ходить и много просить и как мало подают по причине множества нищих. Потому не презирай и не обижай нищих, а подавай им с добрым изволением, в кротости сердца. Бог тебя наградит за это.

Исповедуя духовных детей, мы творим дело примирения людей с Богом, положившим в нас слово примирения.

Начальствующие страшны не для добрых дел [Рим. 13, 3]. Чего же ты боишься их во время богослужения? Не безрассудно ли? Чего сомневаешься в молитвах? Маловер!

В десять раз лучше подать милостыню значительную, нежели яриться, злиться из-за денег, ибо грех неоплатен и следствия его для души всепагубны.

Как Господа своего прогневляем своею яростию, растлевая образ Его в нас и кипя гневом и злобою на созданных по образу и подобию Божию, на чад Его и вместе – на Него Самого, Который есть самосущая Благость и бесконечно отвращается злобы!

О, как мы научились злу, привыкли к нему. Сколько раз яримся и злимся! Каемся в злобе, получаем прощение от милосердного Господа, и опять снова злимся, иногда чрез минуту после покаяния и помилования, и прилагаем язвы к язвам, а все из-за корысти, из-за денег, из-за сластей, из-за одежды, из-за чести. О, бесконечное милосердие Божие! Как ты доселе не изнемогло, терпя злобы наши, неправды наши, гордость нашу, зависть нашу, пристрастие наше к вещам!

Ну как можно яриться на этих агнцев незлобивых – нищих, достойных всякого сострадания? Как мы безумны, слепы, самолюбивы, изнеженны, горды... Давно на нас жалуются Богу нищие: Помилуй насг Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых [Пс. 122, 3 – 4]. Агнче Божий, вземляй грехи мира, кроткий и незлобивый, пред Тобою согрешил я весьма, весьма – пред Тобою, душу Свою за нас положившим. Но помилуй нас, имеяй безмерную милость!

Доселе, как ребенок неразумный, я увлекаюсь аппетитом и ем с жадностию, невзирая на тяжелые последствия – боль в пояснице, загрубение сердца и слабость телесную.

Сырые плоды употреблять. Отселе я могу только крайнею осторожностию и умеренностию в пище и питье поддержать свое здоровье.

Жирной пищи не есть; мяса не есть. Скверно после него. На ночь не есть сыру: мне очень дурно спалось от него в ночь с 14-го на 15 мая. Вероятно, еще и от прокуренного табаком воздуха в зале гимназии и частию оттого, что спал дома с 4-го до 5-го с половиной часов пополудни. Итак, сыру не есть. Чаю меньше пить, особенно горячего. Картофелю как можно меньше есть.

Пива со сливками или молоком очень нехорошо пить (правда, испытано трижды): вредно для здоровья. Лучше придерживаться чаю, только пить немного – стакана два.

Мясо – очень тяжело для сердца; не есть его: без него легко обойтись. От курения табаку нет пользы никакой, а вред большой: нервы слабеют, а душа опутывается сетьми вражьими – ибо враг входит в наше сердце чрез всякое излишество и чрез всякую прихоть. В табаке блуд, разжжение плотское. Мало ли еще разжигается грехом плоть наша?

Мясные щи, стакан баварского пива и кислое молоко со сметаной во время обеда – здоровые вещи, особенно если достаточно уснуть после обеда, а после сна выпить чаю со сливками и частию кофе. После такой именно пищи и распорядка я чувствовал себя весьма хорошо и совершал службу бодро. 20 мая 1868 года. Духов день. А всенощное бдение?

Чай с хересом – хорошо, довольно здорово, а без вина – пустая вода без всякой питательности, крепости. После чаю с хересом, с булкой и сыром спал очень покойно, проснулся и встал легко, молился легко. Утреню служил твердо, голосом чистым и ровным. Упадка в нервах не заметно.

Молока в пост не пить – большую тяжесть делает. Пироги для меня ужасно вредны, особенно с рисом и с рыбой и с постным маслом.

С чаем хорошо клубничное варенье. Купить.

Горькая водка в умеренном количестве – хорошая вещь.

В пост хорошо употреблять вяленую белорыбицу с уксусом и перцем и потом выпить воды холодной стакан с сахаром и лимоном; вина не пить.

Мне, по моему худосочию золотушному, надо употреблять скоромную пищу – яйца, молоко, бифштекс, а мучных и рыбных яств избегать.

12-го числа июня в среду и в Петров пост употребил в пищу два яйца без нужды – каюсь в сем Господу. Женщины доселе – та же Ева-соблазнительница.

Красный портвейн в рубль у Дмитриева брать для употребления: хорошее, здоровое и приятное вино.

Кислое молоко тяжело для сердца, особенно с пивом.

Кисель сладкий для плоти – хуже молока, как возбуждающий похоть. В день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя вечером в 9 часов я, ради немощи, выпил чаю со сливками. Согрешил ко Господу!

Для чистоты и опрятности надо...

Заплетать волоса не надо: безумство. Тягота большая ночью; на сердце тяжкие искушения. Бессонница. Но это от ужина. Ужинать не надо на ночь, особенно есть мясо, хлеб с маслом.

Поевши где-либо в гостях и попивши, не надо отнюдь есть и пить дома. Это чрезвычайно вредно для души и тела.

Чаю пить много очень вредно: чай слишком тяжел на сердце.

Безумие желать есть больше. Много ли требует наша плоть? Очень мало. Надо довольствоваться малым. Много искушений я принял во время утрени 8 февраля оттого, что с вечера дважды пил чай и два раза закусил – в одном месте булки с чаем, в другом – сигов свежих вареных с булкой. Горчицу не надо есть.

Гоголь-моголь не есть ни в постное, ни в скоромное время: рождает один блуд и грудь и горло засоривает. Есть постную пищу.

Какое зловоние издают от себя тела, питаемые рыбою, мясом, молоком, яйцами, и как лишены этого зловония тела постящиеся, употребляющие только растительную пищу!

От рыбы, и особенно копченой, человек и грубеет, и стареет, и слабеет. Опыт.

Рисовая каша с прованским маслом – здоровая и легкая пища. Чай с хересом после каши.

От ветчины, телятины, сливок, пива, яйца, чаю с лимоном, перемешанных вместе, происходит несварение, тошнота и рвота. Так со мною случилось на четвертый день Пасхи утром.

На ночь весьма нехорошо есть скоромные пшеничные сухари, не запив чаем или вином.

Постный салат хорошо употреблять.

Яйца всмятку и потом чай сладкий полезно употреблять. Пирожки с мясом хорошо есть, здорово: только более ничего, кроме щей и разве молока без черного хлеба.

Пирогов не есть одних: лучше немного черного хлеба, в котором есть кислота.

Научи меня, Господи, удаляться от рыбной пищи в постное время, а в мясоеды – от мясной.

Истинно, от мяса и рыбы грубеет дух и тело и блуд плоти умножается.

Беда мне от рыбы, употребляемой с ситным хлебом и рюмкой водки, – решительно нездоров делаюсь, засоривается желудок и внутренность, ни петь, ни читать не могу. Не есть впредь.

Домашние мои, родные жены моей, как и сама жена, больше всех добра сделали и делают мне; из их рода вернейший и нежнейший друг дан мне Богом, поприще для деятельности спасительной, животворной, обильные средства к жизни, прекрасная квартира – ибо все это заслужено отцом их, покойным отцом Константином. Потому я всячески должен беречь это родственное мне семейство, как и они меня берегут, и немощи их сносить терпеливо, кротко, великодушно, смиренно, не властвовать над ними.

Из-за каких пустяков – именно из-за пищи, питья, денег – мы питаем в себе сильную вражду на ближнего!

(За Серебрян, вынимать частицы).

Саржи на галстук купить.

Любезный собрат Федор Карлович!

Мы собрались ныне за хлеб-соль сказать тебе последнее прости и выразить тебе свою душевную признательность. Прости скажем после, а теперь прими выражение наших чувств. Ты – немец, но среди нас и учеников ты был как русский душой и сердцем: был добр, открыт, простосердечен, как бы выросший вместе с нами, как давний наш товарищ. Такие качества делали тебя любезным товарищем, собеседником, даже другом. В педагогическом совете ты был человеком совета и дела; речь твоя, прямая, твердая и умная, выслушивалась и принималась с уважением; между учениками ты являлся всегда разумнострогим, отечески-милостивым, человеком ordinis, тоˆеос; (то есть порядочный, прямолинейный), и ученики уважали и любили тебя как русского, как истинного инспектора. Ты строго наблюдал за исполнением учениками обязанностей своих относительно домашней и общественной молитвы и относительно ежедневного чтения Евангелия – этой книги книг, которая делает нас людьми истинно просвещенными и истинными христианами, которая весь род человеческий сплачивает в единую семью, или призывает всех к единению, как происшедших от единой крови. Потому от дружных, единообразных, разумных действий господина директора и твоего и наставников, сколько от них зависело в деле воспитания,

дух воспитанников [нашей] гимназии, благодатию Божией, есть дух истинно христианского учебного заведения; ученики отличаются благочестием, кротостию, послушанием, почтительностию, прилежанием, развитостию. Это – благодать великодаровитого Бога, это – милость Божия, это – прекрасный задаток будущего. Дай Бог, чтобы этот дух поддерживался и впредь; надеемся, что твой преемник будет вести дело воспитания также в этом духе. Это – самая прочная основа гимназии, порука для всестороннего успеха. Теперь ты скоро удалишься от нас – с миром отпускаем тебя, всеми благожеланиями приветствуем тебя, да продлит Господь дни твои, да умножит в тебе воспитательскую мудрость, да даст тебе воспитать многочисленных чад твоих в христианском благочестии и да сподобит тебя некогда видеть чад от всех чад твоих. Засим скажем тебе прости: прости, любезный Федор Карлович, и не забывай нас, хоть изредка навещай нас, твоих старых знакомых.

Опахалову пригрозить.

Конспекты сочинений спросить.

В постные дни готовить стол из соленой рыбы: трески или селедки, ухи свежей. А чай пить со сливками, ради немощей моих. (Молоко, яйца не надо.)

Прости мне, Господи, слово злобы и зависти против отца моего (протопресвитера Павла), да не дойдет до него слово мое.

По утрам никогда не пей чаю, ибо питье чаю утром и не нужно вовсе, и бесполезно, и вредно для тела и для души; равно также не есть поутру.

Зачем я сегодня пил утром кофе и чай, когда дал слово не пить? Безумец, непостоянный, не имеющий твердости. Зачем я на ночь ем, когда это для меня очень вредно?

Ветхая старая прелесть.

Все, что у меня, – не мое, а Божие: и потому отнюдь я не должен жалеть чего-либо из вещей ближнему, а жалеть только ближнего: от чиста сердца друг друга любите прилежно [1Пет. 1, 22]. Если кто обижает меня – это он делает по научению и по насилию от диавола и не заслуживает, чтобы я на него гневался или озлоблялся: виноват диавол, а человек немощен.

То по всему телу разольется золотуха, то концентрируется. Беда, коль по всему телу: когда концентрируется, легче – она тогда близка к исходу.

Устроить чтение Ветхого и Нового Завета в зале какой-либо в известные дни, особенно в пост. Познакомить с пророками.

Пожар в Кронштадте был как будто делом [...]: появилась вдруг какая-то женщина пьяная, просила вспоможения, а сама между тем выглядывала, где бы получше сделать поджог, и вот сделала поджог в доме [К.] и у лютеранской церкви. А я еще дал ей рубль!

Митрополит Иннокентий. Толстой. Филарет90.

В банях Бритнева – прегадкая вода, нечистая. Свербеж ужасный от ней делается.

К голове Филиппу Степанову сходить, захватив свои две книжки – Беседы и св. Евфимию, и напомнить о наперсном кресте.

Директор взыскал с меня за то, что я опаздываю в класс несколькими минутами по службе церковной или не могу вовсе быть в классе, и за беспорядки, делаемые учениками в мое отсутствие.

Кто наблюдает за преподаванием Закона Божия? – Сам директор или инспектор, а не гувернеры и не учителя других предметов или кто-либо из законоучителей.

Учителя и гувернеры превышают свою должность, суются не в свое дело, подглядывают, прислуживаются, наушничают.

* * *

87

Канон умилительный ко Господу нашему Иисусу Христу, песнь 9-я: От Адама, Иисусе мой, согрешившыя вся, прежде закона и в законе, Иисусе, и по законе окаянный, и благодати, Иисусе мой, победих страстьми окаянно: но Ты, Иисусе мой, судьбами Твоими спаси мя.  

88

Акафист Пресвятой Богородице, кондак 11-й.

89

Рамбов – простонародное наименование города Ораниенбаума (ныне город Ломоносов).

90

Святитель Иннокентий (Вениаминов) занял Московскую кафедру после кончины святителя Филарета (Дроздова; † 20 ноября 1867). В это время обер-прокурором Святейшего Синода баз граф Толстой.



Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 13 : 1867-1868. - 2008. - 275 с. ISBN 978-5-902112-61-7

Вам может быть интересно:

1. Дневник. Том XIV. 1868-1869 – Май 1869 г. праведный Иоанн Кронштадтский

2. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

3. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Хвастовство святитель Димитрий Ростовский

4. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Миротворцы преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

5. Собрание сочинений. Том 3 – Речь по принесении присяги дворянством Харьковской губернии, пред началом очередных выборов, 15 октября 1885 года. архиепископ Амвросий (Ключарев)

6. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – ПЕРЕМЕНА ОБИТЕЛИ святитель Игнатий (Брянчанинов)

7. Изъяснение Песни песней Соломона – Беседа 13. Толкование на Песн. 5, 8–12 святитель Григорий Нисский

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – Иоаким – девятый патриарх всероссийский профессор Александр Павлович Лопухин

9. Дневники. Том II, 1881-1893 гг. – Посещение Церквей прихода о. Федора Мидзуно равноапостольный Николай Японский (Касаткин)

10. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 122. Об архиерействе преподобный Антиох Палестинский

Комментарии для сайта Cackle