праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

ВЕРА

Прося Господа, или Пречистую Матерь Божию, или Ангелов, или святых, нужно иметь такую веру, какую имел капернаумский сотник. Он веровал, что как слушались его воины и исполняли его слова, так тем более по всемогущему слову Всеблагого Господа исполнится просьба его. Если твари своей ограниченной силой исполняли то, о чем он их просил, то не исполнит ли Сам Владыка Своей всемогущей силой прошения рабов Своих, с верой и надеждой к Нему обращающихся? Не исполнят ли наших прошений, с верой, надеждой и любовью приносимых, и верные, сильные благодатью и ходатайством к Богу слуги Его – Пречистая Матерь Божия, Ангелы и святые человеки? Воистину, и я верую с сотником, что если буду просить как должно и о чем должно какого-либо святого: подай сие – и подаст, прииди ко мне на помощь – и придет, сотвори сие – и сотворит. Вот какую простую и сильную веру надо иметь (1).

* * *

Когда сердце твое уклонится в помышлении лукавства и лукавый, как говорится, начнет подмывать твое сердце, чтобы оно совсем подвигнулось с камня веры, тогда скажи себе внутренне: знаю я свою духовную нищету, свое ничтожество без веры; скажи: я так немощен, что именем Христовым только и живу, и упокоиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него – мертв душевно, безпокоюсь, стесняюсь сердцем; без креста Господня я давно был бы жертвой самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни; крест – покой и утешение мое (6).

* * *

Если не возгревать в сердце теплоты веры, то может от нерадения совсем погаснуть в нас вера; может как бы совсем помереть для нас христианство со всеми его Таинствами. Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства. Оттого мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам совершенные язычники (6).

* * *

С тех пор как человек по своей воле отпал от Бога, он, как животное, бывшее некогда домашним, но потом одичавшее в дремучих лесах, неохотно смотрит на место прежнего жительства своего, любит больше мрак леса, то есть здешнего мира, чем свет прежнего места, то есть рая Божия. Трудно соединяется с Богом и по соединении часто отпадает от Него, трудно верует искренно в Бога и во все, что Он открыл ему, не заботится постоянно о сохранении в сердце небесного дара веры (6).

* * *

Как мать младенца учит ходить, так Господь учит нас живой вере в него. Поставит мать младенца, оставит его самому себе, а сама отойдет, потом велит идти к себе младенцу. Младенец плачет без матери, хочет идти к ней, но боится сделать попытку шагнуть, усиливается подойти, делает шаг и падает. Так и христианина Господь учит вере в Него, как ходьбе (вера – духовный путь): так слаба наша вера, так начальна, как младенец, учащийся ходить. Оставляет его Господь Своею помощью и предает диаволу или разным бедствиям и скорбям, а потом, когда будет крайне нужна помощь избавиться от них (когда нам нет нужды в спасении, дотоле мы готовы не ходить к Нему), как бы велит смотреть на Себя (непременно смотри на Него) и идти к Нему за этой помощью. Христианин усиливается это делать, раскрывает сердечные очи (как младенец расставляет ноги), усиливается ими увидеть Господа, но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает: враг и прирожденная испорченность греховная закрывают его открывающиеся сердечные очи, отрывают его от Господа, и он не может подойти; а Господь близко, готов взять к Себе, как бы на руки, только подойди к Нему верою, и когда сделаешь усилие совсем увидеть Его сердечными очами веры, попадешь на Него сердечным зрением, тогда Он простирает Сам руку помощи, как бы берет на руки и прогоняет врагов, и чувствует христианин, что попал на руки к Самому Спасителю. Слава благости и премудрости Твоей, Господи! Так в насилиях от диавола и во всех скорбях надо живо узреть сердцем как бы перед глазами находящуюся человеколюбивую утробу Спасителя; смотреть смело в эту утробу как в неистощимую сокровищницу благости и щедрот и молить Его всем сердцем, чтобы Он уделил и нам от этого неиссякающего источника благости и помощи духовной: и тотчас просимое будет получено. Главное – вера или сердечное зрение Господа и надежда получить от Него как Всеблагого все. Истинно! С опыта! Этим также учит Господь сознавать свою крайнюю нравственную немощь без Него, сокрушаться сердцем и быть в постоянно молитвенном расположении духа! (6).

* * *

Вера есть ключ к сокровищнице Божией. Она обитает в простом, добром, любящем сердце. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23). Вера – духовные уста: чем свободнее они раскрываются, тем большим потоком входят в них божественные источники. Свободно да раскрываются эти уста, как телесные уста, да не сжимаются сомнением и неверием: сожмешь их сомнением и неверием – и заключится для тебя сокровищница Божиих благ. Чем с большей открытой сердечностью поверишь Божиему всемогуществу – тем с большей щедростью раскроется для тебя Божие сердце. «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11:24) (6).

* * *

Когда тебя просят помолиться о спасении кого-либо от телесной смерти, например, от потопления, от смерти по причине болезни, от огня или от другого какого-либо бедствия, похвали веру просящих об этом и скажи в себе: буди благословенна вера ваша, по вере вашей да даст Господь исполнение моей недостойной, маловерной молитве и да приложит мне веру (6).

* * *

Когда вера твоя в Господа при жизни и благоденствии твоем или в болезни и при исходе из этой жизни ослабеет, будет меркнуть от суеты житейской или от болезни и от ужасов и мраков смерти, воззри тогда умными очами сердца на сонмы праотцев, патриархов, пророков и праведников (Симеона Богоприимца, Иова, Анны пророчицы и др.), апостолов, святителей, мучеников, преподобных, безсребреников, праведных и всех святых. Смотри, как они при жизни непрестанно взирали к Богу и при исходе из этой жизни умирали в надежде воскресения и жизни вечной, и будь их подражателем. Эти живые примеры, столь многочисленные, способны утвердить колеблющуюся веру всякого христианина в Господа и в будущую блаженную жизнь. Много теряют для благочестия и христианского упования те христианские общества, которые не почитают святых и не призывают их в молитвах. Они сами себя лишают великого подкрепления веры примерами подобострастных нам людей (7).

* * *

Что есть вера? Уверенность в духовной истине, в Сущем или в Боге, в существовании мира духовного с его свойствами, подобно как мы уверены в бытии мира вещественного и его принадлежностей. Быть уверенным в действительности духовного Всеначала и мира духовного со всеми его свойствами и принадлежностями так же, как мы уверены в бытии мира вещественного с его предметами и свойствами их, значит веровать. Например, я несомненно уверен, что Бог вечен, всеблаг, премудр и всемогущ, и не помыслю, что Он не вечен, не всеблаг, не премудр, не всемогущ. Это значит, что я верую твердо и несомненно; я верую, что Бог, как Благость, даст все, чего ни попросишь у Него, и не усомнюсь в этом; значит, я верую (7).

* * *

В обыкновенных познаниях человеческих узнал раз хорошо какой-либо предмет – и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем. А в вере не так; раз познал, ощутил, осязал, думаешь, всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей; но нет: тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому по временам будешь чувствовать совершенное равнодушие; и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обнять сердцем. Это от греха (7).

* * *

Сколько христиан, которые говорят: верую в Бога, а делом не веруют? Сколько уст немеют, когда нужно защитить в обществе славу Божию и святых Его, на которую наносят хулу сыны века сего – и немеют перед ними? Иные молчат, когда нужно поддержать разговор о Боге или когда нужно остановить какое- либо бесчиние, дерзость. Многие говорят: верую в Бога, а случись беда, напасть, искушение – малодушествуют, унывают, иногда ропщут, и куда девается вся вера? Тут бы надо показать преданность воле Божией, сказать: «[как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21). А то, видно, они веруют в Бога только в счастье, а в несчастии отвергают Его (7).

* * *

Чем сильнее вера наша, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет столь великой скорби, беды, от которых не могла бы спасти вера. Она грехи очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет, скорби врачует, болезни исцеляет, от смерти избавляет, мертвых воскрешает, врагов претворяет в друзей, грешников – в праведников. Она горы переставляет, она всякие чудеса содевает (8).

* * *

Твердой веры ищет между нами Господь Христос. И кто имеет такую веру, тот надейся получить от Него все, чего ни попросишь. Нужно ли тебе очищение грехов? – Получишь. Исцеление от болезни? – Исцелеешь. Нужна ли тебе помощь в делах твоих? – Получишь. Так, братия, когда вы просите Бога о чем, то имейте веру самую твердую, без малейшего усумнения, будьте совершенно уверены, что для Бога как безначального Царя славы, от Которого все получило бытие и Которым все существует, нет ничего невозможного, что Ему все повинуется. Веруйте все просто, твердо, без сомнения, что для Бога в Его бесконечном Царстве нет ничего невозможного и слову Его все повинуется. Нужно ли солнце остановить, звезды потушить, горы переставить с места на место, огонь претворить в росу, воду обратить в вино или вино в кровь, камни в людей, больного сделать здоровым, мертвого оживить, грешника кающегося оправдать, незнатного и бедного сделать знатным и богатым, богатого – бедным – все будет, бывало и бывает по Его слову. Так веруйте, когда молитесь Богу, и вы все получите (8).

* * *

Мы не должны колебаться в вере и падать духом во время бури и волн искушений от злых духов и вообще в затруднительных обстоятельствах, но твердо уповать на милость и всемогущую силу Божию, ибо «все возможно верующему» (Мк. 9:23), говорит Господь... Нас потопляют искушения демонские и грехи наши от нашего маловерия и неверия, от пристрастий житейских и от недостатка любви христианской; это лишает нас силы Божией, мы боимся часто страха там, где нет никакого страха, мы боимся призраков и мечтаний демонских. Но когда укрепимся в вере и воззовем от всего сердца ко Господу о помощи, эта помощь не замедлит, и мы одолеем искушения (8).

* * *

Вера в Господа как Сущего есть для души источник жизни. Как представить Сущего? Сочти все видимое и невидимое за ничто и представь, что един только Господь и есть (8).

* * *

Упоминаемого в Евангелии Иаира не посрамила вера его в божественного Чудотворца. «Не бойся, только веруй», – сказал ему Господь, когда Иаиру донесли, что дочь его умерла, – и спасена будет (Лк. 8:50). И он по слову Господа несомненно веровал, что дочь его будет воскрешена – и действительно увидел ее воскресшей. Так, когда душа твоя, собрат мой, будет умерщвлена грехом, страстями, впадет в глубину зол, не отчаивайся в своем спасении, но веруй, что Господь, пришедший в мир грешников спасти, может спасти и тебя и воздвигнуть тебя из глубины греховной; «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14) (9).

* * *

Братья и сестры, дорожите своей верой! Берегите свою веру. Без веры нет спасения; без веры человек погибнет навеки (9).

* * *

Вера в Господа, в слово Его, живая, несомненная вера есть ключ к неистощимой сокровищнице всех даров Божиих, животворящая сила, даруемая от Бога простым, нелукавомудрствующим, смиренным душам и привлекающая на них богатство щедрот Божиих. Докажем это примерами. Пример римского сотника перед глазами: его простая, твердая вера во всемогщего Иисуса Христа удивила Самого Господа и немедленно привлекла к сотнику и его больному слуге милость Божию: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:13)... Апостолы впадали иногда в искушение неверия только до сошествия Святого Духа на них в день Пятидесятницы, а после сошествия Святого Духа они никогда уже не впадали в неверие, но всегда имели непоколебимую веру и ею творили безчисленные чудеса: исцеляли всякие болезни, изгоняли словом демонов, воскрешали мертвых. Святые угодники Божии древних и новых времен верой творили множество чудес, как сами вы слышали и читали. Сколь многие и в наши дни по вере своей получили многочисленные исцеления, дивное избавление от бед и напастей, от мучительства демонов! Сколь многие чудесно исцелялись через причащение животворящих Тайн Тела и Крови Христовой! Сколько исцелений было и бывает от мощей святых угодников Божиих или от чудотворных святых икон или просто от искренней с верой в покаянии молитвы Господу и Пречистой Его Матери или святым угодникам Божиим! (9).

* * *

Один благочестивый пастырь, знакомый мой, рассказывал мне чистосердечно, что он молитвой веры в простоте сердца испросил у Господа и Пречистой Богородицы множество чудесных благодеяний Божиих простым людям, просившим его молитвенной помощи, и в доказательство готов был представить мне лично всех тех, которые удостоились милостивого посещения Божия и живым голосом могли засвидетельствовать истину его слов. «Я, – говорил он о себе, – обыкновенный смертный, человек многогрешный, не отличаюсь от других людей никакими подвигами: ни пощением, ни всенощными стояниями на молитве, позволяю себе есть и пить дозволенное – у себя и у людей, но имею только веру в Господа, живу во всегдашнем покаянии, за все благодарю Господа, что ни получаю от Его щедрот, и не остаюсь в стыде. Я каждый день получаю спасение от живоначальной десницы Божией, каждый день Господь окружает меня радостями избавления. Если кто просит меня помолиться с ним о нем, я не отрицаюсь, если только примечаю в просящем искреннюю веру и искреннее желание спасения – и вера и упование не посрамляют» (9).

* * *

Слепцы вдруг прозрели по одному слову Спасителя; Творец человека, Сам Свет и света Податель, сказал слово – и слово стало делом. Сказал творческое «да будет» – и бывшие слепцы теперь уже зрячие. И столь чудный дар подал Он за одну веру слепцов, без всяких заслуг с их стороны: «по вере вашей... будет вам» (Мф. 9:29). Так приятна в человеке для Бога одна простая, искренняя вера во всемогущество Божие! Так сильно действует вера! Такие чудеса бывают через веру! Имеем ли мы с вами веру? Если имеем, то и мы не можем не видеть в себе дивных дел Божиих и в душах наших, и в телесах наших. Господь и ныне с нами по божественному Своему обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века», – сказал Он ученикам пред Вознесением Своим на небо (Мф. 28:20); «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Я вижу чудеса Его милосердия и силы во мне всякий день и славлю ежедневно милости Его, ибо им нет числа (9).

* * *

Велика сила веры! Чем сильнее вера наша, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет столь великой скорби, беды, от которых не могла бы спасти вера. Она грехи очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет, скорби врачует, болезни исцеляет, от смерти избавляет, мертвых воскрешает, врагов претворяет в друзей, грешников – в праведников; она горы переставляет; она всякие чудеса содевает. Один гражданин в некотором городе, живущий верой и ведущий упорную брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мной, что он ежедневной и ежечасной молитвой покаяния и веры почти непрестанно восхищает у Бога спасающую его от всех грехов и страстей силу, что при безчисленных искушениях и внутренних грехопадениях он в конце концов всегда является победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений, разрушителем козней демонских – словом, что он по милости Божией и по вере Божией, данной ему, есть постоянное чудо сам для себя. Вот что значит молитва веры, молитва покаяния! Так будем веровать, так будем молиться и так будем побеждать свои страсти! (9).

* * *

Больше всего старайся в жизни о том, чтобы поддерживать и возгревать в сердце веру в Бога и терпение в несчастьях: вера нас укрепляет в борьбе с бедствиями и скорбями жизни и спасает нас от грехов и вечной смерти, несомненно ожидающей неверных и нетерпеливых рабов. «Благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:8), вера – основа христианской жизни; человек без веры живет не по-христиански, и он не спасется. Особенно чаще возбуждай живую веру в воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых: она-то и спасает тебя при других условиях ко спасению с твоей стороны, как говорит апостол: «если... будешь сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). Веришь, что Адам пал и увлек с собой к падению весь род человеческий – верь и тому, что другой Адам – Богочеловек Иисус Христос – восстановил от падения и посадил с Собой на небесах естество наше. Как тот смертью своей подверг всех смерти, так и Этот воскресением Своим всех воскресил с Собой (10).

* * *

Отчего Спаситель удивлялся простосердечной, искренней вере, например, в сотнике и хананеянке? Оттого, что она была редкость в людях, между тем как ее-то Он и искал. Вспомним, как часто Он требовал веры от больных как условия исцеления недугов душевных и телесных. Человек пал от лукавой недоверчивости к Богу, то есть отпечатлел в своей душе свойство самого диавола; приближение его к Богу поэтому должно быть непременно только через веру, через искреннюю доверчивость всему Божественному, всему домостроительству нашего спасения. Будь прост и незлобив, как дитя; веруй, чему повелевает веровать Церковь, и спасешься. «Благодатью вы спасены через веру»(Еф. 2:8) (10).

* * *

Всякий верующий христианин, старающийся жить благочестиво, по вере, должен ожидать между прочим и того тяжкого, горького нападения диавола, предметом которого будет похищение веры из сердца, чтобы он, не веруя, не спасся (см. Лк 8:12). Если с Божией помощью человек успел отсечь многие страсти и пристрастия, которыми как самыми подручными, самыми удобными средствами искушает нас диавол, тогда он устремляется в самую глубину нашего существа, силится утвердить свое владычество в сердце и там, как искусный мастер на разрушение, подкапывает самое основание нашей жизни – веру. Тяжело бороться, когда веру, так сказать, вырывают из сердца: тогда теряется сама опора борьбы, отнимается вся сила нравственная, потому что вера есть сила наша и победа наша, как говорит апостол: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5:4). Какая же поэтому победа без веры? Как же надобно стоять в вере, мужаться, укрепляться! (10).


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с. ISBN 978-5-485-00141-4

Комментарии для сайта Cackle