Ноябрь 1882 г.
1 ноября
Понедельник. Благодарю и славлю Господа, оживившего душу мою благодатию Своею во время утрени и даровавшего благодать чтения и пения сладостного (каноны и стихиры). Наипаче благодарю Господа за милостивое избавление от злобы моей и жестокосердия моего на нищих после утрени, при возвращении моем домой окруживших меня и просивших милостыни на разные потребы. Я, окаянный, поносил одного из них пьяницей, не зная достоверно, что он пьяница. Я оскорбил члены Христовы, Самого Христа Бога в Его членах, в чем и каялся. Сильно я уязвлен был своею злобою и страдал смертельно скорбью и теснотой, но Господь преклонился на мою усиленную молитву покаяния и помиловал меня, даровав мир, простор, легкость, прощение, правоту.
Дурно и крайне вредно для души своей сделал я, что поел мясных котлеток поутру: тем я крайне расслабил сердце свое, сделав неспособным к общественной молитве и к борьбе со злыми демонами, наведшими на меня обычную боязнь и страх во время молебна в воинском присутствии. Но прежде молебна Господь дважды избавил меня по молитве моей от греховной тесноты, постигшей меня за осудительное и несколько уничижительное слово о настоятеле: раз в соборе по прикосновении в покаянии к святому престолу, другой – в теплых сенях думы, где я молился, смотря на образ в швейцарской комнате (Спасителя).
Вечером в восьмом часу Господь избавил меня, страстного, от тайного огорчения и озлобления на жену мою за ее (действительные или мнимые) хищения у меня разных вещей и ее несправедливость и придирчивость к прислуге. Я искренно покаялся тайно пред Господом, прося прощения и благопременения сердца моего, и Господь сотворил вскоре то и другое: я успокоился, распространился, утешился. Да не будет во мне места ни единому злу.
Животолюбив я, многогрешный, в смысле тленности временного плотского жития, и из-за этого животолюбия пренебрегаю заповеди Господни, вводящие в живот вечный, связуюсь житейскими похотями и сластями, порабощен различным страстям. Избавь меня, Господи, от работы сей и даруй проработать Тебе со всеусердием, да вечного живота причастник и участник буду милостию Твоею.
Благодарю Господа, явившего мне по молитве моей тайной величайшее спасение и помощь пред венчанием и во время венчания свадьбы в Успенской церкви (Егора и Марии) при лютом смущении и озлоблении, насилии от злобных и наглых демонов. Брак повенчан победоносно, непреткновенно, торжественно, громко, вопреки супостатам невидимым, усиливавшимся лишить меня слова, сделать немым и уязвить, убить дух мой. Избавил меня Господь от них.
2 ноября
Когда я собрался идти на почту в двенадцатом часу (письмо архимандриту Феодосию) и в класс гимназии, попался мне нищий из Петербурга с настойчивым требованием милостыни – обуви, одежды и денег на дорогу; сначала я не хотел, но потом пожалел его и, разменяв, дал ему 60 копеек, а когда стал припрашивать, я дал ему с досадой 10 копеек и выдрал его в гневе за волосы, но тут и беда меня схватила – враг умертвил меня; я пошел в церковь, припал к святому престолу, и Господь помиловал – яс легким и веселым сердцем пошел в гимназию, благодаря Бога. При служении всенощной у Гуляева Господь помог, [и] в квартире Анны Герасимовой помиловал меня Господь дважды, меня, рассердившегося на нее за приглашение и чрезмерное усердие: воззрел ко Господу в покаянии, и помиловал Он меня.
Сегодня на пути в гимназию после припадания ко святому престолу в покаянии и помиловании Господь избавил не только от лютых последствий греха, но и от боли головной и тошноты, продолжавшихся полтора суток после чтения лекции в Доме трудолюбия о загробной жизни. Как отрадно здравие после болезни!
3 ноября
Согрешил я ко Господу, тайно огорчившись на слугу Анну за неряшество, небрежность, неаккуратность (нестарание). (Всякий сор кладет в мешочек в месте отхожем.) Даруй мне и в ней уважать образ Твой и сочленение тела Церкви Твоей. Даждь ей, Господи, разум делать всё радетельно и в малом, и в большом.
Благодарю Господа, во время утрени дважды меня избавившего от великой тесноты и скорби, постигших меня раз за жестокосердие к бедным и неподачу милостыни, во-вторых, – за пожелание отличия и пристрастие к земной суетной чести, тогда как един Господь наше сокровище, наша честь и слава, наша жизнь и сила, и свет и разум.
Жирных мясных супов крайне избегать, особенно в постный день. Они делаются остном67 острым и бодущим для души моей и наполняют внутренности зловонием отвратительным.
Не нашедши в сткляничке68 розового масла (оно было за замком), я заподозрил жену мою в ходьбе под замок и похищении этого аромата, предназначенного для плащаницы, и вознегодовал и возненавидел ее тайно, даже плюнул на нее сзади, когда она пришла и ушла к божнице, у которой я стоял и молился; она, впрочем, кажется, не догадалась. Согрешил я ко Господу и пред женою в подозрении и тайной ненависти из-за вещи, забыв, что любовь дороже всего на свете и отпадать от нее не должно никогда и ни из-за чего, хотя бы даже лишали меня жизни, не только вещей. Помилуй, Господи!
Царствием Божиим внутри себя дорожи самым усердным образом и для сохранения его жертвуй всем дорогим для тебя, то есть земным. С Богом не разлучайся ни на одну секунду, ибо и одна секунда без Бога – великое бедствие для человека.
4 ноября
Одиннадцать часов дня. На сердце тяжесть и болезнь от ядения в весьма значительном количестве баранины в девятом часу утра (с чаем). Не надо отнюдь есть мяса поутру, да и за обедом. Полно оскорблять благодать Духа Святого мясоядением и чревоугодием! Время, время готовиться к сретению Бога, к воскресению и суду.
Не в детском возрасте – детское увлечение алчностью: поставлена на стол баранина – и давай неудержимо есть баранину, до обременения и до забвения своих обязанностей христианина и священника. Боже правый! Помилуй мя.
Поутру сегодня Господь двукратно избавил меня (за утреней) от тесноты и смерти греховной, постигшей меня за жестокосердие и неподачу милостыни нищим перед утреней (когда просили они у меня), и, во-вторых, за помысл сладострастия; когда я глубоко раскаялся в том и другом, Господь избавил меня от тесноты и даровал мир и дерзновение. Дома в девятом часу после чая Господь избавил меня от последствий огорчения на жену за ее грубое обращение с прислугой.
Имел я глупую, дерзкую (в такие лета и в моем сане священном) неосторожность наесться до пресыщения мяса утром за чаем. Что же вышло, как и надо было выйти? Я поглупел и отупел, лишился дара слова (особенно при обручении дочери Додонова (сына)), диавол поругался надо мною, навел на меня боязнь и робость, совершено расслабил и убил душу мою (вечером около шести часов). Я потерял самообладание. Подобное было позже того же дня у Николая Васильевича (фруктовщика). Пресыщение парализует, убивает внутренние силы, омрачает, посрамляет, повергает в леность и косность. О, как опасливо надо употреблять пищу!
Кто исправно дело делает (творит), тот и говорит смело, обстоятельно, ясно, смело, а кто ленив и не деятелен, предан неге, роскоши, чревоугодию, тот и говорить не может, тупеет, немеет.
Святые угодники Божии за свою любовь к Богу и ближним, за свои подвиги и самоотвержение стали выше времени, прославляются непрестанно целые века, и не стареет память их. В память вечную будет праведник [Пс.111:6].
Или сократилась рука Господня? Или Он перестал быть всеблагим и всемогущим Творцом, Промыслителем, Отцом, Искупителем и Спасителем? Или Он глух и нем и слеп, как боги язычников? – Нет, избави Бог от такого богохульства, от такого неверия, безумия, бессмыслия.
Кто Богвелий, яко Бог наш? Ты еси Богтворяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою [Пс.76:14–15] и в нас сказал и сказуешь и показуешь, и всегда, всякий день и час. Бог наш на небеса и на земли, вся елика восхоте, сотвори [Пс.113:11]. Вспомним манну в пустыне, вспомним крастелей69 [Исх.16:13–15], вспомним воду из камня [Исх.17], вспомним море расступившееся и воду огустевшую [Исх.14:21–22], вспомним Того, Кто всё создал единым словом Своим и Кто всех нас вызвал из ничтожества, из небытия к бытию и благобытию и пакибытию, Того, Кто столько возлюбил нас, Кто творит нам ежедневно из хлеба и вина Плоть и Кровь Свою – это чудо, из всех чудес удивительнейшее, любвеобильнейшее, мудрейшее, животворнейшее, и да не усумнимся в Его промышлении о нас, о нашем учреждении, столь чудно возникшем и устроенном. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною [Ис.49:15–16].
5 ноября
Утро. Благодарю Господа, сотворившего со мною величайшее чудо милости и спасения во время утрени, ибо меня, умерщвленного грехами моими (жестокосердие к нищим пред утреней; идя в церковь, плюнул на одного из них вперед (он шел позади)) – алчностью, скупостью, неблагодарностью, бесчувственностью, гордостью, злобою, – оживотворил чудно, помиловал, дав мне слезы умиления чистительные и живительные. О, с какой радостью, живостью чувства читал и пел каноны и стихиры! Благодарю Господа, претворившего печаль в радость, бессилие в силу, смерть в живот!
Вечер глубокий. Двенадцатый час. Господь сотворил сейчас по молитве слезной покаянной величайшую милость душе моей, умилил, помиловал, очистил, оправдал, оживил, обрадовал и от тяжкой муки, скорби и тесноты избавил, совершенно изменил меня в благобытие. Чудная перемена! Я молился в зале перед образом Спасителя, стоя на коленах близ столовых дверей. И так скоро последовала милость Божия! Скорый в заступлении един сый, Христе70, слава Тебе! Я осудил себя совершенно в гордости, злобе, жестокосердии, корыстолюбии, чревоугодии, скупости, неблагодарности, дерзости (против нищих), лености, нерадении, возненавидел всего ветхого человека.
Крестное знамение рукою священника в церкви или где-либо, также и мирянами употребляемое, есть оружие и меч против диавола и огонь, попаляющий бесов; мы сечем им полки демонские, потому и употребляем его часто. Оно же служит нам и помощью, освящением, подкреплением и возбуждением в молитве, в трудах и подвигах против грехов и страстей, искушений и соблазнов.
6 ноября
Суббота. Благодарю Господа, разрешившего меня благоутробно, когда я был связан узами адовыми за охлаждение сердечное и жестокосердие и неприязненное расположение к нищим, шедшим за мною с просьбой о милостыне во время шествия моего к утрени. Благодарю Господа, даровавшего мне о сем покаяние со слезами и зрение моих тяжких согрешений. О, сколь вожделенно, сколь радостно было мне отпущение моих долгов! С каким торжеством духа читал и пел каноны Октоиха и Минеи (Павлу исповеднику, патриарху Цареградскому)! Согрешив неприязнию и немилосердием к нищим пред утреней, я преступил весь закон, состоящий в любви, и огорчил человеколюбивую утробу Господа Иисуса Христа и Духа Святого опечалил злонравием своим. Но славлю неизреченные щедроты Твои, Христе Боже, и непобедимую милость Твою, непреодолеваемую моими злобами и всякими грехами. Благодарю Тебя, что Ты доселе не престаешь окружать меня радостями избавления и спасения, хотя я и недостоин человеколюбия Твоего, а достоин всякого осуждения и муки; благодарю Тебя, яко не попускаеши змию-человекоубийце поглотить меня до конца, хотя он всячески усиливается поглотить меня и хотя я достоин быть преданным на волю его за мое злонравие и пребывание во зле, навыкновение в грехах. Еще во время утрени я замечал в себе неприязненное внутреннее нападение на отца Павла настоятеля, которое отринул покаянием и молитвою и милостию Божией, и стал мирен, не быв мирен совершенно.
После утрени поел хлеба пеклеванного с маслом, запивая сладким чаем, и несколько отяготил себя.
Не надо было есть. Теперь я не могу писать писем и готовиться к классу – спать хочется.
Испортил я себя объядением с утра пеклеванным хлебом с маслом: ходил немало по улице – и всё еще тяжесть в животе и не могу заниматься чтением и письмом. Что за безумство мое! Что за […]!
Не забыть сходить к дающим ежемесячную милостыню: Неустроеву, Ф. Васильеву, Сидорову, Балабанову, Павлу Павловичу.
7 ноября
Многие и невыразимо великие благодеяния явил мне нынешний день Господь мой Иисус Христос. Во время всенощной сколько избавлений от коварства лютых демонов, особенно в начале службы: Господь даровал мне теплоту и искренность во время службы и защищал от лютости и свирепства демонов! Стихиры на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех пел отлично, чистым, звучным голосом; канон пел и читал великолепно, ясно, отчетливо, разумно, с сильным чувством и великим дерзновением. На отпусте враг запутал, запугал, оборвал, уязвил, омрачил, посрамил, но за покаяние Господь снова оживил; молитву Христе, Свете истинный по диавольскому наваждению не всю прочитал от боязни бесовской и расслабления сердца страхом, но Господь за покаяние и призывание имени Его от всего сердца опять оживил; в начале обедни враг опять умертвил, но Господь опять оживил; после великого входа враг умертвил, а Господь оживил; служил громко, торжественно (Да и тии с нами славят... не выговорил, оторопел от неразвернутого антиминса). Заамвонную не всю прочитал от боязни демонской; проповедь говорил громко, дерзновенно. Отпуст скрал и уязвился от демонов, но Господь опять исцелил. На молебнах вне церкви ужасное гонение от демонов, препоны, язвы, насилие смертельное, особенно в Доме трудолюбия у учительниц; дома у себя слезами многими избавился от ядовитого угрызения демонского.
* * *
Воскресенье. Вечер, шесть часов. Сейчас сподобился я от Господа за покаяние величайшей милости – прощения грехов, мира и свободы, ибо связан был пред сим адовыми узами за озлобление тайное на Февронию, жену [...], бывшую слугу мою, за то, что сидела в столовой с женой за столом и не встала при входе моем и не приняла благословения. Я покаялся в своей злобе от всей души, воспринял благие чувства, и Господь помиловал после усердной молитвы с коленопреклонением.
Крепко напугал сатана меня в эту ночь (на 8 ноября), явившись в доме, не знаю где, в виде мощей какой-то праведницы, совершенно покрытых, а когда я стал рассматривать, то мощи оказались покрыты флером71, из-под которого видно было постное, приятное лицо женское; когда я исполнился благоговения к праведнице, всматриваясь в это лицо, и ублажал ее, тело стало оказывать признаки жизни, мощи оказались живым человеком, стали поворачиваться, наконец они встают – и является мужчина, как бы воскресший покойник, который начинает ловить меня своими костлявыми руками, пугать меня, злобно говорить со мною; я едва вырвался из его рук на улицу; он не мог бежать за мною, но грозил мне. Какими призраками пугает меня супостат! Многочисленных избавлений сподобился я от Господа в продолжение дня (7 ноября) от многочисленных козней демонских (на всенощной у Семеновых, в церкви пред всенощной).
Священник, совершающий службы Богу в храме или в домах верных прихожан своих, должен иметь в сердце своем и хранить тщательно сокровище христианской любви, никогда не отпадающей, и с этой любовью всё и говорить, и совершать; должен иметь совершенное беспристрастие ко всему земному – к деньгам, к украшениям, к людям мирским, какого бы они звания и состояния, пола и возраста ни были, хотя бы то был сам носящий порфиру и венец; должен быть весь в Боге, взирать на святость Его, на вечную правду Его, на вечное величество Его, всемогущество Его, всеблаженство Его; должен быть во всем воздержан: в пище и питии, в одежде, в покое, в удовольствиях.
Сегодня я был мертв духом во время ранней обедни до самой Херувимской песни и непрестанно сокрушался сердцем о своей худости, греховности, своем непотребстве, своей страстности, размышляя о величии Таинства и неготовности моей к его совершению и причащению; Господь снисшел на воздыхания мои и умиротворил меня, смятенного, оживил, водерзновил. Слава Его милосердию!
Как бы из праха, из отребья я возникаю к жизни и благообразию всякий раз, как служу литургию; истинно чудесное претворение творит во мне Господь, но скоро я, неблагодарный, невнимательный, страстный и ленивый, теряю благодать и милость Божию чрез чревоугодие и небрежение о беспристрастии.
Даруй мне, Господи, чтить в каждом человеке-христианине храм Духа Твоего Святого, члена святыни тела Твоего, Христе Боже, и никогда никем и ничем не прельщаться.
Служил молебны у [...] в доме Румянцева, в доме Кароли (на болоте) во втором номере у машинистов и кочегаров (Бурачек), у Михаила Степановича (в доме Мойс.) Бородулина; здесь служил великолепно, искренно, сильно, непреткновенно, непостыдно, а у машинистов в смятении и путано, язвенно.
8 ноября
Одиннадцать с четвертью часов дня. Сейчас Господь совершил по молитве покаяния и крепкому призыванию имени Господня чудо избавления от нестерпимых сладострастных жал врага бесплотного. Слава милосердию Твоему, Господи! Слава силе Твоей! Слава благопослушеству Твоему, слава снисхождению и долготерпению Твоему!
9 ноября
Утро. Благодарю Господа, совершившего во мне спасение Свое, когда я, будучи в тесноте и скорби, воззвалко Господув покаянии, и Он, услышав, скоро помиловал меня, оживив меня и даровав мир душе. После того я торжествующим духом читал и пел каноны. Как хороши эти каноны, особенно Октоиха! Сладость, жизнь! Они как будто из нас вылились – столько в них истины, правды, реальности, или действительности. Они как будто писаны слезами всего человеческого рода, по крайней мере лучшей его части. Каким непрестанным искушениям, грехам, скорбям, теснотам, мракам подвержен человеческий род после грехопадения! Только в Господе Иисусе Христе спасение человечества. Нет другого имени, коим можно было бы спастись [Деян.4:12].
Сегодня была у меня сильная головная боль с утра до одиннадцати часов дня, с тошнотою. На дворе бездна снегу: снежная погода сильно влияет на мою голову. Желудок чист: вычистило. Вчера супу не ел. Всё вино и закуска легкая.
Вечер. Благодарю Господа, сподобившего меня скорого избавления от скорби и тесноты в церкви во время вечерни (по поводу отказа нищим) и после вечерни, когда я заходил в церковь пригласить Прокопия алтарного сходить на молебен в дом Морозовой (я проходил и приложился к святому престолу ради умилостивления), и в доме Морозовой в квартире Ивановых перед и во время молебна. О, как скоро Господь спасал меня, внимая молитве моей. Я бодро, искренно, непреткновенно служил молебен.
Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от скорби и тесноты и срамоты, постигших меня у учебного экипажа (или у штаба) за лягновение (пинок) нищего отрока, припрашивавшего у меня еще (сверх пятнадцати копеек), будто бы на дорогу. Я глубоко раскаялся в своей злобе, дерзости, гордости, самолюбии, нетерпении. О мальчике (лет двенадцати) я знал прежде, что он злоупотреблял милостыней и даже воровал, хотя, конечно, это не может быть поводом к тому, чтобы я бил мальчика. Надо кротостию исправлять [Гал.6:1].
Благодарю Господа, ищущего спасения моего и ревнующего отечески об избавлении от зла и соблюдении во святыне и правде, наказующего меня непрестанно отечески и милующего непрестанно, Божественно, благостно, державно, ободрительно и спасительно. Да ревную всеми силами души и тела и я, окаянный, о любви и правде Божией.
10 ноября
Великую помощь и милость Господь явил мне во время венчания двух браков, помогая одолевать злобнейшие козни врагов невидимых. Также после брака, когда одолели враги, запнув меня в словах и уязвив в конце. Особенно великую милость и спасение явил мне Господь в Доме трудолюбия, в зале дома, в восьмом часу вечера, когда я каялся тайно в своем жестокосердии и дерзости к нищим. Вера и покаяние спасли меня.
Благодарю Господа, скоро услышавшего меня, когда я молился с верою и упованием о погибающем в лютых грехах мастере Василие и о пострадавших от него жене Пелагее и дочери Евдокии. Только воздохнул я и преклонил колена пред святым престолом о них, и Господь совершил чудо спасения, чудо сердечного изменения с означенным Василием: вместо зверя он сделался агнцем, упал в ноги к жене и дочери, прося прощения и обещаясь вперед не делать зла.
При отправлении в Питер надо захватить фотографии Дома трудолюбия, проект и правила, или устав, запастись ответами касательно числа рабочих в нем мужского и женского пола, касательно предметов выделки мужского и женского труда, сбыта вещей, ценности их, касательно школы дневного пристанища (число детей), убежища для сирот (сколько их?), касательно средств существования в будущем (обеспечение, надежда на сбор доброхотных жертв в Питере и Москве), о необходимости поставить его на твердую почву, чтобы этот достойный имени императора72 [...] существовал прочно и без нужды, принося вечно пользу беднякам трудящимся и малым детям, чтобы таким образом достойная память великого государя переходила из рода в род. Запастись памятной запиской для себя и для господина Саблера73.
11 ноября
Четверг. Святых мучеников Мины, Виктора и Викентия, мученицы Стефаниды, преподобного Феодора Студита и святого Максима, юродивого Христа ради, Московского чудотворца. С вечера вчерашнего дня и сегодня с утра до пяти часов вечера у меня была сильная головная боль нервного свойства, особенно с девяти часов утра до вечера и вечером во время вечерни, и сейчас после вечерни нестерпимая боль, стрельба, до того, что я охал и стонал в церкви, простираясь над святым престолом обеими щеками и челом, чтобы унять боль, но она не унималась. Пришел домой, снял теплый [...], одел другой – легче; сходил испраздниться, выпил два стакана чая вприкуску (что бывает редко), и после чаю вдруг вся боль исчезла; я читал свободно газету, потом ходил к барону Буксгевдену74, затем в лавку купить два стула в кухню. Благодарю Господа за милость несказанную, что, наказав, помиловал меня и вместо адских часов дал мне увидеть часы небесные. Какую важную роль играет желудок в головных болях!
По правде Господь наказал меня вчера лютою болью головы за грехи мои, и особенно за любостяжание: сколько мне добрые, благочестивые люди дарят разных вещей из одежды: платков, рубашек (белых), подрясников, ряс, шуб, сапогов, калош, ваксы, полотенец, холста, сколько и какой пищей питают меня едва не каждый день! А между тем я сам относительно нищих большей частью жестокосерд, суров, скуп, нелюбовен, раздражителен! Боже! Помилуй и исправи меня, окаянного! Сколько раз прещедрая благодать Божия по молитве слезной в покаянии пременяла несмысленное, неблагодарное, злое, сластолюбивое, смердящее, умирающее на всякий день сердце мое, и я опять и опять впадал в тяжкие грехи.
Во время крестин у фруктовщика Николая Васил. сердце мое охладело, омертвело, отпало от Бога из-за платка шелкового от Александры Дмитриевны Мачигиной, и я был в сильном борении с врагами мысленными; боримый, был побеждаем и в конце совершенно побежден неусыпающими и настойчивыми врагами, не выговорил ектений и отпуста и крайне был уязвлен их жалом смертельным, но по молитве покаяния после Таинства получил от Господа разрешение и прощение грехов, мир и свободу духа, благость и тихость сердца. Слава Богу!
Благодарю Пресвятую Владычицу Богородицу за избавление от ужасной головной боли, ибо лишь только я послал за деревянным маслом для лампады пред Ее дивной иконой, как сейчас же почувствовал уничтожение головной боли, а лампадка погасла было от недостатка елея.
12 ноября
Восемь с половиной часов утра. Благодарю Господа, сейчас явившего во мне дивное и животворящее спасение Свое по усиленной молитве покаяния (а каялся я в огорчении и озлоблении на жену мою за ее несправедливое гонение прислуги Евдокии и жестокое, злобное обращение с нею, тогда как слуга день и ночь трудится усердно и всячески для всех нас и заслуживает вполне уважения и благодарности). Не было в костях моих мира. И вот Господь дал мир.
О митрополите справку навести (имя и отчество).
Молебен в одиннадцать с половиной часов 13 ноября (сегодня) в доме Адамовича. Просить дьячка выписку из формуляра моего сделать.
13 ноября
Память святителя Иоанна Златоустого. Поощрением и наградою для священника благочестивого служит самая пребывающая в нас благодать Божия и благоволение Божие, знамением коих служит мир Божий, всяк ум превосходящий [Флп.4:7], облечение в правду и радость в Духе Святом.
Сегодня в церкви во время утрени со мною было величайшее искушение, борение, тяжкая скорбь оттого, что я, стоя в храме и в алтаре у святого животворящего и страшного престола – значит, как бы на небе, – дерзнул мечтать о награде мне земной (орден Святой Анны второй степени), тогда как награда для священника – один Христос Бог, от Коего я поставлен, недостойный, пастырем словесного стада Его и Которому единому я служу, вечному Преосвященнику, Началопастырю, Судии, Подвигоположнику и Мздовоздаятелю, испытующему сердца и утробы наши и на самых верных весах взвешивающему все расположения сердец наших, все желания, помышления, стремления, словеса и дела наши. В самом деле, когда я посмотрю на себя беспристрастно и исследую стремления, наклонности, помышления, желания, страсти, опущения, нерадение, леность и всю сокровенную, внутреннюю и внешнюю жизнь мою, то я нахожу себя достойным не награды, а наказания, как и наказует меня ежедневно праведным судом Своим Господь и Бог мой. Где исправление многострастного сердца моего? Где старание непрестанное о спасении вверенных мне душ? Где любовь евангельская? Где самоотвержение? Где добрая милостыня? Напротив, во мне господствуют самолюбие, сластолюбие, сребролюбие, злоба, зависть, сребролюбие, скупость, нетерпение, непослушание, малодушие, уныние, страх, тщеславие, любостяжание, чревоугодие, пресыщение. Итак, наказания, наказания я достоин, а не награды. Благодарю Господа, избавившего меня от лютой скорби и просветившего сердечные очи мои.
Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя [1Кор.9:16]. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении [1Тим.5:17]. В продолжение двадцати шести лет всякий воскресный день проповедал слово Божие народу в церкви. Слово, запечатленное характером сердечной веры, простоты и искренности, имевшее по благодати Божией сильное воспитательное в духе христианском значение, особенно для простого народа. Честное, незазорное поведение, всегдашняя подвижность и усердие к исправлению приходских треб дают ему право на внимание начальства и поощрение к дальнейшему служению Церкви Божией и духовным нуждам прихожан. А так как он, протоиерей Сергиев, за таковое служение приходу не был поощряем высочайшей и начальственной милостью уже восемь лет, со времени возведения его в сан протоиерея в 1875 году (за службу при гимназии он получил орден Святой Анны третьей степени в 1878 году), то Кронштадтская городская дума справедливым полагает просить [Высокопреосвященного] ходатайствовать о сопричислении протоиерея Сергиева за двадцатисемилетнюю его службу к ордену Святой Анны второй степени.
В одиннадцать с четвертью часов дня я приглашен был сегодня служить молебен в помещение для бедных, устроенное купцом Ф. С. Герасимовым и Тимофеем Макар. N.. в присутствии [полицмейстера] Адамовича, означенных купцов, квартального и прочих. На молебне враги невидимые напали и смутили, смяли меня на чтении Евангелия и ектении освятительной и очень меня уязвили, умертвили. После молебна я шел в гимназию и всё каялся, молился, умолял благость Божию избавить меня от насилия и злобы врагов бесплотных. Долго молился: всё они меня теснили, поедали, язвили; наконец благодать и милость Божия пришли и избавили меня. Мне стало так легко! Слава Богу!
Пред самой вечерней я впал в тысячи зол из-за множества нищих, надоедавших мне; я расстроился, смутился, озлобился, не мог служить, и вот во время предначинательного псалма вечернего припал я с верою к святому престолу, моля Господа в покаянии, с верою и упованием избавить меня от тьмы тем75 зол тьмою тем Божественной благодати и милости Своей, и за веру и упование Господь тотчас сотворил со мною чудо милосердия: я, мертвый, ожил духом, успокоился, умиротворился, восторжествовал над тьмою зол. Слава чудной измене десницы Вышнего!
14 ноября
Час и три четверти ночи. К сведению всякого православного христианина. В ектениях великой и малой мы слышим всегда возношение: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Что означает это частое напоминание верным, стоящим в храме или где в доме и на улице слушающим богослужение, напоминание о Пресвятой Богородице со всеми святыми и побуждение предать себя и друг друга Христу Богу? Это напоминание Церковь повторяет в слух нам для того, чтобы мы помнили святое, великое Божественное сочленение Церкви Божией небесной и земной, торжествующей на небеси и воинствующей на земле, тесную взаимную связь той и другой, всегдашнюю близость к нам и готовность во всем нам помогать членов Церкви небесной – Матери Божией, Начальницы мысленного наздания76, святых апостолов, пророков, мучеников, иерархов, преподобных и всех святых; чтобы дорожили счастьем быть членами такой Церкви и жили свято, воздерживаясь от всякого беззакония и творя дела благие; чтобы предавали себя и друг друга во всем – в скорбях и радостях, во грехах и в правде, или в добродетели, в искушениях и испытаниях – Главе Церкви, Господу нашему Иисусу Христу; чтобы помнили близость к нам всеблагой и всемощной Главы Церкви Господа нашего и Его готовность защищать, сохранять, миловать и спасать Своих членов по Его бесконечной благости и по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых. Эти слова: Пресвятую, Пречистую и прочее – чрезвычайно важны, возвышенны, многосодержательны, утешительны для всякого истинно православного христианина: они подъемлют его дух, дают ему несокрушимую надежду на Бога, крепость и силу, убеждают жить свято.
* * *
После ранней обедни. Благодарю Господа, даровавшего мне потоки слез умиления во время утрени и особенно во время литургии ранней и благоумиленное служение с неосужденным причащением Святых Таин и с живой проповедью слова Божия. На молебне святому апостолу Филиппу для Филиппа Степановича Степанова крайне смутился при чтении Евангелия и не докончил его; после этого, как и при чтении Евангелия, мною возобладала крайняя теснота и срамота, как побежденным кознями злого супостата; но верою и покаянием я избавился от когтей его всепобеждающей благостью и благодатью Господа Иисуса Христа. Пред молебном и на молебне у Чернышева, чиновника военного, Господь сподобил меня величайшего избавления и помощи (враг ужасно смущал по поводу отданного назад шелкового платка Анне Димитриевне Мачигиной). Я непреткновенно совершил молебен, хотя враги рыкали поглотить меня. Слава Господу.
Умиленно, дерзновенно, сильно молился я Господу во время литургии, когда возлежал на дискосе Святейший Агнец Божий, вземляй грехи мира [Ин.1:29], о Доме трудолюбия, о ниспослании ему, как дождь, обильных даров вещественных и благословения Божия на все дела его. Уповаю, что молитва моя слезная взошла ко Господу и мы не останемся в стыде бедности. Давший Себя Самого как не даст с Собою всего, что просим? [Рим.8:32].
После поздней обедни. Преудивил на мне Господь милость Свою после поздней обедни.
Не видим мы на всем видимом нами начертанные ясно не буквами, а явлениями и делами слова: «тление». Так, всё тленно на земле: тела, все вещи, самый свет солнечный и звездный, огонь, вода, воздух, земля; но наши души нетленны и бессмертны, – к тленному ли прилепляться нетленной (душе)? Не к нетленному ли и вечному должна прилепляться душа? К Богу и к добродетели, к правде и святыне, к милосердию и нестяжанию?
Лишь открою уста для чтения слова Божия, как сейчас встречаюсь со львами и волками, нещадно нападающими на меня и не дающими мне слова выговаривать. Что это такое? А мне надо с особенным усердием и любовью выговаривать слово Божие. Помоги, Господи! Даруй мне творити и глаголати слово Твое!
Вчера у Филиппа Степанова на именинах я пил горькую, и рябиновую, и мадеру, да и покушал довольно.
Чокался со всеми, даже с Цеповым (раскольником), и от всего этого я оказался пленником диавола, потерял дерзновение в служении, с трудом служил краткую вечерню, краткие крестины совершил, голос потерял, чувствовал полное обладание мною диавола и на крестинах в Малой Екатерининской улице (в винопродалище). Мне ли, священнику и причастнику Святых Таин, иметь такое общение с пьяницами и курильщиками, да еще шутить, и смеяться, и объедаться, и напиваться? Впрочем, я пьян не был благодатию Божией.
15 ноября
Дивлюсь непобедимой благости и силе Господа Иисуса Христа, избавившего меня сегодня многократно от мучительных, смертноносных козней диавольских во время утрени и обедни, особенно во время утрени по сонном унынии и расслаблении сердца и особенно после вчерашнего угощения у Филиппа Степанова и Я. К. Маркова; один мгновенный помысел какого-либо мирского пристрастия к какой-либо вещи (платок Мачигиной, орденский знак второй степени) смущал меня, язвил, низлагал, но за покаяние и веру Господь избавлял от совершенного падения и малодушия. А во время литургии, в середине ее, Господь дал обильные слезы умиления с дерзновением и победою над всеми ярыми, зверскими кознями миродержца (отец диакон Николай не так то и то делал), особенно над малодушием, упадком духа и срамотой внутренней, и я прочитал заамвонную молитву всю торжественно, громко и вообще служил громко и внушительно, искренно по Божией благодати. Слава Богу!
Господь в Своем творении, в литургии – в хлебе и вине, претворенных в Тело и Кровь Христову, и в людях причащающихся. Сколь Он тут дивен! А в Крещении? В Миропомазании, в Покаянии, в Священстве, в Браке и Елеосвящении? Сколь Он тут благ, велик, праведен, всемогущ, всесилен!
16 ноября
Благодарю Господа за превеликую милость и помощь при служении полунощницы и утрени, когда борьба с демонами была тяжкая, особенно пред молитвою Христе, Свете... Во время поздней обедни была во мне адская теснота и срамота: диавол налег на мою немощь всем своим существом; с начала обедни – холодность, бессилие, мертвенность, одеревенение; это до сугубой ектении включительно и ектении об умерших; потом согрелось несколько сердце; после великого входа упадок духа; благодатию Божией восстал, но вскоре опять подавление духа. По причащении оживился; пред причащением некоторое огорчение на дьячка, и еще ранее, до совершения Таинства, за медленное пение Верую. После явления последний раз Святых Даров пред заамвонной молитвой ужасная немота, и до конца обедни: не мог выговорить заамвонной всей, отпуста тоже; сатана налег, давил. (Не вчерашнее ли питие вина, хотя немного, с Архипом? А он пьяница… И за общение с ним Бог меня наказал. А подрясник новый, дарено от Любови Назаровны? Бог весть.)
Семь часов вечера. Сейчас Господь по усердной, слезной молитве покаяния явил мне великую и богатую милость, избавив меня от поползновения сладострастия и от последовавшего за ним смятения и расслабления сердечного. Слава Господу, непрестанно благодеющему мне и сохраняющему меня во святыне, ревнующему о мне ревностью Божественной и наказующему непрестанно праведно. (От Марковых ласки чрезвычайные о Боге.)
17 ноября
Премудрость Божия, выразившаяся в пожелании и чувстве великого удовольствия при употреблении пищи и пития в состоянии голода и при соитии мужа и жены: если бы не было этого удовольствия, тогда многие употребляли бы во зло эти естественные побуждения и по разным предлогам не стали бы ни есть, ни пить, чтобы прекратить легким способом жизнь свою, ни стремиться к детородию и умножению рода человеческого, и он скоро пресекся бы, особенно завистью и злобой диавольской, но вместе с тем Творцом указана строгая мера тому и другому пожеланию – и пищи и пития, и соития полов и извержения жизненного семени, чтобы люди удовлетворяли только потребности и не обращали этих великих удовольствий в цель и забаву или в страсть, потому что в противном случае эти же удовольствия, без меры и с недоброй целью употребляемые, обращаются в жестокое наказание человеку. Слава во всем премудрости Божией! Вразуми и научи всех, Господи Боже, творить мудрые, благие, нетленные и животворные законы Твои! Аминь.
После утрени. Война духов упорнейшая, кровопролитная (в духовном смысле), полная язв душевных во время утрени, особенно после утрени на водосвятном молебне, которого не мог спокойно служить из-за огорчения на сторожа, положившего вопреки моим многократным замечаниям весьма много ладану; ектений не мог говорить малой и водосвятной, также и молитвы водосвятной; смущение совершенное, бессилие полное, ран на душе множество; кончил кое-как молебен, весь израненный в душе, но, не отчаявшись в милости Божией, я припал к непобедимому милосердию Божию, прикасаясь часто к святому престолу, и благодать Божия победила всё множество искушений во мне диавольских, язвы души исцелились, душу умирила, и оживотворила, и с Богом примирила; я пошел из храма помилованный, исцеленный, утешенный. Слава бесконечному милосердию Господа нашего Иисуса Христа! По делам моим такое искушение попущено мне от Господа за чревоугодие и винопитие мое (у Марковых и в доме Мурашова Герасима у Олейниковых от Анастасии Осиповой). Как слабеет и дряхлеет душа от невоздержания! Ужасно! А всё неймется: продолжаю лакомиться и пить вино на чужой счет! Усердно зовут, думал. Кому же угождать – Богу или людям ? Бог призывает к воздержанию, к нетлению, а люди – к тлению, как и сами порабощены тлению. И чего я множества ладану боюсь? Такой он приятный, здоровый. Одежду ли, украшения ли берегу? Хватит всего на мой век. Да и дым не вечно остается, а исчезает скоро. Чего бояться?
* * *
После обедни. Величайшее горе со мною было от искушений вражеских во всю обедню, особенно в конце: сначала холодность и омертвение сердца, упадок духа, отсутствие теплоты, бодрости, энергии, мужества, крайняя болезненная раздражительность от всякой безделицы, озлобление, страшное давление на сердце сатаны, уныние, срамота, несмеяние взирать на народ, теснота, омрачение. Причастился в тесноте, но слава Богу! Верую, Господи... произнес для причастницы беременной бодро, громко, с дерзновением; затем лишний дым от кадила и невнимание алтарного сторожа к моим приказаниям относительно кадила крайне расстроили меня, и я не мог прочитать заамвонной молитвы и сказать отпуст. Весь смутился и посрамился, впал в беду и смерть душевную, но крепким покаянием и верою и милостию Господа избавился от пасти дракона, поглотившего меня.
Отчего эта беда? От вчерашнего чревоугодия и пресыщения с винопитием и от пристрастия к телесному здоровью и к мирским вещам, от нетерпения, самолюбия и злобы.
18 ноября
Во время утрени тяжкое борение со злобными духами в начале и во всё продолжение утрени; под конец канона благодатью Божией, покаянием и молитвою веры одолел злобу на чтеца Михаила (из-за суетливости его и своей) и успокоился, получил дерзновение и непреткновенность в остальной службе.
Господа Всемогущего, всё осуществившего словом Своим и вся могущего осуществит и не сущая нарицающаго, яко сущая [Рим.4:17], молил сегодня усердно и с дерзновением удивить еще щедроты Свои духовные, благодатные и вещественные на Доме трудолюбия (пред Святыми Тайнами стоя, молил – пред сим чудом чудес, где хлеб и вино претворяются навсегда всемогущим мановением в пречистое Тело и Кровь Агнца Божия), ибо мы скудость терпим немалую по израсходовании всех сумм на устройство дома, и работа бедных не оплачивается, и на ночлег им не достается или крайне мало. Да будет! Ей, аминь!
Двенадцать часов дня. После обедни. Святою и властною рукою, еюже творит, движет Сущий во мне чрез причащение.
Благодарю Господа, избавившего меня от адской тесноты, постигшей меня за озлобление на нищих мальчиков, пристававших [ко мне], когда я шел на почту, и Господь снял с меня вину и наказание за вину, благопременил сердце мое со злого на благое, со смятенного на мирное, с утесненного на пространное, и я в этой благодати и в этой памяти и в чувстве спасения Божия служил обедню и проливал слезы умиления; служил непреткновенно, со дерзновением.
За вечерней от нашедшего дыма в церковь от топящихся печей было мне очень тяжело; я смутился на сторожей и с большим трудом говорил ектении, особенно сугубую, сокращал, урывал, уязвлялся. Но Господь принял покаяние и помиловал меня, припадающего.
19 ноября
После весьма тяжких, огненных искушений со стороны духов лукавых Господь посетил меня великой Своею милостью, избавив от злодейства вражия (на полунощнице сторож в прокуренной одежде взошел ко мне на солею – это меня огорчило). С трудом я говорил великую ектению, но канон читал с великим одушевлением и все ектении малые. Просительную и сугубую говорил непреткновенно, свободно, спокойно. Слава благодати Божией, избавляющей, спасающей, умиротворяющей, укрепляющей.
Во время литургии был в страдательном состоянии, возбужденном (при весьма вялом чтении Евангелия диаконом Николаем огорчился), после великого входа смутился, но умолил Господа – и умирился. Причастился животворно, победил невидимых врагов, сильно восстававших на меня, и заамвонную молитву прочитал непреткновенно благодатию Христовою, но – о, искушение! о, лукавство и злоба диавола! – на отпусте он запнул меня озлоблением на какую-то женщину (вроде вдовы Алекс. Сергеевича или Филиппа Степанова, показавшихся мне подозрительными относительно благожелательства касательно меня), и я не мог говорить, посрамился и долго не мог побороть мучивших меня врагов невидимых, хотя и молился и каялся. Урок: надо всех без исключения нелицемерно любить, как членов Иисуса Христа, – и самих врагов наших.
По потреблении Святых Даров все враги побеждены благодатью Христовою. На вечерне на краткой сугубой ектении и отпусте враги опять низложили меня, уязвили, убили, но покаянием и слезами я избавился от их смятения и мучительства, умерщвления и восстал, ободрился, исправился, дерзнул, победил. После вечерни на нищих по причине множества их рассердился [...], что окружили меня и не давали прохода; одного пнул ногой, повалил наземь у Гостиного двора – и чрез то опять умер душой, опять стал каяться и дома, и потом нарочито зашел в собор – приложиться к святому престолу в покаянии, и Многомилостивый и Щедрый отпустил грех мой жестокосердия и злобы и даровал мне мир и свободу. Потом на молебне в Нижней Широкой улице в доме Орловской (в конуре) враг жестоко запнул и не давал свободы слова, но усиленным призыванием имени Господня в покаянии победил врагов. О, пристрастия житейские! Как они нас отлучают от Бога и порабощают постыдно врагу! На крестинах у Павла Гаврилова (кума жены [Брусова] Евгения Васильевича) сильно побороли враги, а я сильно противился и очень громко служил; в конце поддался врагам, их лютым уязвлениям (из-за платка). Ектению и отпуст не мог выговорить, уязвился, умер душой, но после крестин неослабным упованием и молением избавился от язв бесовских благодатью Христовою и умиротворился. Слава Господу, победителем меня творящему над врагами невидимыми.
Священник неизреченными щедротами Христа Бога сподобляется целого моря благодати Божией чрез частое приобщение Святых Таин Тела и Крови Христовой и чрез совершение других Таинств. От него должны все почерпать благодать Христову в изобилии, и он должен всеми мерами заботиться разливать ее шире и шире, а не удерживать ее только в себе, тем менее не злоупотреблять ею самому своею недостойной жизнью или молчанием, то есть непроповеданием слова Божия народу. Горе мне, если не благовествую! – говорит Апостол [1Кор.9:16]. Он должен жить достойно таковой благодати, умножать ее как талант, данный Богом во спасение и блаженство его и людей Божиих и во славу Божию. В противном случае он не только может лишиться ее, но и быть тяжко осужденным.
20 ноября
Суббота. Благодарю Господа, победителя мя явившего на враги невидимые во время утрени и даровавшего мне благодать с торжественной искренностью и радостью прочитать и пропеть каноны предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы и Григорию Декаполиту и Проклу, патриарху Цареградскому, особенно же канон и молитвы ко причащению мирян. Благодарю Господа за непреткновенное и животворное совершение литургии, неосужденное, животворное причащении себя и мирян с непреткновенным прочтением молитв Верую, Господи... Вечери Твоея... Да не в суд...
Шесть часов вечера. Торжествую веселием духа полную победу благости Божией над злобой диавола и нашей человеческой за покаяние мое и молитву от сокрушенного сердца в квартире Я[кова] Маркова (в гостях). Жена моя повздорила с племянницей Руфиной, а я за это с нею самой за неблагоразумное и дерзкое обращение с ребенком двенадцати лет – и сильно уязвился, и умер от действа злобы, но умолил Господа – и ожил.
Десять часов вечера. Опять предаю памяти величайшее спасение мне Божие, когда я шел по Нарвской улице в покаянии искреннем о содеянной мною злобе нищему мальчику на Посадской улице. Господь избавил меня от смятения и бури душевной и от адской тесноты и даровал мне мир, тишину, дерзновение с оправданием, легкость.
21 ноября
Введение во храм Пресвятой Богородицы. За утреней вялость, холодность, сонливость, леность. При чтении Евангелия бесплотный лукавец и злодей-змей секнул в сердце, умертвил его и не дал мне выговаривать слов о величии Божией Матери и святости имени Божия и возбудил во мне величайшую ревность о славе имени Божия. И я читал каноны и пел их, равно стихиры на хвалитех, с величайшим одушевлением и ревностью, получив предварительно чрез молитву прощение греха малодушия и преткновенного умолчания некоторых слов евангельских. Затем милость и помощь Божия на отпусте пред молитвою Христе, Свете истинный... Во время ранней обедни в начале крайнее умерщвление от врагов бесплотных; усиленной молитвой ко Господу получил по частом припаданиии к святому престолу избавление, оживление, простор, мир, дерзновение. Во время поминания кровь из носу пошла ручьем – вытирание платком, и говорение имен неловко было; прошло. Затем на великом входе обильные слезы при величайшем сознании своей немощи и греховности и умиление. Я тонул в слезах. Затем всё благодатью Божией было благоуспешно – и причащение, и заамвонная молитва, и проповедь. Отпуст скрал невольно от смущения. При чтении Евангелия при словах сосца, яже еси ссал [Лк.11:27] – помысл лукавый и нечистый, уязвление, теснота, бессилие; покаявшись, получил свободу и простор. На молебне у Данчича, особенно после молебна, за чайным столом, – великая милость Божия по тайной молитве: враг ужасную тоску и уныние, малодушие наводил. Молитвой прогнал тоску.
22 ноября
Благодарю Господа за благодать прощения и очищения грехов моих и за перемену благую (от зла на дьячка Быстрякова за неизвещение думского церковного сторожа Николая об обедне за Филиппа [Вешкурцева]), потом за избавление от пристрастия к сластям сердца моего, возникшего во время обедни, которая есть служение пренебесное, служение нетления и бессмертия.
Благодарю Господа за обильные слезы умиления во время литургии после великого входа, за причащение неосужденное Святых Таин и за молитву заамвонную и за отпуст, за всё служение животворное.
Письма надо отнести на почту.
Благодарю Господа за поборение и очищение сластолюбивого похотения вчера после беседы во флигеле казенном в Песочной улице, когда женский пол, с такой любовью слушавший чтение о земной жизни Богоматери, с любовью провожал меня крайнейшею, и пририщуще77 целоваху меня сзади в одежду мою.
Не прилагай, человек, сердца ни к одной красивой или дорогой, ценной земной вещи и не сделай из нее идола сердца своего, ибо чрез пристрастие к вещам или лицам отпадает от Бога и благодати сердце человека, лишается душа мира, спокойствия, света, свободы, достоинства, важности и величия, подобающих ей как созданной по образу Божию. Все вещи, как и лица, тленны, прах и пепел, хотя и имеют красивый образ, [относительно и цену], и мягкий и пышный, и тлят душу, омрачают, леденят, мертвят, в горе и беду повергают. Душа, не привязанная ни к чему земному, свободна, покойна, пылает любовью к Богу и ближним, жаждет своего и людского спасения, правды, святыни, присвоения к Богу, вечного живота и блаженства. Будь равнодушен, человек, ко всему земному как тленному; читай ясно, громко начертанные на всякой вещи слова: тлен, прах, пыль, ничтожество.
Пристрастие к земным вещам повергает душу в постыдное рабство, слепоту, наготу, нищету, срамоту, окаянство. Чем угодники Божии стали святы, сильны, острозрительны, велики, блаженны? Презрением всего земного и стремлением к небесному и Божественному. Чем они столь резко отличаются от нас? Тем, что они были небесны, а мы земны. Они были земные Ангелы и небесные человеки, они пылали любовью к Богу, как свечи пылают пред их иконами, и горели и благоухали, как кадило благовонное, святостью, правдою, смирением, незлобием, бесстрастием, терпением, преданностью Богу. Они обладали светом Божиим, премудростью, от Бога данною, которая научила их видеть тленность и ничтожество всего земного, земных сокровищ, земного наслаждения, земной суетной славы, земной красоты – и пребываемость, вечность небесных благ, небесных сокровищ нетленных, небесного наслаждения, небесной славы и красоты.
Пристрастный к земным благам в слепоте своей презирает Бога, любовь Божию и всё чудное, славное и страшное домостроительство Его спасения нашего: Его воплощение ради нас, Его Божественное учение и чудеса Его силы и милосердия, Его страдания, смерть и погребение ради нас, воскресение и вознесение, ниспосланную Церкви Его благодать Духа Святого и животворную Его благодать возрождающую, обновляющую, очищающую грехи, освящающую, просвещающую, оправдывающую, утешающую, укрепляющую, усыновляющую и Богу присвояющую; ни во что ставит служение Богу; славословие, благодарение, покаяние, сокрушение сердечное о грехах; весь предается под грех и бывает рабом греха и противником Богу. Вот сколь пагубные последствия производит в душе пристрастие к земным вещам, наслаждениям, к земной чести и славе. Горе [презирающим] высочайшее и спасительнейшее таинство воплощения Божия, благодать покаяния, Кровь Завета Нового, за нас излиянную, и Тело, за ны ломимое, благодать примирения, оправдания, богоприсвоения. Горе враждующим на Бога, когда Он призывает столь сильно и постоянно к примирению с Ним в покаянии. Мир прелюбодейный и грешный! Что ты враждуешь против Бога своего? Что ты коснеешь во грехах? Человеки! Что вы прилепились к тени, к тлену, к прелести?
23 ноября
Раннюю обедню А. В. Мурашова служил по благодати Божией с великим умилением и со слезами обильными; заамвонную молитву читал громко, не торопясь; пропустил Ты тех воспрослави, а потом редко стал читать и исправился, одолев невидимого запинателя; на молебне благодарственном Евангелие читал редко, почти всё спокойно. Канон на утрене читал внятно, с чувством, весьма громко, славя Богоматерь и святого благоверного князя Александра. Был в школе попечительства; придя домой, заснул; после сна закусил хлеба кисло-сладкого с чаем. Пошел в гимназию, укрываясь от нищих, а они догоняли меня; я досадовал и тайно сердился, неохотно, с озлоблением давал пятаки и за это наказан был тяжкой трехчасовой скорбью, связанностью и крайней стесненностью мысли и слова в классах. Чрезвычайно тесно было на душе; я долго каялся, ёжился и, только подходя от гимназии к дому именинника Мурашова, освободился несколько от невидимых борющих врагов. Спать мне вредно днем, особенно закусывать с чаем.
24 ноября
После ранней обедни. Вчера я довольно сластолюбствовал, угождая чреву, сладко и довольно ел и пил вина хорошего (стол у именинника Мурашова из богатых рыб); потом у Захарии Сидорова ел фруктов много и пил вино, закусывая великолепной семгой. И вот по неизменному закону последствий сегодня сердце мое было крайне немощно и дух немощен; борение со мною невидимых врагов наглое, успешное, поношение и уничижение внутреннее от них сильнейшее; благодатью Божией и слезами покаяния я избавился от их козней. Слезы обильные во время обедни.
Итак, по неизменному закону последствий, от чревоугодия и винопития сердце крайне расслабевает, склонно ко всяким страстям, бывает немощно для молитвы искренней, покрывается тлей страстей, сильно подвержено нападениям диавола, терпит от него посмевание, тесноту смертную.
Воссылаю славу Богу за великое избавление от наглых, насильственных, нечистых и хульных козней во время молебна у Алекс. Федоровича Федорова (в доме Неустроева) по молитве моей тайной; у Маркова от таких же наглых, острых коварств во время молебна и после молебна.
Благодарю Господа, даровавшего мне помощь Свою свободно, легко, мирно, непреткновенно совершить молебен у Екатерины Степановны (в доме Мотлывых) после обильного угощения у Марковых (именинница Екатерина).
25 ноября
Святого мученика Климента, папы Римского, и Петра Александрийского. Благодарю Господа, даровавшего благодатью Своей моей немощи совершить свободно, мирно, легко, непреткновенно молебен у Марии Филипповны Ящечковой (Ковиной) в седьмом часу утра и преподать ей Святые Тайны. Враг соблазнял было дымом кадильным и пустым опасением, что крест (свежепозолоченный) закоптится, но по благодати Божией я счел золото наравне с брением путей и не приложил к нему сердца – и избавился тем от смущения, тесноты, греховной смерти сердца. Но потом враг напал с другой стороны, усекнул меня жалом сомнения касательно Святых Таин, преподаваемых больным; скорбь и теснота от этой хулы богомерзкого демона поразили мою душу: я молился покаянно в квартире Ковиной об избавлении от насилия и коварства демонского и, шедши дорогой, молился в тесноте сердца. Наконец в церкви припал усердно к святому престолу с мольбой об избавлении, и тотчас язва сердца исцелилась, я успокоился, утешился, расширилось сердце мое и ожило. Слава Богу!
Двадцать седьмого, двадцать шестого и двадцать пятого был в Питере. Принимали меня везде с любовью, как Ангела Божия, прося молитв за них, принимавших. Слава и благодарение Богу, располагающему ко мне сердца добрых людей. Бывший медицинский студент.
Благодарю Господа, избавившего меня от одержания бесовского страстного в квартире Ворониной (Евгении Андреевны) пред панихидой. К нищим немилосердие и жестокосердие свое показал, идя на панихиду.
28 ноября
Благодарю Господа за дивное обновление благодатью Его во время утрени воскресной и литургии; многими борениями и слезной молитвой стяжал я благодать обновления. Стихиры и каноны пел и читал восторженно, одушевленно, громко, особенно каноны воскресный, крестовоскресный и Богородице. Но в конце всенощной невидимый и лукавый ловец и кознодеец диавол изловил меня на отпусте и молитве Христе, Свете истинный, после чего долго мучил меня расслаблением, холодностью, узами своими адскими даже до Евангелия; во время Евангелия я почуял свободу и простор, жизнь в душе, а до сего времени я то и дело припадал болезненной и стесненной душой к святому престолу. После Евангелия и особенно после великого входа душа согрелась, явились обильные слезы умиления и чувства возвышенные, молитва сердечная за всех и за вся; причастился животворно, заамвонную молитву прочитал громко, с уятием по диавольскому насилию и страху конечного славословия молитвы; отпуст скрал и за то мучился. На молебне Евангелие не докончил немного, и опять мука. Употребляя Святые Дары, избавился от всех козней. Дома спал после обедни. Едва не опоздал к причастному для речи по поводу отчета о постройке Дома трудолюбия. Козни вражии надоедали до чтения и после чтения. Идучи домой, был в тесноте адской; дома молился усердно с покаянием, и Господь дал мир и свободу. Благодарю Господа.
Ваши сердца расположены к любви, вам естественна любовь. Дайте этой любви доброе, святое направление и течение, обратите ее к Богу – неисчерпаемому источнику любви истинной, чистой, нетленной, вечной, всеобъемлющей, бесконечной – и к ближнему как члену единого тела человечества, особенно же к ближним единоверцам как членам единого тела Христова, или Церкви Его Святой, которая есть Тело Его [Еф.1:23], – и вы будете вечно блажены вашей любовью. Переносите великодушно искушения вашей любви и ради искушений, нередко весьма для вас тяжелых, не отпадайте от нее, как от неоценимого, вечного, жизненного сокровища. Отвергайте любовь земную, мутную, нечистую, плотскую, мечтательную, страстную, прелестную, лицеприятную и лицемерную, растлевающую душу и тело, любовь к земным сокровищам, украшениям, наслаждениям вредным, как сон исчезающим и оставляющим в душе смятение, недовольство, пустоту, горечь, холод и мертвенность.
29 ноября
Сегодня утром сделал великую глупость, весьма вредную: поел жареной рыбки окуня с черным хлебом, не имея потребности, и тем обременил себя (съел только маленький ломтик – и то тяжело). Гулял нарочито, чтобы помочь пищеварению. Впредь не глупить.
Благодарю всем сердцем Господа за милостивое избавление после покаянной и в силу покаянной мольбы моей тайной ко Господу (в гимназии) от скорби и тесноты, постигших меня достойно за немилосердие, жестокосердие, суровость и строптивость к нищим и презорство к ним при прошении ими у меня милостыни (порядочно одетый, вышедший из больницы косоватый и другой – кривой). Благодарю за мир и отраду, дарованные Господом моему недостоинству. Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего опять (в силу веры и усердной тайной молитвы с припаданием к святому престолу (Петровский придел) за всенощной в храмовый праздник) смущение, волнение, тесноту, скорбь, поразившие меня вследствие пререкания товарища отца Петра Клепачевского из-за народного чтения в праздник в Доме трудолюбия; едва дело не дошло до большой ссоры в алтаре Покровском. Благодарю Господа, отрясшего от сердца моего всю беду, в которую хотел вринуть нас диавол. Научи меня, Господи, постоянному спокойствию, тихости, незлобию, самообладанию, царствованию над страстями, да царствуеши Ты во мне, премирный Царю.
Из-за пристрастий, из-за идолов сердечных, коих у нас много, как часто мы возмущаемся, оскорбляем и опечаливаем Духа Божия, данного нам, и лишаемся благодатного состояния правоты, незлобия, чистоты, мира и дерзновения, подвергаясь владычеству греха, смущению, озлоблению, нечистоте сердечной и лишаясь Царствия Божия внутри нас самих, с ужасом видя, ощущая в себе царство сатаны. Господи! Ты единственное жизненное, неотъемлемое, вечное, вседовольное сокровище сердец наших! Тебя единого иметь в себе, в сердцах довольно для совершенного и вечного блаженства нашего. Ты мир наш, свет, правда наша, сила, слава, богатство обожения. Ты сладость и блаженство, пребывающее во веки веков.
30 ноября
Многократно подвергался убийственному насилию греха до обедни, во время обедни (до молебнов и во время молебнов в двенадцатом номере дома Кароли и в попечительстве), смущению бесовскому и помрачению ума и сердца (невыговаривание слов и речений молитв и ектений и возгласов); также и во время обедни подвергался нередко убийственному охлаждению, оцепенению сердца, но благодаря бесконечному милосердию Господа и тайному, внутреннему, слезному покаянию в моих бесчисленных прегрешениях меня посещала животворная, премирная, пресладкая благодать Духа Святого, очищавшая грехи мои, освящавшая, умиротворявшая, обновлявшая окаянную, бедную, обнаженную, осужденную мою душу. А пред причащением и по причащении Святых Таин я чудно обновился, возрадовался, так легко и сладко было мне! Слава Господу!
Почему часто поем Господи, помилуй! Потому, что мы существа падшие, непрестанно согрешающие и прогневляющие своего Господа и достойны всякого осуждения и наказания во всякое время, и все блага, которые имеем и коих просим, имеем по милости Божией, а не по делам и заслугам нашим и просим как милости Божией, а не как должного или принадлежащего нам по праву. Таким образом, эти краткие молитвы учат непрестанному самоосуждению, покаянию, смирению, исправлению, упованию на милость Божию, милосердию к ближним, памятованию о праведном суде Божием и мздовоздаянии по делам каждого из нас.
Молитва Подай, Господи внушает нам, что мы ничего решительно своего не имеем, кроме множества грехов, и всё получаем от Бога туне, даром, по милости Его и потому должны смирено просить Его о всех своих нуждах и за полученные блага немедленно благодарить. А слова Тебе, Господи после выражения сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим внушают нам всегдашнюю и совершенную преданность Иисусу Христу во всей жизни нашей, во всех нуждах, искушениях, лишениях, обидах от людей.
На обеде у городского головы и церковного старосты оскоромился [в первый раз], и тяжело было мне весь день, и аппетит ко всему потерялся; правда, что я довольно много поел, хотя и не до сытости совершенной. Больше не есть в пост скоромной пищи. А ел я пирог с рыбой и с яйцами на скоромном масле, рыбу под соусом на скоромном масле, жаркое из рыбы и желе (постное из фруктов). А для меня надо очень мало.
* * *
Остен (др.-рус.) – шип, острие.
Сткляница (церк.-слав.) – алебастровый сосуд.
Крастель (церк.-слав.) – перепел.
Молитва за болящего, тропарь, глас 4-й.
Флёр – прозрачная ткань.
Кронштадтский Дом трудолюбия был выстроен в память императора Александра II (1818–1881).
Владимир Карлович Саблер (1845–1929), с 1883 по 1893 год являлся управляющим канцелярией Святейшего Синода, затем до 1905 года – товарищем обер-прокурора, в 1911–1915 годах обер-прокурором.
Барон Отто Оттович Буксгевден (1839–1907) – лютеранин, правовед. В 1881 году избран председателем комиссии по сбору средств для устройства Дома трудолюбия в Кронштадте. Серьезно изучал устройство работных домов в странах Европы. В последующие годы основал в России ряд благотворительных учреждений, в том числе детские приюты и Дома трудолюбия для образованных.
Тьма тем (церк.-слав.) – бесчисленное множество (тьма – десять тысяч).
Наздание (церк.-слав.) – воссоздание, возобновление. Радуйся, Начальнице мысленного наздания [рус.: Радуйся, Виновница духовного возрождения] (Акафист Пресвятой Богородице, икос 10).
Пририщущий (церк.-слав.) – подбегающий.