праведный Иоанн Кронштадтский

Толкование на Евангелие от Матфея

Глава 17 Глава 18 Глава 19

Глава 18

И8и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

«Аще не смиритися и будете яко дети, говорит Спаситель, не внидите в Царство Небесное (Мф. 18:3). Ах, как необходимо быть нам смиренными, подобно тем. Без смирения не может быть простой, чистосердечной веры, а без веры невозможно угодить Богу. Боже мой, Господи Иисусе Христе! Даруй мне быть дитятею веры – простым, доверчивым» [2, 328].

«Надобно стяжать сердце в духовном смысле чистое и неясное, смиренное, мягкое, которое легко чувствовало бы ядовитость каждого греха, которое болело бы от всего, что противно Святейшему Господу, и своею болью извлекало слезы, очищающие скверны сердечные; надобно приучить его к искренности и искренней любви ко всем людям, и в частности к сострадательной любви к бедным и несчастным. Простота, искренность сердца любезны Богу. Апостолы избраны были не из премудрых и разумных людей века сего, потому что они лукавы, а из младенцев, то есть из людей, которые по своим понятиям, простоте и неиспорченности подобны младенцам. Земная мудрость иногда стыдится простоты евангельской, но это и есть та самая мудрость, которой должны научиться все люди, если они дорожат вечным счастием. Все должны учиться из Евангелия и Апостольских посланий святой простоте, искренности, чистоте и любви. Аще не обратитеся и будете яко дети, – говорил Спаситель, – не внидете в Царство Небесное (Мф. 18:3)» [2, 410].

«Когда тебя будут возмущать помыслы неверия или хулы, тогда поставь себя в состояние твоей бывшей невинности, когда ты был лет семи или восьми и т.д. и когда ты беспрекословно благоговел пред святынею. Это – сильное оружие против помыслов. Аще не смиритися и будете яко дети... (Мф. 18:3). Всякий нехороший помысл, малейшее поползновение плоти к лености, всякий колос лености уничтожай в самом начале. Малейшая оплошность с твоей стороны даст ей средства овладеть тобою. Берегись» [2, 471].

«Помнить надо чаще слова Спасовы: аще не смиритеся и будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное [Мф. 18:3, 4] и Апостола: яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем (им) возрастете во спасение [1 Пет. 2:2], (нелестное – необманчивое, непритворное, истинное)» [5, т. 2, 555].

Мф.18:6. «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.»

«Иногда враг коварствует над нами тем, что когда мы видим какой-либо грех или порок в брате или в обществе, то он поражает наше сердце безразличием и холодностью, неохотою или, скорее, постыдною трусостью сказать твердое, обличительное слово неправде, сломить рог грешника. Христе Царю! даруй мне апостольскую ревность и огнь Святого Духа в сердце мое, да дерзновенно всегда восстану против наглого, особенно же заразившего многих порока и да не пощажу никого ради их же спасения и прочих людей Твоих, чтобы не соблазнились они, видя разлитие порока и не пали сами. Иже аще соблазнит единого от малых сих, верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей. Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго [Мф. 18:6, 11]» [5, т. 1, 126].

«Еще враг коварствует надо мною тем, что когда я вижу какой-либо грех или порок в брате или в обществе, то он поражает мое сердце безразличием и холодностию в отношении к нему, неохотою или, скорее, постыдною трусостию – сказать твердое, обличительное слово неправде и сломить рог грешника (Ср.: Пс. 74:11); я делаюсь псом немым, не могущим лаять: пси немии, как сказано об нас, иже не возмогут лаяти (Ис. 56:10). – Христе Царю! Даруй мне апостольскую ревность и огнь Святого Духа в сердце мое, да дерзновенно всегда восстану против наглого, особенно же заразившего многих порока и да не пощажу никого ради их же спасения и прочих людей Твоих, чтобы не соблазнились они, видя разлитие порока, и не пали сами. Иже бо аще соблазнит единаго из малых сих... (Мф. 18:6) прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго (Мф. 18:11)» [8, 536].

Мф.18:10. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.»

«Мф. Гл. 18, ст. 10 и далее. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Почему же особенно должно остерегаться, чтобы не соблазнить кого-либо из верующих в Господа? Потому, что Сам Сын Божий явился на землю во плоти именно с тем, чтобы найти и спасти погибшего. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» [1, 80].

Мф.18:11. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.»

Мф.18:12. «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?»

Мф.18:13. «и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся»

«12 ст. и далее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Примечай здесь: Спаситель недаром употребил такое сравнение, то есть назвал Себя неопределенно некиим человеком или домохозяином, у которого есть сто овец. Под овцами Своими Он разумеет всех разумных тварей Своих – и Ангелов и человеков, так же как Он обыкновенно в Евангелии всех людей именует овцами Своими, а Себя Пастырем. Итак, смотри: у Господа имение заключается, между прочим, в ста овцах. Эти овцы – разумные и словесные – Ангелы и люди. Одна из этих овец заблудила. Кто же эта заблудшая овца? – Человек, или весь род человеческий – от Адама до последнего человека, который родится в последний день мира, потому что Господь для всех воплотился, пострадал и умер. Видишь, как много овец у Господа; по причине множества Он считает их не по нашему, человеческому счету: все люди от начала мира до конца принимаются за одну овцу; мир Ангельский составляют девяносто девять овец. Чтобы иметь тебе достаточное понятие о числе Ангелов на небе, служащих Господу день и ночь (по-нашему), возьми число людей – от первого человека на земле до самого последнего, какой родится в последний день мира, девяносто девять раз – и ты получишь число Ангелов Господних, обитающих на небесах.

Положим, что число всех людей от начала мира доныне есть септиллион – такое число, до которого люди никогда не доходят и не дойдут в своих счетах, потому что нужно было бы считать несколько лет, – Ангелов всех будет девяносто девять септиллионов. Видишь, как у Господа Бога много разумных и словесных тварей, чистых и святых, умеющих служить Своему Творцу правдою, святостию, благодарением и славословием, не так, как человек, который грешен и весь – скверна, забывает Бога каждодневно и, как тварь неразумная, не знает о долге благодарения и славословия Своему Создателю. И Господь Бог не оставил нас, заблудших, покрытых гнойными струпьями грехов и нечистых овец Своих. Так как мы обложены плотию и по причине ее грубости не могли возноситься умом и сердцем к Создателю своему, помрачили в себе свет Его, заблудились по собственному нерадению – то Он Сам облекся плотию для того, чтобы люди увидели животворный свет очей души своей, чтобы Ему Самому взыскать и спасти погибшую вдали от Него овцу Свою.

Смотри: Он оставил для нас девяносто девять лучших, верных овец Своих в горах, то есть в горних пространствах неба, и пошел к нам, на землю, искать одной заблудившейся овцы. Нашедши ее, Он взял ее на рамена Свои и с радостию принес к Отцу Своему. Видишь, как любит нас Отец Небесный и Сын Его Единородный. Можно ли отчаиваться в своем спасении тем, которые сами стараются об нем» [1, 80].

«Как тебе приятно бывает, как весело, когда ты найдешь какую-либо потерянную нужную и ценную вещь? Ты готов скакать от радости. – Вообрази же, как приятно Отцу Небесному при виде пропадавшего чада Своего – человека-грешника, но нашедшегося, при виде погибавшей и ожившей овцы Своей (См.: Мф. 18:13), при виде утраченной и найденной драхмы Своей – то есть этого живого образа Божия – человека (См.: Лк. 15:8–10)? Невозможно описать этой радости, как и Сам Бог неописан и бесконечно совершен – во всех Своих свойствах! Радость у Отца Небесного о пропадавшем и нашедшемся блудном сыне Своем так велика (См.: Лк. 15:11–32), что подвизает к радости все любящее и доброжелательное небо: ибо радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Ср.: Лк. 15:7). – Погибающие братия и сестры! Возвратитесь с пути погибели к Отцу Небесному. Покайтеся: приближибося Царствие Небесное (Мф. 3:2, 4:17)» [11, 298].

Мф.18:15. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;»

Мф.18:16. «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;»

Мф.18:17. «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.»

«Спасение наше в Церкви, как в Ковчеге Ноя, и – нигде больше. Аще и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18:17). – Церковь – мы, тело Христово (Ср.: 1 Кор. 12:27), и Он, Христос, есть Спаситель тела; а мы – члены тела, от плоти Его и от костей Его. Кормчий – Дух Святой, то есть словесного корабля Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом Ковчеге, – можно спастись. Благочестивый Корнилий-сотник, бывший язычник, молившийся всегда и творивший милостыню, наставлен был Ангелом позвать апостола Петра и от него услышать слово спасения и получить крещение со всем домом (См.: Деян. 10:1–31). Знаменательно. – Кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3:5); магометане – не войдут, евреи – не войдут, идолопоклонники – не войдут, еретики – не войдут, сектанты – не войдут; блудники, прелюбодее, лихоимцы, обидчики, пьяницы, татие – Царствия Божия не наследят (Ср.: 1 Кор. 6:9–10). Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь и готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его спасемся да делами любви» [4, 38].

«Спасение наше в Церкви, как в ковчеге Ноя, и нигде больше. Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). Церковь – мы, тело Христово, и Он Христос, Спаситель тела; мы – члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5:30). Дух Святый – Кормчий словесного корабля, Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом ковчеге, можно спастись. Благочестивый Корнилий сотник был язычник, молившийся всегда и творивший милостыню, наставлен был ангелом позвать апостола Петра и от него услышать слово спасения и получить крещение со всем домом. Знаменательно» [6, 24].

«При устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол (Мф. 18:16; Втор. 19:15). – Диавол часто хулит в нас кого-либо из святых или клевещет на какую-либо истину. Раб Христов! Ты имеешь всю Церковь Христову свидетельницею святости избранных Божиих или истины известного догмата, постановления, правила, обряда – Самого Христа и Духа Божия. – Кого же тебе еще слушать? – Этого ли – во тьме пресмыкающегося змия-убийцы? Его ли тлетворного дыхания? – От плод его познаешь его (Ср.: Мф. 7:16, 20)» [10, 449].

Мф.18:20. «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.»

«Вездесущием Господним объясняется то, как Он в одно и то же время пребывает или почивает в миллионах душ христианских, в тысячах храмов христианских, в тысячах и других таких мест, идеже два или трие собрани во имя Его (Мф. 18:20). Он объемлет, окружает нас, всегда призирает на нас светлейшими солнца очами Своими, а мы часто душевными очами не замечаем Его, считаем Его как бы далеким от Себя. – Господь близ» [2, 78].

«Когда нужно, Вездесущий гремит в известном месте гласом Своим, как, например, Бог Отец возгремел, Своему свидетельствуя Сыну; или Сын Божий Иисус Христос возгремел также с небес Савлу; в Ветхом Завете Он являлся на земле то в купине, где назвал Себя Сый, то на Синае, где долго разглагольствовал с Моисеем; так из снисхождения к нашей немощи, Бог из вездесущия Своего как бы ограничивает Себя, становясь Сущим как бы только в известном месте. Так Он и теперь, по обещанию Своему, присутствует там, где два или три собраны во имя Его (Мф. 18:20)» [2, 293].

«Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их [Мф. 18:20]. Благоговею даже пред двумя или тремя молящимися вместе: ибо по обетованию Господа Он Сам среди них находится; тем паче благоговею пред многочисленным собранием. Благоуспешна, многоплодна соборная молитва, если она дружна, единодушна (собрани во имя Мое), Прилежная молитва Церкви об Апостоле Петре тотчас проникла к престолу Божию, и Господь послал Ангела Своего – чудесно освободить Петра из темницы, коего хотел убить Ирод. Дружная молитва Апостолов Павла и Силы низвела к ним небесную чудесную помощь от Святого Духа [Деян. 12:5–11; 16:24–26]» [5, т. 1, 238].

«Как скоро слышит Бог молитву двоих или троих, молящихся от сердца вместе. Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их [Мф. 18:20], говорит Сам Господь» [5, т. 2, 536].

«Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их [Мф. 18:20]. Отчего преимущественно двум или трем обещается соприсутствие Божие? Оттого, что там, где двое или трое собрались во имя Христово, – Церковь, единение веры и любви, там взаимная любовь. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою [Ин. 13:35]» [5, т. 2, 339].

«21 июля. Боголюбезному собранию в матери русских городов Богоспасаемом Киеве преосвященных архиереев и всего освященного Собора с благочестивыми ревнителями святой Православной Церкви из мирян – мое сердечное приветствие о Господе, в духе Христовой сыновней и братской любви. Идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20)» [4, 32].

«Что значит поклоняться Богу в духе и истине? – Значит, веровать, что Бог на всяком месте и на всяком месте видит и слышит молящихся Ему, воздыхающих к Нему, кающихся Ему, благодарящих и славящих Его, – а не в известном только месте, например, на горе какой-либо, как думала самарянка, или только в храме, хотя, без сомнения, в храме ближе к нам Бог, по собственному Его обещанию; идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20), и особенно – по причине священнодействуемых здесь Его Святых Тайн: кланяться в духе и истине (Ин. 4:23) значит молиться Богу в общении с Церковию всем сердцем, всем помышлением, со всем усердием и благоговением, с живою верою, с твердым упованием, – а не слова только выговаривая без смысла и чувства или головою кивая и рукою двигая без живой мысли и живого чувства. Это последнее не есть молитва, а только безжизненная тень молитвы; она не умилостивляет, а прогневляет Бога. Да избавит Бог от такой молитвы всякого из нас. – Научимся все поклоняться Богу в духе и истине: молясь, будем приносить Богу плоды молитвы: покаяние нелицемерное, исправление сердца и всего жития, будем ревностны ко всякой добродетели. Это и будет поклонение Богу духом и истиною. Аминь» [9, 139].

Мф.18:21. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?»

Мф.18:22. «Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.»

«Себе все легко прощаешь, если согрешишь против Бога или против людей, легко извиняй и других. Люби ближнего как себя, прощай ему много. Коль краты аще согрешит в мя брат мой, отпущу ли ему до седмь крат? не глаголю тебе, до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею [Мф. 18:21, 22], говорит Господь. В этом и познается любовь. Даже мало еще этого для любви: любовь любит врагов своих, добро творит ненавидящим, благословляет проклинающих ее и молится за творящих ей обиду [Лк. 6:27, 28]» [5, т. 1, 196].

«Аще семь раз падет, и семь раз покается, глаголя: каюся, – остави ему [Ср.: Лк. 17:4; Мф. 18:21, 22]. Знает Владыка, как Сердцеведец, что люди склонны к весьма частым падениям, и падая, часто восстают, потому и дал заповедь – часто прощать грехопадения; и Сам первый исполняет Свое святое слово: – как только скажешь от всего сердца: каюся, – тотчас прощает» [5, т. 2, 550].

«Вы живете с злым человеком, положим с женою или с тещею, или с свояченицею, и они вас, как говорится, часто грызут, едят словами, не дают покою; или, если жена ваша – мачеха детям вашим, журит вашего сына, дочь; вы и сами на нее злы и тайно с внутренним презрением говорите другим: она зла, как ехидна, и говорите: хотел бы разойтись с нею. Друг мой! Не торопитесь, терпите – это искушение врага для вас: он искушает вас, по Божию попущению, чрез вашу жену (или чрез ваших родственников – братьев, шуринов, своячениц), и она есть жалкое орудие врага: злоба вашей жены (или ваших родственников) есть не что иное как сильный прилог врага; злобные выходки ее можно назвать припадками злобы, точно в таком роде, как у пьяницы бывают припадки пьянства, у прелюбодея – припадки любодейства, у чревообъястливого – припадки объядения или крайней алчности к пище, у сребролюбца – припадки сребролюбия, у скупого – припадки скупости, у гордого – припадки гордости, у празднословного – припадки празднословия, у ленивого – лености. Пройдут эти припадки: и опять ваш враг будет человеком, который, как говорится, в своей тарелке. Именем Господним молю вас, братия, будьте терпеливы, пожалейте о бедном человеке, насилуемом от врага, особенно о женщине: она слабое существо, по своему чувствительному сердцу особенно раздражительна и склонна к злобе вражией, ибо враг нападает на слабые наши стороны; имейте терпение, сносите тысячу раз, без числа сносите: потому что враг не дремлет и неутомим и не считает своих нападений; не горячитесь, не торопитесь; помните, что все мы имеем свои коньки, свои страсти, тоже ненавистные для других. Но что если бы и нас не стали терпеть, если бы не стали сносить припадков наших страстей? Ах! Возлюбленные братья, все мы среди сетей врага ходим, который всеми мерами хочет посмеваться над нами, над нашим, по Христе, житием; чтобы совсем не посмеялся он нам и не погубил нас, остается одно средство: терпеть великодушно его козни и не горячиться: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19), говорит Господь. Почему терпением? Потому что враг всячески старается затмить, путать нас на пути спасения. Вспомните милосердные слова Спасителя на вопрос Петра: Господи, аще согрешит в мя брат мой, отпущу ли ему до седмь крат? – Не глаголю тебе: до седмь крат, но седмидесят крат седмерицею (Мф. 18:21–22). Пройдет страсть, и человек опять будет добр. Обыкновенно говорят о таких людях: на него временем находит что-то, а так он хороший человек. Это нахождение имеет прилог врага» [8, 347].

«Уныние в христианине – безумие: ибо скажите, о чем нам унывать? О грехах? Но Христос прииде в мир грешники спасти (1 Тим. 1:15). Несть грех побеждают, человеколюбие Божие, и Христос повелел седмьдесят крат седмерицею (Мф. 18:22) прощать падающим в грехи. О кознях врага, о его тяжких нападениях на нашу душу? – Но это готовит нам венцы терпения; это составляет честь нашу, что мы ради жизни во Христе испытываем от него разные пакости» [8, 289].

Мф.18:23. «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;»

Мф.18:24. «когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;»

Мф.18:25. «а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;»

Мф.18:26. «тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.»

Мф.18:27. «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.»

Мф.18:28. «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.»

Мф.18:29. «Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.»

Мф.18:30. «Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.»

Мф.18:31. «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.»

Мф.18:32. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;»

Мф.18:33. «не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»

Мф.18:34. «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.»

Мф.18:35. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.»

«Нынешний день, возлюбленные братия, читана была евангельская притча Спасителя, в которой Он, Господь Бог наш, уподобил Царство Небесное или Праведный Суд Свой над людьми царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов, то есть двадцать миллионов! Или – просто без числа, ибо определенное число здесь поставлено вместо неопределенного. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, на наш счет – не больше двадцати рублей, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, – заключил Господь речь Свою, – если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешения его (Мф. 18:23–35). Я повторил все читанное Евангелие, чтобы вы лучше запомнили его.

Не к чести нашей – в нынешнем Евангелии изображается крайнее жестокосердие и злоба человеческого сердца относительно ближних наших. С того самого времени, как люди чрез грех предались начальнику злобы, диаволу, ОН свил в их сердцах твердое себе гнездо, насадив в нем свою адскую злобу, которую и проявляет с тех пор весьма часто в очень грубых, насильственных видах. История библейская и гражданская и дневники нашего Времени полны примеров этой злобы и жестокосердия людей из-за корысти, из-за желания мое пользоваться хищнически имением ближнего, – или из-за оскорбленного самолюбия, из-за дикого каприза, из-за неудовлетворенной животной любви, многие и очень нередко не задумываются вонзить нож в сердце или в горло ближнего или иначе как-нибудь лишить его жизни, – не говоря уже о ссорах, спорах, ругательствах, судах и прочих выражениях злобы человеческой» [9, 223].

«Молитвою мы отмаливаем грехи свои. – Весь долг он (оный) отпустих тебе, понеже умолил Мя еси [Мф. 18:32]. Опыт говорит то же» [5, т. 2, 494].

«Молящемуся нужно надеяться умолить Господа о всех грехах: весь долг отпустих тебе, понеже умолил Мя еси [Мф. 18:32], несть бо грех побеждающ человеколюбие Божие [мол. 4 ко св. причащ.]. Кровь Сына Божия очищает нас от всякого греха [1 Ин. 1:7] (Мария Египетская). Аще кто согрешит. Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника [1 Ин. 2:1]» [5, т. 2, 525].

«О! Как я далек от Духа Христова, от духа терпения, от Креста Его. Он допустил злодеев поругаться над Его Пречистым Телом, оплевать лице, сделать ударение по ланите, пробить главу тростию, вознести Себя на Крест, пробить ноги и руки гвоздями, пробости бок. А я что? – А я выхожу из себя, когда другие делают, по моему мнению, некоторую несправедливость в отношении моего вещественного достояния, когда берут мои деньги, даром кушают мой хлеб-соль, чай-сахар. Меня никто не ругает, не плюет мне в лицо, не ударяет по щекам, никто еще не пробивал мне главы тростию, никто не прокалывал мне рук и ног – и я объявляю почти войну ближним моим, причиняющим ущерб не телу моему, не жизни моей, а только вещественному достоянию моему, моей щедрости и гостеприимству. Господи, за то я по правде страдаю моими внутренностями, за то жестокие боли желудка терзают меня, за то, что я изъявлял неудовольствие на мнимые обиды братии моей, вкушающей часто от трапезы моей, за то, что я был жаден, – вот я страдаю чревом моим. Имиже бо кто согрешает, сими и мучится (Прем.11:17). Даруй же мне, Господи, хотя отселе совершенно вразумиться и любовию терпеть (Ср.: 1 Кор. 13:4) приходящих ко мне частых гостей. – Господи! Грешен я и многогрешен: помилуй мя! Щедрый! Даруй мне быть щедрым. Заимодавче, Коему я должен тьмою талант, – даруй мне охотно прощать должникам моим, должным только десятью талантами (Ср.: Мф. 18:24–34). Аминь» [10, 92].


Глава 17 Глава 18 Глава 19