Источник

Октябрь 1883 г.

1 октября

Пред самой утреней начал было мучить меня демон злобный, но за покаяние и усердное призывание имени Господня по припадании к святому престолу Господь избавил меня от адской тесноты и змииного яду и даровал здравие и мир. При чтении Евангелия опять лука­вый демон запнул меня и не дал кончить всего Евангелия и потом многократно на молебнах запинал меня на всех, где был, и в церкви, и в домах. Диавол ужасно свирепел во мне всё время с обедни, когда она кончилась (восемь с полови­ной часов утра), и до десяти с четвертью часов. Причина и повод – вчерашнее угощение и вино у Елисаветы Агаф. Почти ничего я не закусывал у нее, а это было вредно, только фрукты ел и вино пил. Килек много есть вредно для меня, золотушного: я раздражителен делаюсь.

1 октября, в Покров, служил раннюю обедню в Думской церкви вместе с отцом иеромонахом Леонидом с обильными слезами, быв искушен предварительно от супостата угрызением смущения и боязни от Велиара. После обедни испытывал тягчайшие искушения при совершении молеб­нов в домах (у Степана Игнатова на горе, у Морозовой и ее зятя в доме Цепова); блудные наваждения лукавого мучи­ли меня, доколе я не лег отдохнуть дома. У отставного гене­рала Алекс. Ивановича Трусова служил молебен с боязнью демонскою, не мог выговорить всего Евангелия, ектении, молитву водосвятную опустил, а люди они весьма добрые и простые, но, первый раз служа, чего-то боялся, сам не знаю – дикость какая-то!

Всенощную в Думской церкви служил до полиелея несколько холодно и вяло, а с хвалитех и особенно после Евангелия, которое дал Господь почти всё прочитать искренно, сердечно (с пропуском немногих слов в начале и в конце Евангелия от Луки последнего), чувствовал себя покойно, легко, довольно, весело, животворно бла­годатью Христа Бога моего. Отпуст крадучи говорил, молитву Христе, Свете истинный не читал, велел петь певчим Взбранной Воеводе.

У Михаила Осиповича Бритнева молебен служил сначала боязливо, робко, ощущая в себе мысленное диавольское действо, от боязни пропустил слова при чтении Евангелия Божией Матери от Луки и потом при чтении Евангелия водосвятного, затем рванулся внутренне, чтобы разорвать сети диавола, принял бодрость, смелость, решительность и стал усиленно громко выговаривать возгласы ектении водосвятной и молитвы водосвятной и благодатью Божьею прогнал супостата; стало так легко, весело, мирно, живо­творно. Но окаянный на одном слове невыговоренном запинает и уязвляет, и он опять уязвил меня при отпусте, который я скрал, говоря скороговоркой, как и в церкви. О благодати победы над врагами я молился Господу и получил дар мужества и силы, иначе не победил бы. Слава Господу!

Не делай чести диавольским помыслам и оргиям, не останавливайся на них, но [...] силою Христовою и делай дела благочестия, молитву общественную или домаш­нюю, или чтение слова Божия, или другие добрые дела.

Нашим педагогам в светских, а отчасти и в духовных учебных заведениях надо иметь в виду слова Спасителя, сказанные Марфе: печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу [Лк.10:41–42], – а единое на потребу вы и оставили.

Отец Леонид иеромонах говорил прекрасные слова об отце Платоне Ивановиче Карашевиче, протоиерее Исаакиевского собора, его беззавистности, доброжелательстве, кротости, незлобии, а я не так думал о нем – согрешил и ошибался. Погрешительны помышления человеческие и лукавы, не надо принимать их за чистую монету. Себя надо осуждать искренно и исправляться.

Благодарю Господа за дар здравия, коим я наслаждал­ся, хотя и недостоин того. Да употребляю во славу Твою здравие мое.

В начале подвига молитвенного человек неохотно, не сердечно, лениво, разнежено принимается за него, но если принудит себя самодеятельностью мысли и чувства к разумной, сердечной и охотной молитве, то благодать придет на помощь ему и молитва принесет ему величайшее удовольствие, сладость, свет, мир, легкость и великую отраду. Так в общественном, так и в домашнем богослужении. Царство Небесное силою берется, и употреб­ляющие усилие восхищают его [Мф.11:12].

Показав Свою Матерь Пресвятою, Пречистою, Нетленною, Преблагословенною и Славною, Господь явил чрез то, каковы будут и все истинные Его последо­ватели и ученики, то есть что и они по мере веры и усер­дия в добродетели удостоятся святости, нетления, благо­словения и славы в вечном Царстве Его, как и сподоби­лись того бесчисленные сонмы святых.

Заимствовав плоть и кровь от Пресвятой Девы Богородицы, и обитав в Ней при чревоношении, и родившись от Нее, и вечно соединившись с Нею во един дух, ибо соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [1Кор.6:17], какой святости, каких чудных добродете­лей исполнил Ее всю Сын Ее и Бог, какими дарами укра­сил, какою премудростью, красотою небесною, каким нетлением, благоуханием, каким величием почтил Ее! Какою любовью, кротостью, долготерпением к грешникам Она исполнена по подражанию Сыну Своему! О Владычице! Не остави нас, падших в тлю греховную, грешных и оскверненных всякими нечистотами, но призирай на нас, просвещай, вразумляй, очищай и спасай нас, яко Мати Спасова.

Враги бесплотные иногда как бы потопляют душу нашу грехами и страстями: унынием, злобою, раздраже­нием, нечистотою, упорством или упрямством, сластолюбием, алчностью, леностью, рассеянием, корыстолюбием, тщеславием, любовещием, гордостью, завистью и подобным. Нужны терпение и молитва усердная. Потоп отхлынет, и станет легко.

Видя Бога в прекрасном Его зерцале – в прекрасных всяческих созданиях Его, поспешай к зрению Его лицом к лицу, спеши очищаться от тли и смрада грехов и украшаться добродетелью: любовью, кротостью и смирением, милостью, чистотою, терпением, воздержанием.

2 октября

Воскресенье. Благодарю Господа, много­кратно избавившего меня в начале литургии поздней (в Думской церкви) от умерщвления диавольского, от запинания его страстями житейскими и даровавшего мне очищение, оживление, мир, свободу и слезы умиле­ния в изобилии. Заамвонную молитву скрал, только конец ее в слух всех выговорил громко. (Закусив у Олимпиады Коргуевской, я отяготил себя, съев копче­ной лососины и яйца всмятку.) Вечером читал в Доме трудолюбия о Покрове Божией Матери.

Благодарю Господа, сотворившего со мною великую милость за покаяние мое в неисправном, неискреннем, неохотном служении напутственного молебна племян­нику моему Евдокиму Васильевичу Фиделину. Враги невидимые обычно палили меня, неготового к служению из-за пресыщения мясом, щами и пирогом, смутили, навели боязнь, леность, отвращение к словам Господним, и я не мог прочитать дивного Евангелия от Иоанна: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте... [Ин.14:1]. Ужасно смущает и путает меня враг при чтении словес Священного Писания. И вообще часто запинает меня при отправлении бого­служения общественного и домашнего, наводя боязнь и страх, связывая и поражая сердце и язык. И как долго я борюсь с врагами! И как я часто бываю бессилен в этой борьбе, и всё из-за чревоугодия и сластолюбия: плоть моя, страсти мои – вот враги мои первые! Ее надо умерщвлять, истончать постом, молитвою, памятью смертною, Судом Страшным, богомыслием, чтением Божественных книг.

Весьма часто я бываю неискренен в служении и про­тив воли моей, слова мои, мысли и чувства мои не согла­суются с богодохновенными словами и духом молитв церковных. Увы мне, многострастному, недостойному, неготовому к служению Господу Богу моему, увы мне, лукавому, лицемерному, блудному, любовещному и любоименному, недоброжелательному, самолюбивому, сластолюбивому, гордому, непокорному, злому, гневли­вому и раздражительному, ленивому, нерадивому! Когда я исправлюсь! Секира смертная приближается ко мне, готовая посечь меня. Знаю, что если искренно буду работать Христу, а не себе, искренно жить, то буду искренно и служить, искренно думать, любить и говорить. Уясни мой язык, Спасе мой, разширив моя уста и исполнив я, умили сердце мое, да, яже глаголю, последую и, яже убо учу, сотворю первее: всяк бо творя и уча, рече, сей велик есть. Аще бо глаголю, и не творю, яко медь звенящая вменюся; темже рещи ми подобная и творити полезная даруй, Едине, сведый сердечная142. Аминь.

4 октября

Вторник. Утро. Преисполнен сознания и чувств благодарности и благоговения ко Господу за неизреченную Его ко мне милость во время утрени, когда супостат диавол разлил в мое сердце яд свой и раз­жигал меня озлоблением и ревностью на отца Александра Таратина, который, я думал, утаил много денег в свою пользу из сбора со крестом в праздник Покрова (на горе и на Господской несколько собрал только сорок рублей). Я каялся в своей злой мнительно­сти, рвении, зависти (как будто добру завидую) к нему, обогащающемуся более и более и не расточающему име­ния убогим, и Господь поправил мои помышления, исце­лил меня, пременил сердце, погасил пламень адский, извлек жало змия, которое и потом усиливалось проник­нуть в сердце при чтении канона, и я опять каялся и молился тайно и наконец совершенно избавился усилием моим и благодатью. О, насилие греха! О, злоба диаво­ла! О, прелесть убийственная!

Благодарю и славлю Господа, совершившего во мне дивные силы милости и благости Своей быстро, как быстра молния, во время молебна и особенно после молебна, когда враги невидимые уязвляли меня своею злобою, излив в сердце яд свой. Я в покаянии только воз­звал ко Господу – и сейчас исцелился, успокоился, уте­шился. При чтении канона Богоматери после молебна в квартире Степаниды Аввакумовны Юдиной также уязвил враг другим грехом, но по молитве покаяния я опять избавился. У Михаила Алекс. Дмитриева на молеб­не также Господь явился помощником, и прежде того в церкви во время и после вечерни.

5 октября

Среда. Приношу всесердечное благодаре­ние Господу за превеликую Его милость (до трех крат) избавления от ядовитых зубов змииных, подвизавших меня на неприязнь к отцу настоятелю под тем предлогом, будто бы он противник благочестия и благоустроенного отправления Божественной службы – утрени и вечер­ни. В первый раз змий отрыгнул во мне злобу на отца Александра под пустым предлогом, что он не записывает своеручно доходов в книгу. Благодатью Христовою утре­ню пел и читал торжественно, громко, непреткновенно. Четыре канона читал: Кресту и мученикам, Божией Матери, мученице Харитине и святым Петру, Алексею, Ионе и Филиппу. Благодарю Господа за дар здравия и голос громкий, чистый, выразительный, за душевное обновление, утешение, за мир, легкость и свободу духа, за насыщение благодатью и напоение живою водою Духа Святого.

6 октября

Четверг. И нынешний день многочислен­ными или, вернее, бесчисленными милостями Божьими мне я преклонен исповедать их и воздать славу и благо­дарение Господу, ибо и во время утрени и вечерни, и после служб Господь избавлял меня по молитве покая­ния моего от ядовитых угрызений диавольских, исцелял душу мою от язв Велиаровых, от смятения, тесноты и боязни и умиротворял и водерзновлял ее. Слава Его всеблагости, скоропослушеству, благоуветливости и благопременительности. А мне стыдение лица оттого, что я пребываю неисправленным, безвременно, с алчностью ем и пью, сребролюбствую, льщусь очами и сердцем, засматриваясь на красоту всякую и всем существом пре­дан земному, суетному и тленному – тому, что развра­щает и тлит душу мою, удаляет и от Бога, и от любви к ближнему, не памятую о смерти, скоро подкрадываю­щейся ко всякому.

Супостат наш и Божий диавол своим дыханием мерз­ким и вселукавым и прелестью своею заразил, осквер­нил и оскверняет нас в самом источнике жизни – в духовном и телесном, в сердце и в органах телесных, в самом входе и исходе жизненном мужском и женском, осквернил и оскверняет прелестью и похотью к ним рас­тлевающею, ругаясь ежедневно и ежечасно тому, пред чем надобно благоговеть, что подобает чтить скром­ностью, неприкосновенностью, целостью и чистотою. Слава Тебе, Христе, хранящий человечество при всех ужасающих потоках растлевающего греха и ограждаю­щий его законами Твоими премудрыми, пречистыми, нетленными и к нетлению возводящими хранящих оные. Слава Тебе, всеблагий, премудрый и всемогущий Творче и Спасителю наш!

Четыре часа без десяти минут. Сейчас по дороге из дома Семгина домой удостоился на Посадской улице величайшего спасения Божия по тайной молитве покая­ния и призывания сладчайшего имени Христова. Благодарю Господа, совершившего во мне величайшее спасение во время утрени, после чего я читал и пел кано­ны с величайшим вдохновением и торжеством и весели­ем духа. Благодарю Господа за помощь при служении второй ранней обедни и за побеждение всех лютых и тончайших козней вражьих (из-за оставления верхней корочки Агнца уязвление диавола) во время и по литургии, при чтении молитв к причащению монахини и бла­годарственных по причащении.

Благодарю Господа, спасшего меня во время вечерни и после нее по молитве покаяния моего.

За городом у огородника Шереметьева служил моле­бен в пять часов вечера в присутствии его, Андрея Никитича, жены его второй, детей его, девиц и сынка и молодой вдовы, также невестки и дочери ее, прекрасной девицы Марии Григорьевны. Когда я служил молебен, тогда между мною и Господом враги бесплотные, нечи­стые всеусердно старались поставить идолом прелести эту девицу Марию и мне, многострастному, сластолюби­вому, было крайне трудно бороться с нечистыми демо­нами, пробудившими во мне нечистые, прелюбодейные движения. И после долгой борьбы едва я, сластолюбец, молитвою победил их, и то не совсем.

Скверно, безумно, злополучно, бедственно, если между мною и Богом или между мною и ближним становятся преградою и средостением погибельным страсти наши, кумиры нашего сердца: деньги, прелестные лица или вражда, зависть, гордость, одеяния лепотные и прочее.

Чрез причащение Святых Христовых Таин раба Божия девица Дарья, бывши больною в постели, попра­вилась и встала вскоре. Слава Богу!

Вчера я молился с верными о припадочном рабе Божием (кажется, Алексее). Да избавит его Господь от лютого недуга. Молился о страждущем запоем рабе Божием Тарасие, да избавит его Господь от пьянства, – всё возможно Тебе, Владыко Господи!

8 октября

Суббота. Благодарю Господа, сподобившего меня прочитать и пропеть каноны и стихиры на хвалитех и на стиховне с величайшим дерзновением и радостью духовною и с наслаждением духовным. Благодарю Господа за успешно совершенную по благодати и дару Его литургию, причем и причастился животворно, и заамвонную и отпуст выговорил сполна. Заказной моле­бен с водосвятием не хотелось крайне служить, и только усильным размышлением и тайною молитвою переломил себя служить охотно и с усердием, помыслив, с Кем я буду беседовать, Кого славить – с Господом, Господа, с Богоматерью и Богоматерь, со святою Пелагией.

На молебне в каменном доме Цепова искушение тоже преодолел именем Господа и дома по приходе в него.

Живот, то есть желудок, обыкновенно тянет душу нашу и сердце к земле, к наслаждению телесными блага­ми, растлевающими душу и тело, а дух стремится к небу, к Богу, к наслаждению вечными духовными благами. Влечения чрева и вообще влечения плотские бывают столь сильны при чревоугодии постоянном, что дух наш справиться с ними, одолеть их не может; только одна благодать, усердно призываемая в покаянии, может избавить человека от насилия и мучительства их и от совершенного пленения.

Познав величайшую, неизглаголанную сладость общения с Богом в правде Его, как я прельщаюсь обман­чивою, душетленною сладостью греха? Прочь нелепая, минутная сладость греховная, порождающая временную и вечную горечь и мучение.

Когда я вышел на водосвятный молебен после ранней обедни, который по странной лености и неохоте я не желал служить, то я одолел эту неохоту только усердною покаянною молитвою. А когда вселукавый и злобный змий начал смущать меня разными лицами, из коих одно представлялось отвратительным и нелюбезным по такой-то причине, а другое – по другой, третье – еще по иной и т.д., то я плюнул на него, познав из того его лукавство и злобу, признал всех одинаково сотворенными по образу Божию, с одинаковою душою, членами Христовыми и Церкви, сочленами моими – и успокоился.

На молебне в Чеботаревой улице у вдовы Соболевой враг смутил меня прелестным воображением позолочен­ного креста, который я хотел взять от мастера, и я, окаян­ный, к блестящему праху возымел пристрастие и на место Бога поставил в сердце кумир, хотел совместить несовместимое: Бога и мамону, как вчера на молебне у огородника Шереметьева Андрея Никитича прельстился кумиром увядающей девичьей красоты, опустив из виду несозданную, нетленную, невообразимую, бесконечную красоту Божества, на всех творениях отразившего Свою неописанную красоту. О, зачем я не помышляю непрестанно о сей первой и вечной Красоте, не вожделеваю ее единой? Зачем сего единого Сокровища нетленного не желаю и ради него не считаю всякие сокровища мира за ничто? Зачем и наслаждение плотское не презираю как загрубляющее мое сердце, и от любви Божией и ближ­него отражающее меня, и в смерть поревающее143?

Поел я с алчностью за обедом хорошего мяса, и оно камнем стало в сердце моем; я не знал, как избавиться от тесноты, делал нарочито большую прогулку, а сердце загрубело. На панихиде у полковника А. А. Петрова я избавился от тесноты искренним осуждением себя во многих моих грехах, особенно в чревоугодии, этом смертном грехе, и когда искренно сознал их и осудил себя и прослезился, тогда Господь оживотворил меня и мне стало покойно и легко. Мертвецом живым я назвал себя, погребающим мертвецов, окаянен я, беден, нищ, слеп и наг. Боже, помилуй мя!

9 октября

Воскресенье. Утреня и ранняя обедня, мною служенная. Не нахожу слов, как благодарить Господа за чудеса силы и милости Его мне грешному в начале утрени, когда Он избавил меня от лютой скорби и тесноты, причиненной мне врагом невидимым за грубое обращение с нищими, рано просившими у меня подая­ния; потом в конце утрени, когда я от боязни не выгово­рил всей молитвы Христе, Свете истинный. Читал и пел сегодня особенно торжественно, громко, с величайшею верою и упованием. На крестинах в таможне у кора­бельного смотрителя и у Алекс. Максимовича Федорова было очень-очень тяжело от врагов ради моего пристра­стия к видимости и вещности (платок, чревоугодие); у Федорова искушение по причине моего, кажущегося изъяна на золотой крестик для крестницы Зинаиды (два рубля пятьдесят копеек). Надо равно быть бесстрастным и когда приобретаю, и когда сам даю или лишаюсь чего, ибо всё вещественное как дым и прах, только духовное и невидимое вечно. Нужно иметь всю любовь и рачение к Богу и к душе своей и ближних, а эта любовь иссякает из-за пристрастия к чувственности (к пище, питью, день­гам, украшениям тела, к блестящим или изящным вещам, даже к стихийной учености, то есть мирской, а не Божественной, к книгам, когда кто приобретает по пристрастию множество книг и украшает их, а главного содержания единственной книги, царицы всех добрых книг – Евангелия (чистой любви, правды и святыни) не знает и не исполняет).

Отчего меня сильно колеблют и потопляют искуше­ния вражии? Оттого, что я слышу и читаю слова Христовы в Евангелии и не исполняю их, предаваясь лакомству, невоздержанию, корыстолюбию. Там давно произнесен суд на таких, как я. Господь говорит: всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподо­бится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки (как вчера на крестинах), и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое [Мф.7:26–27].

10 октября

Благодарю Господа, явившего мне благо­датную помощь по молитвам Пречистой Матери Своей при служении благодарственно-хвалебного молебна в Доме трудолюбия в годовщину его освящения. Благодарю Господа, одолевшего в моей немощи, под­крепленной Его благодатию, врагов моих и Божьих неви­димых, запинавших меня в словах, особенно евангель­ских в конце чтения.

Одиннадцатый час вечера. Благодарю Господа, допустившего умолить Его о моем согрешении в движении сер­дечного и плотского сладострастия от ласкосердия женского и укрепившего благодатью Своею поколебавшееся сердце мое, а затем сподобившего меня искренно, непреткновенно совершить молебен у вдовицы Евлампии.

И как жених замедлил, то задремали все и уснули [Мф.25:5]. Ныне настало это время ужасной, гибельной дремоты духовной. Все дремлют и спят, удовлетворяя страстям плотским: чревоугодию, сребролюбию, тщеславию, честолюбию, зрелищности, злобе, зависти и пр.

Плачу и рыдаю о том, что доселе не люблю Бога моего всем сердцем, всем помышлением, всею силою, а люблю себя ложною, пристрастною любовью, люблю враждую­щую против Бога и против собственной души плоть мою многострастную; плачу и рыдаю, что сердце мое не горит всегдашним ярким пламенем любви, но бывает часто холодно, неисправно, вяло, лукаво, лениво, нерадиво, неверно, нечисто, гордо, презорливо, неблагодарно, зло, завистливо, недоброжелательно, блудно, боязливо, малодушно, ропотливо, корыстолюбиво, сластолюбиво, любовещно, лицеприятно, своенравно, суетно, тщеслав­но, нелепо, дико, дичась Бога и Его заповедей, Его воли, Его святости и правды, коварно, лживо, хульно, непотребно. О, где новый человек, в которого я облекся благодатью Крещения, Миропомазания, Причащения Тела и Крови Христовой?

11 октября

Во время утрени неоднократно Господь спас меня от зубов лукавого и упокоил меня. Много, много и жестоко я пострадал в начале утрени от своей скупости и корыстолюбия, по причине коих я сделал круг (по Медвежьей и [...] улицам и по Господской до собора), чтобы укрыться от нищих. Перед обедней же я впал в ужасное искушение, когда встретилась бедная женщина у меня на лестнице, упадая на колена, часто подходящая ко мне за подаянием, и просила один рубль. Я с гневом отказал ей и дал только тридцать копеек. Ужасно я мучился от адской тесноты греха и врагов невидимых, и только по Херувимской песне Господь избавил меня от [...] тяготы, а потом и совсем. С радостью причастился, хорошо сказал речь по покой­ном А. А. Петрове.

Господи, помилуй! Ночь. Ночью в первом часу, когда я лежал на левом боку, случилась нечистая греза. Я проснулся, помолился Господу со слезами о помиловании и очищении. Нечистое сновидение случилось от пресыще­ния на вкусном, отличном обеде и от внимания к жен­ской увядающей красоте.

Если бы не было зла в нравственном мире, то не могли бы разумные твари ценить добра, всем подаваемого Богом при самом рождении и потом во всю жизнь; если бы не было страдания, не умели бы ценить блаженства; благо и блаженство какое-либо познается из противоположного ему зла и несчастья. Если бы я не предавался часто в смерть душевную за грехи мои, в искушения, в страдания от лютых демонов, от страстей своих, то я не мог бы ценить высоко блага жизни духовной, правды, святыни и непорочности, мира, бесстрастия. Не мог бы крепко доро­жить спасением и всеми благами, подаваемыми мне от Бога, не любил бы горячо Спасителя моего, ибо не видел бы на опыте, от какой беды, погибели, от какого несчастья, мучения, огня, тесноты, от скольких грехов, без преувеличения сказать бесчисленных, избавляет меня. Итак, если не было бы зла, по какому масштабу я стал бы ценить добро? Если бы не было смерти, как бы я стал ценить жизнь? Если бы не было болезни, стал ли бы я надлежащим образом ценить дар здоровья? О дражай­ший, возлюбленнейший Спаситель мой, помощник мой, покровитель мой, держава моя, прибежище мое, не остави меня, дело рук Твоих, ибо я Твое творение, Твое искуп­ление. Слава Ти, Господи, вся премудро устроившему.

Но из сказанного отнюдь не следует, что мы должны грешить, чтобы на опыте узнать благо спасения Божия, ибо сказано: не делать ли нам. зло, чтобы вышло добро? [Рим.3:8], а следует только, что мы без Бога ни до поро­га и без Него не можем делать ничего истинно доброго и потому, сознавая свою немощь, всем сердцем, всем разумением и всею силою держаться Его, постоянно прибегать к Нему, просить Его, благодарить и славить Его и не полагаться на себя, не мечтать о себе, как возмечтал ниспадший Денница и сатана с клевретами своими, что мы должны всегда благоговеть пред Творцом своим, от Которого всё и в Котором все, и покорять воли свои Его воле совершенной, премудрой, всеблагой, всемогущей, всеправедной, вечной.

12 октября

Среда. Не оставлю без сердечного благо­дарения Господа моего Иисуса Христа, сотворившего во мне чудеса милосердия Своего во время утрени и осо­бенно во время обедни в избавлении от грехов моих и в даровании мне слез умиления, неосужденного причаще­ния Святых Таин и непреткновенного, в дерзновении многом служения литургии ранней (от Евдокии Леонтьевой). Слава милосердию, долготерпению, правде и силе Твоей, Господи!

13 октября

Десять часов утра. Благодарю Господа за превеликое, всемилостивое Его заступление и избавле­ние от мучительства диавольского, четырехкратно мне явленное: в начале утрени, до канона я наказан был за жестокосердие и неподатливость к нищим и в конце ее (я огорчился на настоятеля за затвор южных дверей алтарных), потом после утрени на панихиде у Большова (жена Евдокия Ивановна умерла) и наконец после пани­хиды, когда я шел купить руководство к объяснению богослужения (Михайловского144) и презрительно и зло отнесся к нищему мещанину, послав его прочь от себя. Я заходил в собор, чтобы в покаянии приложиться к свя­тому престолу. И сколь скоро, державно помиловал меня Господь! Как я утешился, умиротворился, насладился благодатью Христовою!

С девяти часов утра, когда я поел безвременно моло­ка, съел яичницу на масле и напился чаю, я совершенно испортил себя: сердце одебелело, тело отяжелело, дух оболезнился. В гимназии (второй класс) я был скован­ным внутренне, раздражительным необыкновенно; слово мое не имело силы на учеников: они не слушались меня; я бранился, кипятился. Только в третьем классе ученики хорошо себя держали. Вечером к ошибке утрен­ней прибавил новую, отяготив себя чревоугодием у Екатерины Степановны старушки. За вечерней брало меня озлобление на отца настоятеля за то, что затворил предо мною южные двери, в которые я выходил и вхо­дил; дух злобы палил меня, теснил адски, смущал, убивал душу, но за покаяние мое Господь явил во мне чудо мило­сердия и избавления Своего, простив мне грехи и прохладив меня росой благодати Своей, даровав мир, сво­боду, легкость (я крепко прикладывался к святому престо­лу сердцем и устами с верою и упованием на безмерное милосердие и не посрамился, как и всегда). В квартире швеи Екатерины Михайловны Лебедевой (для [...] моле­бен с акафистом) злой демон сильно поджигал злобою на дьячка и теснил меня адски, я каялся и просил прощения у Господа и избавления, и наконец избавил Господь. У Большова Ивана Ивановича, купца, на панихиде Господь еще избавил от нападения духа злобы и умирил.

14 октября

Пятница. Благодарю Господа, исцеливше­го меня от головной боли в двенадцать часов (полдень). Благодарю за помощь и избавление от невидимых супо­статов при служении молебнов и панихид (у Любови Назаровой), за избавление от движения похоти плотской и похоти злой; за всё благопоспешество благодарю Господа, за удаление зла благодарю Господа.

15 октября

Суббота. Благодарю Господа всем суще­ством моим за неизреченную милость и помощь, явлен­ные мне при служении литургии за городом соборне при отпевании Евдокии Ивановны Большовой, когда я был мертв в сердце, смущен, подавлен, страшлив, бессилен для борьбы с налегшим на меня врагом невидимым. Причастился неосужденно. После скраденного отпуста литургии был я томлен врагом, но Господь избавил по усиленном покаянии и по усиленной вере в искупитель­ную Кровь Господа, в искупительные заслуги Его. Тяжело мне быть несколько дней без литургии и прича­щения, ослабеваю духом, умираю духовно.

После вечерни. Благодарю Господа за чудо милости и спасения, совершенное во мне в самом начале вечерни при покаянии и сердечном припадании ко Господу, сидя­щему на престоле, и целовании животворящего верха его. Меня умертвили пред вечерней грехи безумной яро­сти на нищих, поношения и ругательства с гневом (маль­чика за ухо подрал в гневе). Теснота и тягота были адские, смущение, срамота. Но после усиленной молит­вы и усердного целования с верою и упованием святого престола Господь помиловал меня, разрушив узы смерт­ные и даровав мир, свободу, простор и дерзновение. Слава Господу!

Благодарю Господа, излиявшего щедроты Свои на меня чрез присылку ста рублей из Петербурга от духов­ной дочери Анны Алексеевны. Спаси, Господи, рабу Твою Анну Алексеевну, избавленную Тобою от лютых демонов.

После всенощной. Благодарю Господа, явившего мне спасение Свое в лютых демонских искушениях по прочтении Евангелия (непрочитанного) и на молитве Христе, Свете истинный (тоже непрочитанной по бесовскому наваждению).

16 октября

Воскресенье. Превозношу и хвалю и бла­годарю Господа моего и Бога Иисуса Христа, Избавителя моего, избавившего меня от адской тесноты, скорби и от уз железных внутренних при сердечном моем исповеда­нии грехов и припадании к животворящему престолу (в Петропавловском пределе) пред самой литургией оглашенных. О, в какой я был беде то от скупости и жестокосердия к бедным, которые, мне казалось, пропи­вают подаваемую милостыню, то от диавольской боязни и малодушия и скрадения отпустов панихиды (при выно­се). Благодаря этой милости избавления и мира и свобо­ды душевной я всю обедню служил достойно, спокойно, торжественно, величественно, с дерзновением; только после отпустов литургии и панихиды по Андрее А. Петрове, мною скраденных от боязни бесовской, я опять получил смертоносные язвы в душе, от которых изба­вился покаянием и усердным, с верою и упованием на всеискупительную Кровь Господню, мною принятую внутрь, призыванием имени Господа Иисуса Христа. Двукратно и после того Господь избавил меня от тесноты и скорби: дома в зале пред образом Спасителя и на улице, когда я шел к Дому трудолюбия. Всё из-за нищих я искушаюсь, из-за их попрошайства частого и из-за крайнего множества просящих всякий день и много раз, а между тем по множеству просящих и Бог мне посылает.

Благодарю Господа за помощь при служении молебна у М. Бритнева с дерзновением после укоризны и обличе­ния нас, соборного духовенства, за скорое служение вос­кресной утрени и обедни (служил в Думской церкви отец Александр с диаконом Владимиром).

После вечерни. Пред великой ектенией враги бесплотные обычно наводили на меня боязнь, робость, страх мучительный, малодушный, что не выговорю прошений, но я дерзнул в надежде на Господа, стал говорить громко, усиленно, и Господь помог мне всю ектению эту и следующие до конца выговорить, непреткновенно, с великим дерзновением и силою. Слава Господу! На повечерии запугал было и запутал враг пристрастным воспоминанием о моих крестах – драгоценном и среб­ропозлащенных, но я умолил Господа отогнать прелесть от сердца моего, и отогнал Он и умирил опять меня, недо­стойного раба Своего.

С тех пор как я стал за градоначальника и супругу вынимать части из просфоры, они стали удивительно добры и мягки к бедным. Дай, Бог! Подай сие, о Мати Божия!

На двух крестинах в церкви (два младенца) и в доме Шубиной у бухгалтера крестил при помощи Божией с великим дерзновением и утешением внутренним. Благодарю Господа. Вечером был у Гречухиных. Иова прочитал всего.

Окаянный, я не с искреннею верою причастился Святых Таин 18 октября, а при внутреннем совопросничестве лукавого сердца своего. О, да отвергнуся моего сердца лукавого, слепого, глупейшего, нелепейшего!

17 октября

По утрени. Утро полно для меня величай­ших милостей Божиих: в начале утрени сильная агония с демонами, кончившаяся победою благодати Божией и миром живоносным, дерзновением в служении и силою. Благодарю Господа, не отвергнувшего меня от лица Своего.

Вечер. День сей полон милостей Божиих ко мне. Литургию совершил благодатью Божьею с великим дерзновением, хотя в начале чувствовал большую сла­бость, ибо не имел времени отдохнуть; причастился неосужденно и победил благодатью Божьею сильные козни противника. Заамвонную молитву [сказал] всю, отпуст не весь. После панихиды теснота из-за скрадения отпуста первых слов: Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш и проч.; по молитве избав­лен от ней и удостоен мира. Панихида в Мачтовом [дворе]; отпуст скрал и потому мучился, потом каялся, едучи в гимназию и вышедши с дрожек; после покаяния получил прощение. Пред вечерней, на вечерне много­кратно удостоен помилования, и после вечерни. Идя вечером в гимназию, опять получил прощение: два нищих встретили меня и просили милостыни, я разгне­вался на них, грозил посадить в тюрьму – и сам себя посадил во внутреннюю сердечную тюрьму и тесноту и только покаянием избавился.

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, милостиво принявшего покаянную молитву мою в квартире Я. Маркова, избавившего от тесноты и скорби, постиг­ших меня за жестокосердие к нищим, и даровавшего мне прощение и мир и оправдание благодатью Его.

18 октября

Святого евангелиста Луки. Благодарю Господа за многократное избавление во время утрени от злого коварства лукавых демонов и за непреткновенное, с дерзновением прочтение святого Евангелия. Благодарю Господа за совершенное во мне сию минуту избавление от нового коварства демонского, томившего и удручавшего меня. Помолился я несколько раз усердно Господу и получил милость и избавление, отраду, мир, легкость.

Десять часов вечера. Сейчас Господь дважды избавил меня от лютой адской тесноты, постигшей меня за жестокосердие и озлобление к нищим, несколько раз подходившим за получением подаяния. Господь принял мое глубокое и долгое покаяние и мою великую веру и великое упование на милосердие Божие и дал мне про­щение и мир. А за обедней сколько раз меня Господь помиловал, особенно после обедни (Прокопий много ладана положил, сам ушел; я на него огорчился). За вечерней я был в величайшей рати со врагами, усили­вался побороть их злобу, не смог (на ектенье великой), от одного взгляда на Параскеву Ивановну Ковригину воз­мутился и озлобился на нее, что [смотрит] на меня. Все ектении с трудом говорил, борясь с врагами. И после вечерни Господь много раз избавил.

Все мои лютые ежедневные прегрешения происходят от любви к миру сему прелюбодейному и грешному, преходящему, к плоти моей многострастной, к чреву, к деньгам, от мирского слития моего! То злоба к человеку, то прельщение человеком как вещью прекрасной, а не существом нравственным, то страсть к деньгам, то к одежде, то к отличиям, то к телу, к здоровью – вот что меня мучит.

19 октября

Благодарю Господа, отверзающего мне врата пятьдесят пятого лета благости Своей (день моего рождения и крещения). Благодарю Господа, явившего мне всесильную помощь Свою в адской борьбе моей во время утрени (а борьба из-за вчерашнего чревоугодия у Захарии Ивановича Сидорова кожевника и Ольги Михайловны и по причине многих даров духовных дще­рей моих мне, имениннику). Господи, помилуй. При чте­нии канонов в самом конце на девятой песне враг изловил меня на закладке озлоблением на дьячка Михаила А. Быстрякова, не отбросившего закладки, а разве он виноват? О, дерзость безумная!

Вечер. Прославляю милости Господни, излиянные на меня обильно во время литургии в избавлении от тесноты и даровании слезного умиления и неосужденного прича­щения Святых Таин; только при чтении заамвонной молитвы, читанной пред престолом, от бесовской боязни я преткнулся и не выговорил некоторых слов (Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою), особенно в конце молитвы. Отселе теснота, отпуста не мог спокойно выговорить.

За вечерней новая величайшая помощь Божия после отпуста скраденного, особенно после отпуста повечерия. Но величайшее избавление даровано мне Господом в седьмом часу вечера в конце, когда я глубоко каялся в своем жестокосердии и уязвлении нищего мальчика, настойчиво просившего в другой раз милостыни (я сильно щипнул его за подбородок, и он упал и заревел на весь город). Со мною сделалась ужасная теснота и долго про­должалась, пока я глубоким и долгим покаянием не испросил свободы от тесноты и мира Божьего.

Супостат наш диавол ежедневно и ежеминутно усиливается подавлять дух наш посрамлением, уничижением, унынием, отчаянием, смущением, боязнью и страхом там, где нет ничего страшного, подозрительностью лука­вою и злою относительно многих людей. (Как ужасно подавил он, например, вчера дух мой в конце литургии при чтении заамвонной молитвы, и я в смущении и тес­ноте усумнился выговорить некоторые слова.) Только помощью благодати Божией я избавляюсь от всеподавляющего дыхания противника, и то не без труда, ибо я многострастен, и он страстями моими путает меня, как сетями. Нужно от страстей избавиться, страсти побе­дить, отбросить, презреть плоть и мир, прилежати же о души, вещи безсмертней145, ко Господу всё желание свое устремить, всю любовь сердца. Надо прямо, смело и бодро смотреть в глаза людям.

20 октября

Вечер. Благодарю Господа, победителя ада и смерти, победившего во мне сегодня многократно ад и смерть во время служения мною утрени и пред литургией в соборе при покаянии и припадании моем к престолу бла­годати и милости. Литургию всю совершил с великим дерз­новением, причастился с живым чувством, заамвонную молитву и отпуст выговорил с величайшим дерзновением и силой, поправ коварства вражии, обычные при этом.

Благодарю Господа за избавление от коварств змииных после молебна и литии у Захарии Ивановича Сидорова и от адской тесноты и срамоты (я на молебне усумнился прочитать Евангелие молебное и водосвят­ное, ектению великую водосвятную и оттого крайне сму­тился и утеснился).

Падение человеческого рода допущено Богом чрез искушение злого демона для того, чтобы открылась и правда Божия бесконечная, а также безмерная любовь Божия к падшим и кающимся грешникам, да явятся благодать, щедроты и человеколюбие Сына Божия, ради спасения грешников имевшего вочеловечиться, постра­дать, и умереть, и воскреснуть, и вознестись туда, откуда и сошел, и возвести с Собою обоженное человечество, чтобы открылась бесконечная премудрость Божия в домостроительстве спасения. Из такой глубины падения, от такого смрада и бесчестия греховного, от такой ужас­ной, конца не имеющей погибели возвести человека в достоинство чада Божия, в достоинство обожения – о, какая безмерная благость, премудрость Божия! Какое всемогущество крестной жертвы Сына Божия! Какая сила и крепость правды Божией, карающей за грех и милующей за покаяние и веру!

Спасение человечества священнодействуется между прочим взаимной молитвой и содействием любви одних людей за других, особенно молитвами и содействием Пресвятой Богородицы, святых Ангелов и святых угодников Божиих, молитвами и содействием воинствующей Церкви на земле и членов ее одного за другого. Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться [Иак.5:16]. Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте [1Тим.2:1–2]. Потому Святая Церковь и молится ежедневно, по заповеди Христовой и апостольской.

21 октября

Благодарю Господа, явившего во мне див­ную милость и силу Свою при служении мною утрени в соборе (ектения полунощницы); под конец супостат сму­тил и лишил меня слова (ектении просительная и сугубая и Христе, Свете) [прелестью] вновь позолоченного кре­ста. О, брение146 путей! Ты ли смущаешь рабов Божиих? Не раб ли уже я злата?! Боже, избави от прелести пагуб­ной, от Тебя и от жизни Твоей и от правды Твоей меня отлучающей, в слитность мира повергающей.

Благодарю Господа за многочисленные чудеса милосердия Его во мне и силы Его, совершенные во время литургии, особенно в конце ее, по скрадении отпуста по действу диавольскому на литургии и на панихиде. Помучился я с упорным бесом, но после усиленного борения победил его благодатью Христовою. Во время вечерни и повечерия, особенно после повечерия, я избавился благодатью Христовою от мучительных козней и мучений врага. Молебны правилу Семеновой (собствен­ный дом), у Кароли в доме [Томиловой] с Божией помо­щью успешно, искренно, изящно.

22 октября

Суббота. Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Благодарю Господа за помощь благодатную величайшую против величайших искушений сатанин­ских, за величайшую ревность при пении и чтении, за неосужденное причащение Святых Таин мною и некото­рых мирян и мирянок, из Питера и здешних, за помощь при служении молебнов многочисленных (искушения со стороны красоты лиц женских, Быковой в особенности, у которой действительно ангельская красота, совершен­ство телесной красоты увядающей, а она кашляет что-то неладно; со стороны позолоты наперсного моего креста: жаль, чтобы не задымился, как будто золото слабее дыму и как будто оно стоит того, чтобы им занимать мысль и сердце и уязвлять душу, лишать ее общения с Богом, с благодатью Его; со стороны пищи и питья, со стороны немощей своей плоти (болезненность ног и нервическое раздражение во всем теле), со стороны денег). О, какое всескверное, всестрастное, вселукавое сердце! Красотою прельщается, неблагообразия отвращается и чуждается. Видимым пленяется, невидимое ни во что ставит, душу то есть, и в ней святыню и правду, которая есть истинная красота ее. О, лепота Божественная обра­за Божия! Насколько же прекраснее сам первообраз – Господь Бог! Как же не пленяется Им всегда, или Им и в Нем Самом, душа моя!

Внимай себе, чтобы сердце твое, долженствующее быть храмом Святого Духа, принадлежало только Богу и никакой твари, никакому человеку, чтоб оно не делало себе различных кумиров под видом ли красивой женщи­ны, или красивой вещи, или какой-либо драгоценности, или денег, или красоты жилища и его обстановки, или даже красивых книг, ибо и они могут быть идолами в некотором смысле (например когда книгу любят за ее красивый переплет или красивую печать и картины), или в виде знаков отличия, или в виде яств и питий, или в виде красивой одежды, или в виде своей собственной особы и своего [...]. Ибо многое множество кумиров может быть и бывает у христианина, даже, по-видимому, благочестивого. Враг бесплотный везде сеет плевелы, во всех сердцах свивает себе гнездо и живет в них или постоянно, или временно, и потому крайне надобно бодрствовать всякому, и молиться всегда Богу в искрен­нем покаянии духом и истиною, и разбивать кумиры прелести, и делать в себе храм единому Богу, украшать его, чтобы не проникли в него нечистота и скверна греха. Бог есть вседовлеющее для всякого разумного существа благо, есть истинная, вечная жизнь, несравнимая, вечная красота, сладость, сокровище некрадомое и неоскудевающее, бессмертная, нетленная пища и питие неисчерпаемое души нашей, нетленное, пресветлое, прекрасное одеяние славы, пресладостное дыхание душ наших, пресвятое солнце всякой любящей Бога души – всё для нас. Будет Бог всяческая во всех [1Кор.15:28].

23 октября

После ранней обедни. Благодарю и превоз­ношу и славлю многомилостивого Господа за избавление моего окаянства, во-первых, от сладострастного движения плоти пред самой утреней в Успенской церкви, во-вторых, от движения диавольской злобы в сердце на пришедшего в алтарь петербургского жителя торговца Николая (от Покрова) во время проскомидии: в то время я отошел с легким огорчением на неблаговременный приход в алтарь, и он ушел сейчас же. Но при совершении Святых Даров враг возбудил во мне память и озлобление на него с крайнею, томящею душу мою силою, я был в ужасном плене­нии от врага и с крайним трудом избавился покаянием и молитвою усиленною и припаданием к престолу милосердия, и Господь помиловал меня, избавил от потопления злобы диавольской. В то время (искушения) и на Параскеву Ивановну Ковригину диавол возбуждал меня за то, что она не вовремя посылает ко мне, хотя и не намереваясь искушать меня, сторонних людей в алтарь, и после было это возбуждение на нее, когда я вышел причащать Николая, и она стояла на солее и нечто говорила ему; я отослал ее на свое место, и она ушла. И по окончании литургии и молебна я искушен люто от Велиара и ломался, ёжился пред святым жертвенником, но Господь Многомилостивый избавил меня и даровал мирно потребить Святые Тайны. У офицера Кулагина в Учебном [экипаже] по причине крайне потного состояния (белье как в воде на мне было) не мог служить молебна. А пот-то мне здоров за нехождением моим в баню (долгое время).

У лейтенанта Максимова (в доме [Тона]) крестины совершал с крайним смущением и пропуском слов и выражений и целых речений по причине легкомыслия и неверия офицеров; после узнал, что и молитва родильни­це не дана, и младенцу имя не наречено по церковному чину, а самими родителями. Припадал ко Господу о помиловании меня, и Он помиловал обычно.

Вечером Господь помиловал меня величайшим помилованием, когда я искренно покаялся и осудил себя в грубом отказе в милостыне отроку чухонцу и в том, что я лягнул его ногой, имея при себе Святые Дары, с коими шел к больной Семгиной. Мальчик лет тринадцати очень приставал ко мне, а мне было недосуг. О, как было тяже­ло мне, согрешившему, и как стало легко после покаяния и прощения грехов! Слава долготерпению Твоему, Господи! Слава милосердию Твоему, непобедимому нашими злобами! 23 октября. Воскресенье.

Тяжко согрешил: опять и опять тварь поставил выше Творца, даже неодушевленное вещество – злато и драгоценные камни, которые тот же прах. О, безумие, нелепость, безобразие, дерзость и неблагодарность, несмысленность, слепое пристрастие! О, люботление, дерзость, неблагодарность, идолопоклонение! О, диавольское противление Богу! О, противоречие Евангелию, уму и сердцу своему! О, уготовление себя к муке вечной, к разлучению навеки от Бога и Ангелов святых, тогда как я быстрыми шагами должен идти к святости, к любви к Богу, к отвержению благ сего тленного мира и к Царству нетления, видимый знак коего – святые мощи нетленные.

24 октября

Понедельник. Благодарю Господа моего Иисуса Христа за безмерную милость, явленную мне в храме, в который я нарочито пришел после обедни покаяться и приложиться к святому престолу, чтобы исходатайствовать прощение угнетавшего меня греха, которое я и получил, и пошел, радуясь и благодаря Господа, избавившего меня от душевной беды (уловле­ния демонского во время молебна у швеи в доме Любови Петровны Естафьевой). Благодарю Господа за благопоспешество при служении молебнов в прихожей мещанской управы (у сторожа Архипа), у Марии Дмитриевны и Николая Назар, в доме Краюшк. и у Николая Вас., фруктовщика. Я молился тайно пред началом молебнов, и Господь помог мне одолеть грехи и страсти.

Семя слова Божия попрано бысть [Лк.8:5] – то есть когда слышим и не исполняем слова Божии, не творим добрых дел: милостыни, воздержания и пр.

Был у Броун вечером, читал в «Кронштадтском вестнике» обиду гласных думы и […] на мирового судью Волкова, обличившего их в краже общественных денег и в пренебрежении людом бедным. Льстиво держал себя несколько.

25 октября

Вторник. Утро. Благодарю Господа за избавление по молитве покаяния от адских теснот и скор­бей сердечных, постигших меня за озлобление на непо­винную и горячо преданную мне Параскеву Ковригину за избыток неразумной любви и частое целование руки, что мне крайне надоело, и за боязнь и человекоугодие при исповеди Евдокии Фаддеевны Герасимовой с умол­чанием и окрадением диавольским слов чина «Како вско­ре причастие дата больному». Горе мне было адское, и от него избавил меня Господь по молитве покаяния и припа­дании к святому престолу благодати. Велия Твоя милость, Господи. Слава Тебе!

26 октября

Среда. После ранней обедни. Благодарю Господа за бесконечно великую милость – за служение литургии непреткновенное и за неосужденное причаще­ние Святых Таин, за оживотворение моей души, умерщ­вленной грехом, за обновление, за мир пренебесный, за дар здравия телесного, за все силы Его, действовавшие и действующие во мне животворно. Аминь. Литургия по Павле, рабе Божием.

В два с половиной часа отправился в Петербург, и на пароходе и в столице видел я чудеса посещения и спасе­ния Божия во мне: на пароходе – от сласти плотской, начинавшейся в сердце и внутренностях моих от соприкосновения с женщинами, по христианской любви ласкавшимися ко мне чрез меру, в каковом возбуждении, невольном во мне, я и покаялся Господу; в столице – от нетерпения и озлобления на Параскеву Ивановну Ковригину за то, что подвела меня к Пассажу и хотела провести меня чрез него, тогда как я считал это непри­личным для священника, а потому пошли по Невскому и свернули в улицу, обошли кругом. Тут меня дважды доняла злоба и мучила, стеснила, связала у меня сердце и язык, и только вследствие усильного покаяния пред Господом тайным образом я наконец избавился от диа­вольской злобы и от тесноты и сподобился правоты, бла­гости сердца, и мира Божия, и света Божия, и простран­ства сердечного. Слава Богу! В квартире купца Киселева (Михаила Евг.), где ночевал, приснился скверный сон (прелюбодейственный), извлекший из меня жизненные соки и окалявший меня. Встал, а Киселев пьяный лежит у кровати на коврике. Я тайно прочитал молитвы от осквернения. Как неприятно, дурно чувствуется после скверного сна! Как гора на тебя навалится. Боже! Очисти меня милостию Твоею и даруй освящение!

Благодарю Господа, сохранившего меня здравым во граде Петровом (при многочисленных гостеприимствах) и в умеренности.

28 сентября

Благодарю Господа, совершившего во мне дивное, державное спасение Свое от мертвящей скорби и тесно­ты во время утрени и затем многократно во время обед­ни, особенно после того, как я без всякой нужды сокра­тил чтение заамвонной молитвы, прочитав вслух только конец ее, и затем отпуст литургии (тоже сократил). Урок мне: никогда из угождения кому-либо [не] сокращать или вовсе не читать молитвы и Евангелия или ектении и возгласы.

Благодарю Господа за помощь при служении всенощ­ной у Юденич Параскевы Алекс. Крестил у водолаза (д. Калмык.) и молебен у Параскевы Ивановны Олейни­ковой (очень легко служил). У Юденич с трудом. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты за раздражение и озлобление на дьячка Добрякова за оплошность его при пении стихир на литии. Господь принял милостиво покаяние мое о злобе моей, когда я прикасался сердцем и устами к святому престолу у Покрова. Слава Богу!

Колеблющейся душе. Разве тебе худо было с Богом? Разве ты слышала что худо? Не благо ли было тебе паче всего земного блага быть на общественной молитве или в частных беседах и чтениях? Чего ты усумнилась? Чего отвращаешься?

29 октября

В страшном искушении смущения, тесно­ты, охлаждения, раздражения и озлобления на всякую безделицу был я сегодня во время ранней обедни по рабу Божию Андрею [...] и полагаю наверное, что это про­изошло из-за вчерашнего пресыщения мною лучшей семгой с булкой у именинницы Параскевы Ивановны Олейниковой. Адовы скорби и мучительство, бесчестие претерпел я сегодня, особенно после Трисвятой песни до Херувимской или великого входа и после него (обиделся, что Прокопий, алтарный сторож, послал своего сыниш­ку подавать кадило, потом сам гремел какими-то вещами и что будто проспали мои исповедники петербургские). Я боялся, что благодать совсем оставит меня и предаст в руки диавола, и действительно всю обедню я служил в смущении и тесноте адской, крайне недостойно. Горе мне, окаянному! Заамвонную молитву читал не всю, отпуст не весь, на молебне Евангелие не всё, на другом – совсем мало. Теснота ужасная не давала мне слова ска­зать. Наконец милосердие Божие превозмогло за покая­ние, веру и упование, и при потреблении Святых Таин я избавился от всех бед. Слава Богу!

Согрешил тяжко пред Господом – с жадностью и поспешностью ел за обедом щи и мясо, за что и наказан был лишением благодати Божией при служении всенощ­ной в Успенской церкви, крайним расположением ко сну, зевотой, расслаблением души и тела, холодностью и оледенением сердца, боязнью бесовскою при чтении Евангелия (бе бо наг, и ввержеся в море [Ин.21:7] – постыдился прочитать эти слова при нечистом, блудном моем сердце), стыдением и срамотою в сердце и на лице моем по выносе Евангелия на средину и при стоянии при нем. Отпуст скрал по причине сонливости и обладания от диавола, Христе, Свете истинный закрыли певчие по моему мановению. У Кромидо в Галкинской улице слу­жил молебен по предварительной тайной молитве исправно, непреткновенно, дерзновенно, с яростью про­тив бесов. После молебна предложено было закусить яблочного пирога. Закусил. Домой на лошади; дома опять закусил мяса и молока. Лишнее. Опять алчность; осуж­даю себя.

Как приносить во мне плод семени слова Божия, когда различные страсти и житейские пристрастия к земным красотам, сластям, как терние адское, препятствуют произрастать ему и заглушают его, подавляют, пересиливают?

30 октября

Благодарю Господа, воздвигшего меня на утреннее славословие ко всенощной (утром в пять часов) и петь стихиры и читать канон. Благодарю Господа, даро­вавшего благодать совершить непреткновенно литургию (кроме заамвонной молитвы) и произнести к народу беседу Златоуста о сеятеле и семени. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты по окончании молебна и панихиды в церкви. Благодарю Господа, явившего мне помощь при совершении Таинства Крещения в доме Яковлевой (Новая улица). Благодарю Господа, избавив­шего меня от прелюбодейных помыслов и движений сердца дома и у М. Ф. Алексеева (дома картинки в «Ниве» соблазнительные и заразительные).

31 октября

С утра потерялся голос из-за посещения лей­тенанта Алексеева – квартиры до крайности теплой, сырой, в которой отворена была форточка, а я, вспотев, читал вслух книгу. И вышел потным, лег в кровать холодную.

Благодарю Господа, явившего помощь при служении молебна в Екатерининской улице у дворника Петрова.

* * *

142

Рус.: Сделай ясным мой язык, Спаситель мой, расширь мои уста и исполни их, уязви сердце мое, чтобы тому, что говорю, я следовал и то, чему учу, сам прежде сотворил: ибо всякий творящий и учащий, сказал Ты, он велик. Ибо если я говорю и не творю, то окажусь как медь звенящая. Потому говорить подобающее и творить полезное мне даруй, Один, знающий то, что в сердцах. Первоверховных апостолов Петра и Павла, на утрене канон, икос по 6-й песни.

143

Поревать (церк.-слав.) – устремляться порывами.

144

Имеется в виду многократно издававшееся «Объяснение православного богослужения» протоие­рея Василия Яковлевича Михайловского.

145

Тропарь преподобному общий, глас 8-й.

146

Брение (церк.-слав.) – глина, грязь; пыль, прах.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской Православной Церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle