праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

НИЩИЕ

Не смотри на множество нищих, преследующих тебя своим попрошайством как на врагов твоих по причине твоего пристрастия к стяжанию, но как воистину на друзей Божиих и твоих, из-за которых готовится тебе вечная, нетленная награда на небе; не смотри на них как на тунеядцев, а, напротив, на себя смотри как на такового, потому что у многих ты даром ешь и пьешь всласть. Жалей не денег, а их как истинно бедных и жалких, не имеющих, где голову приклонить, ходящих до изнеможения за малой милостыней. «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8) (4).

* * *

Для чего Господь попустил быть нищим? Для твоего блага, чтобы ты мог очистить и загладить грехи свои, «ибо милостыня очищает всякий грех» (Тов. 12:9), чтобы стяжать тебе молитвенников за себя в лице их, чтобы милостивым к тебе сделать Господа твоего, «ибо милостивые помилованы будут» (Мф. 5:7) (6).

* * *

Нищие ежедневно преследуют тебя: это значит милость Божия непрестанно преследует тебя. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Кто же будет убегать от милости Божией (6)?

* * *

Почему Господь попустил быть нищим? Потому же, между прочим, почему и тебя по твоему желанию не делает вдруг праведником. Бог мог бы сделать всех достаточными, даже богатыми, но тогда произошло бы великое забвение Бога, умножилась бы гордость, зависть и прочее. И ты как возмечтал бы о себе, если бы Господь сделал тебя вскоре праведником. Но как грех смиряет тебя, показуя тебе великую твою немощь, мерзость и непрестанную нужду в Боге и Его благодати, так нищего смиряет нищета и нужда в других людях. Обогати нищих: многие, многие из них забудут и Бога, и благодетелей своих, погубят души свои в роскоши мира сего. Так пагубно богатство и так ослепляет оно очи сердечные! Оно делает грубым и неблагодарным сердце (6).

* * *

Нищий, питающийся от крупиц со стола своего господина, будет ли гордиться, что он питается его крупицами? Чем ему гордиться? Разве своей нищетой? Нищий – это я; господин – это Господь; крупицы от трапезы Его – все дары благодатные и природные (6).

* * *

Как я пристальнее посмотрю на иных нищих и несколько поговорю с ними, так вижу, какие они любезные, кроткие, смиренные, простосердечные, искренно доброжелательные, нищие телесно, но богатые духовно; они посрамляют меня, грубого, гордого, злого, презорливого и раздражительного, лукавого, хладного к Богу и людям, завистливого и скупого. Это истинные друзья Божии! И враг, знающий их душевные сокровища, возбуждает в рабах своих, гордых богачах, презрение к ним и злобу и готов их стереть с лица земли, как будто они не по праву живут на ней и ходят по ней! О, друзья Бога моего, бедные братья мои! Вы истинные богачи по духу, а я истинно нищий, окаянный и бедный. Вы заслуживаете истинного уважения от нас, обладающих в изобилии благами мира сего, но нищих и скудных делами добродетели: воздержания, кротости, смирения, незлобия, искренности и горячности к Богу и ближнему. Господи, научи меня презирать внешнее и все око ума своего обращать внутрь и ценить внутреннее, презирая внешность. Это же даждь мне наблюдать и по отношению к богатым и сильным мира сего (6).

* * *

Благо во всех отношениях подавать нищим: кроме помилования на Страшном суде, и здесь, на земле, милостынодавцы получают часто великие милости от ближних, и что другим достается за большие деньги, то им дают даром. В самом деле, человеколюбивейший, праведнейший и прещедрый Отец Небесный, чад Которого милуют милостивые, не наградит ли их и здесь в поощрение их к большим делам или хотя к продолжению тех же дел милосердия и к исправлению немилостивых, посмевающихся милостивым? Наградит и достойно, и праведно (7).

* * *

В обыкновение вошло только бранить нищих, презирать их, называть тунеядцами, а дать им работу и дело никто не потрудится, или дать одежду, чтобы можно было работать на морозе, никто не хочет. Да разве бранью и презрением можно помочь горю?.. Все они, между прочим, плод и нашего жестокосердия, невнимания, нашей гордыни и самоугодия, не они только виноваты в своей праздности, а и общество. Скажите: что бы вы стали делать, попав в их среду, став на их место? Избави Бог всякого от их участи. И да благодарят Бога счастливцы мира сего за то, что они при всем множестве грехов своих вольных и невольных живут в довольстве, роскоши, что все блага льются им рекой. Но пусть не забывают, что когда им очень тепло и светло и сытно и весело, многим, многим очень и холодно, и голодно, и крайне невесело (8).

* * *

Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что «дающий нищему не обеднеет» (Притч. 28:27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было (9).

* * *

Никогда не скупись питать нищих: Бог в десять раз всегда отплатит тебе за них. Это подтверждается бесчисленными опытами (10).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с. ISBN 978-5-485-00141-4

Комментарии для сайта Cackle