Азбука веры Православная библиотека святитель Филарет Московский (Дроздов)

святитель Филарет Московский (Дроздов)

"Дела их ходят вслед их". Святитель Филарет Московский и протоиерей Александр Горский Мельков А.С. 0

"Премудрость созда себе дом" священник Павел Хондзинский 0

«Ненавидь врагов Божиих»? Александр Ткаченко 0

Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского проф. К.Е. Скурат 0

Богословские воззрения святителя Филарета. Пути русского богословия протоиерей Георгий Флоровский

Великий и в малом Московский митрополит Филарет А.П. Лебедев 0

Взгляд на жизнь и деятельность московского митрополита Филарета проф. Н. И. Барсов 0

Воссоединение униатов и Филарет, митрополит Московский проф. И. Н. Корсунский 0

Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой лаврской семинарии митрополита Филарета прот. Александр Смирнов 0

Деятельность Филарета, митрополита Московского, в холеру 1830-1831 годов проф. И. Н. Корсунский 0

Догматическое богословие по сочинениям Филарета, Митрополита Московского сост. А. Городков 0

Значение митрополита Филарета в истории русской проповеди прот. Василий Виноградов 0

Книги и статьи о свт. Филарете (Дроздове) и его произведениях 0

Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского сост. П. Хондзинский, Г.В. Бежанидзе, Н.Ю. Сухова, А.И. Яковлев 0

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как ученый-библеист, иерарх и проповедник Дмитрий Рыбаков 0

Митрополит Филарет, как богослов Тареев М.М. 0

Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Дроздова) проф. Н.И. Барсов 0

Московский Златоуст (Филарет Московский) Сегень А.Ю. 0

Неизданная статья епископа Никодима (Казанцева) о митрополите Московском Филарете еп. Никодим (Казанцев) 0

Некоторые воспоминания о митрополите Филарете М.М. Евреинов 0

О Филарете, митрополите Московском, моя память еп. Никодим (Казанцев) 0

Памяти великого святителя. Митрополит Филарет как библеист проф. Д.И. Введенский 0

Петербургский период жизни митрополита Филарета (1808-1819 г.) прот. Александр Смирнов 0

Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), митрополиты Московские: (сравнительная характеристика их нравственного облика) прот. Василий Виноградов 0

Послужной список митрополита Филарета, 1867 г. 0

Разные случаи, бывшие по молитвам В. Митрополита Филарета протоиерей Александр Горский 0

Святитель Филарет Московский [Дроздов] в письмах к Степану Дмитриевичу Нечаеву проф. М.Д. Муретов 0

Святитель Филарет, митрополит Московский. Пути русского богословия протоиерей Георгий Флоровский

Священное Писание и Предание в экклесиологии святителя Филарета (Дроздова) Н. Ю. Сухова (ПСТГУ) 0

Соч. архим. Филарета (Дроздова) «Разговоры между Испытующим и Уверенным о православии Восточной греко-российской церкви» прот. Ливерий Воронов

Удивительная икона святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского священник Константин Пархоменко

Филарет (Дроздов) проф. И. Н. Корсунский 0

Филарет Великий. О жизни и проповеднических трудах святителя Филарета (Дроздова) диакон Георгий Малков 0

Филарет Дроздов (Дроздов Василий Михайлович) Русские писатели-богословы

Филарет, Митрополит Московский, в его отношениях и деятельности по вопросу о переводе библии на русский язык проф. И. Н. Корсунский 0

Библиография

Библейская история

Догматико-полемические труды

Литургика

Нравственно-аскетические труды

Основы православия

Отзывы и рецензии

Письма

Священное Писание Ветхого Завета

Слова

Аудиокниги

святитель Филарет Московский (Дроздов)

святитель Филарет Московский (Дроздов) (1782–1867)

Дни памяти: 5(18) октября (Московских святителей), 19 ноября (2 декабря)


Детские и молодые годы

Святитель Филарет (мирское имя — Василий Михайлович Дроздов) родился в Московской губернии, в городе Коломне, в семье диакона, 26 декабря 1782 года. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к линии потомственного духовенства.

В детстве Василий получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отмечают, что уже в этом возрасте в нём проявились стремления к знаниям.

По достижении надлежащего возраста, он был зачислен в Коломенскую семинарию. Учился с охотой, слыл в числе лучших студентов. Затем он продолжил образование в Троице-Сергиевой Лавре.

Праздных компаний он не любил и выделялся среди однокурсников привычкой уединяться: в основном для молитвы, или для чтения назидательных книг. Кроме того он любил играть на гуслях и в шахматы.

По окончании образовательного курса Василий Михайлович принял предложение руководства и остался работать преподавателем поэзии.

В своё время он попал в поле зрения великого русского пастыря, митрополита Платона (Левшина), подвизавшегося в Вифанском скиту, неподалеку от Лавры. Владыка заметил его дарования и прозрел в нём Божьего служителя.

Однажды жители Коломны обратились к митрополиту Платону с житейской, казалось бы, просьбой определить к ним Василия Михайловича священником. Но просьба была отклонена: владыка Платон предполагал для него другое будущее.

Монашеская жизнь

16 ноября 1808 года Василий отрешился от мирской жизни и постригся во ангельский образ, получив новое имя — Филарет, в честь и память святого угодника Божия, Филарета Милостивого.

Через несколько дней митрополит возвёл новопостриженного в сан иеродиакона.

Поначалу отец Филарет предполагал соединить свою дальнейшую жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой. Но в связи с реорганизацией деятельности духовных школ его вызвали в Петербург.

В 1809 году он получил назначение на должность наставника философии в Петербургскую академию. Кроме того он преподавал церковную историю.

Удостоившись звания иеромонаха, отец Филарет стал проповедовать как пастырь. Его проповеди отличались особенной глубиной и вместе — доступностью. Вскоре о нём говорили даже на дальних окраинах Петербурга, и даже в самых высоких светских кругах.

В 1812 году отца Филарета назначили профессором богословия. Тогда же он занял место ректора академии. Ректорскую деятельность он совмещал с проповеднической, преподавательской и писательской.

Вскоре Промыслом Божьим отец Филарет был поставлен на должность настоятеля Юрьевой Новгородской обители.

Во время Отечественной войны 1812 года, он, в меру сил, помогал Родине молитвами и пожертвованиями на военные нужды. После победы над полчищами Наполеона будущий святитель Московский, по поручению церковного начальства, составил текст особого молебствия о спасении Отечества.

В послевоенный период он принял участие в переводе Священного Писания на русский язык: занимался подбором переводчиков, а часть текстов перевел самостоятельно.

Святительское служение

В августе 1817 года архимандрит Филарет был рукоположен во епископа Ревельского. С этого времени он исполнял обязанности викария Петербургской епархии.

В марте 1819 года святитель Филарет был посвящен в архиепископа, получил назначение на самостоятельную кафедру в Тверь. Возглавляя Тверскую епархию, он совершал поездки по вверенной ему территории, лично участвовал в богослужениях, много проповедовал, общался с духовенством и мирянами, вникая в их нужды, чем мог помогал.

В 1820 году его перевели в Ярославль, а на следующий год — на Московскую кафедру.

В 1823 году был издан его Катехизис. Благодаря чёткости содержащихся в нём формулировок, ясному и доходчивому изложению материала Катехизис сразу же превратился в бестселлер. Вскоре после выхода его в широкую печать, понадобилась его переиздание. После этого он переиздавался снова и снова. По сей день этот труд пользуется уважением и популярностью среди верующих.

В 1826 году святитель был возведен в достоинство митрополита. Несмотря на столь высокое духовное звание в быту его окружала достаточно скромная обстановка.

Митрополит Филарет мужественно отстаивал интересы Церкви. По роду своей деятельности и прямолинейности характера ему приходилось вступать в споры с разными власть имущими людьми, вызывать раздражение и интриги со стороны тайных и явных противников.

Много внимания он уделял вопросам о преодолении расколов, возвращению в Церковь заблудших людей, в частности униатов и старообрядцев.

Когда в 1830 году Москву потрясла вспышка холеры, митрополит Филарет организовывал молебны и крестные ходы. Его борьба за здоровье паствы сказывалась и в противодействии повальному пьянству.

Согласно свидетельствам современников, Бог, по молитвам святителя, исцелил множество людей: одна девочка излечилась от болезни ног; другая девица, крестьянка, избавилась от немоты; третья, дочь купца, оправилась от ревматизма.

Московские жители питали к владыке чувство высокой любви. Толпы народа регулярно поджидали его в местах возможного появления, ища напутствий и пастырских благословений. Вплоть до глубокой старости святитель старался лично участвовать в храмовом богослужении. Обыкновенно, по завершении служб, он благословлял каждого.

Святителю Филарету Московскому была подана на подпись бумага о запрещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу святитель Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят его за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза в ночь повторялся этот сон. На утро святитель позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни, и спросил, за кого он молится. "Ничего достойного нет во мне, владыка, - смиренно отвечал иерей. - Единственно, что на сердце у меня лежит - это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах, мне известных". "Ну, благодари их", - сказал провинившемуся святитель Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещанием оставить свою слабость.

Одной из важнейших задач он считал просвещение верующих. По его пастырскому благословению и при его непосредственном участии преподаватели Московской академии начали перевод сочинений отцов Церкви на русский язык. В то же время он остерегался просвещения по Западному образцу, видя в этом большую опасность и предрекая возможные катастрофы.

Незадолго до смерти, в 1867 году, святитель узрел в сонном видении отца. Тогда его любимый родитель сказал ему, чтобы он берёг 19-е число. Как именно следовало понимать эти слова, явившейся не раскрыл. Но святитель отнесся к ним с должной мерой серьёзности и решил в этот день каждого месяца обязательно причащаться Святых Даров.

В последние дни своей жизни он предупреждал желавших его навестить, чтобы приходили до 19-го ноября. В этот день, в 1867 году, митрополит Филарет мирно скончался и отошёл к Богу.

Проводить архиерея собралась почти вся Москва. Тело митрополита схоронили в Троице-Сергиевой обители, в храме Святого Духа.

Литературное наследие

Круг вопросов, рассмотренных митрополитом в его произведениях, достаточно широк. Он писал и научные трактаты, и пособия, предназначенные для простого читателя. Среди прочих творений уместно отметить: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви, Слова и речи, Христианское учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных, Учение о семейной жизни, Толкование на Книгу Бытия, Молитвы, Начатки христианского учения или краткая Священная История, Мысли и изречения, Беседа к глаголемому старообрядцу о Стоглавном соборе и о истинном согласии с Православной Церковью, Значение церковной молитвы о соединении церквей, Государственное учение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями, О стологадании, О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческаго седмидесяти толковников и славенскаго переводов Священнаго Писания и др.

Тропарь святителям Московским, глас 4

Первопрестольницы Российстии, / истиннии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Кондак святителям Московским, глас 3

Во святителех благочестно пожисте / и люди к богоразумию настависте, / и добре Богу угодисте, / сего ради от Него нетлением / и чудесы прославистеся, // яко ученицы Божия благодати.

Тропарь святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 4

Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея, / моли даровати Церкви утверждение, // людем и душам нашим спасение.

Кондак святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 2

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, / добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете, / яко пастырь праведный и исповедник непорочный, / по святем преставлении / от безбожных поругание и поношения приял еси, / Бог же знаменьми и чудесы тя прослави // и заступника Церкве нашея яви.